МОТОГОНКИ.РУ, 11 февраля 2025 - Согласно официальным статистическим отчетам продаж автомобилей и мотоциклов по итогам 2024 года, ключевыми игроками на этих рынках остаются два гиганта японской промышленности - Toyota Motor Corporation и Honda Motor Co, совокупно продающие 37.5 миллиона транспортных средств самого разного калибра.
10.8 миллиона автомобилей продала одна Toyota, что по официальному отчету корпорации больше произведенных за год 10.6 миллионов автомобилей, но снижение продаж составило 3.7% по сравнению с итогами 2023 года.
4.1 миллиона автомобилей на счету Honda, и здесь наблюдается падение продаж сразу на 11.4% по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Но на рынке мотоциклов у Honda просто нет конкурентов - это 18.8 миллиона единиц 2-колесной техники, плюс, еще 3.8 миллиона квадроциклов, багги и других средств мобильности на земле, в небесах и на море. Суммарный годовой оборот Honda Motor Co. достиг в 2024 году 20.4 триллиона иен (133.88 миллиарда долларов).
Оба японских гиганта находятся под серьезным давлением со стороны китайских конкурентов, которые стремительно расширяют географию своего присутствия
Согласно отчету Китайской Ассоциации производителей автомобилей, по итогам 2024 года все заводы и бренды Поднебесной произвели на свет 31.282 миллиона автомобилей и продали 31.436 миллиона, что соответствует прямому росту продаж в 4.5%.
Экспортировано из Китая в другие страны было 5.9 млн автомобилей, на 19% больше прошлогоднего показателя
Поскольку китайских производителей много (зарегистрировано более 100 брендов), каждый по отдельности не представляет глобальной угрозы для Toyota и Honda, но все вместе - поджимают! Так, BYD впервые в истории вошел в ТОП-10 самых продаваемых марок в мире, реализовав в 2024 году более 570 тысяч машин, 433 тысячи из которых были проданы за пределами Китая. А BYD не является крупнейшим производителем Поднебесной.
ТОП-10 китайских экспортеров 2024:
Chery - 1.144 млн
SAIC - 929 тыс
Changan - 536 тыс
Geely - 532 тыс
Great Wall Motor - 453 тыс
BYD - 433 тыс
BAIC - 274 тыс
Tesla China - 260 тыс
JAC - 249 тыс
Dongfeng - 246 тыс
Китайский автопром сегодня - это один большой «мега-альянс», который пользуется поддержкой государства на всех уровнях и стремится к реальному мировому господству. Но пока он не имеет единой линии и по факту не является единым организмом. Тем не менее,
В 2024 году китайские производители суммарно заняли 41% мирового авторынка
Так почему бы и рупнейшим производителям Японии не объединиться перед лицом такой угрозы?
Почему Honda ищет альянса с Nissan и Mitsubishi, а не идет прямо к Toyota? Ведь объединившись, этот Великий Всеяпонский Альянс получил был в свои руки примерно 42.5% мирового рынка транспортных средств.
И тут есть три порога, о которые этот самый альянс споткнется в первый же день....
Причина 1: разные взгляды на будущее
Вероятно, это главное противоречие, которое разделяет принципы, которыми руководствуются в стратегическом планировании два японских гиганта. Toyota является флагманом японского автопрома, благодаря своей достаточно консервативной политике в отношении проектирования автомобилей для жизни. Самые продаваемые машины Toyota выпускаются уже десятилетиями и на заводах практически всех континентов - это Corolla, Camry, RAV4 и Hilux. Более 20 миллионов Hilux бороздят мировые просторы в Африке, Австралии, обеих Америк, Европы и Азии. Это традиционные машины с неприхотливыми ДВС (ICE), сервис для которых можно найти в любом населенном пункте мира.
Принципиальным мировоззрением Honda всегда было технологическое превосходство над конкурентами, как в области проектирования и комплектации автомобилей, так и в области мотоциклостроения. По технологиям, применяемым сейчас в автомобилях, Honda значительно выше Toyota, что также усложняет и общий подход к их продажам и обслуживанию по всему миру, сужает естественные рамки доступности. Поэтому, передовые модели Honda теперь ориентирует преимущественно на «премиальные» рынки - Северную Америку, Австралию, Ближний Восток и Европу, где большой сектор платежеспособных клиентов, способных оценить новые удобства и уровень комфорта.
Honda раньше Toyota приняла стратегические планы по плавному переходу на альтернативные источники энергии, действительно приняв эту концепцию к действию. Toyota же объявила о выпуске на рынок нескольких обновленных технологических решений в области ДВС, которые давно готовились, и вот, момент настал.
В итоге, и Honda вернулась к анонсам крупных новинок традиционной направленности - и сколько-то анонсов еще предстоит сделать до Токийского Моторшоу 2025!..
Но в целом, концепции Honda и Toyota пока расходятся:
Honda видит глобальное будущее в создании всемирной человеко ориентированной автомобильной сети, абсолютно безопасной мобильности городов и тому подобное; Toyota, если и ведет разработки на будущее, связаны они с индивидуальными транспортными средствами, оборудованными мощными, производительными двигателями с большим запасом хода
Если Toyota и говорит о каком-то альтернативном бензину будущем, речь идет о водороде в большей степени, чем о полностью электромобильном транспорте (EV) - транспорте мегаполисов, где расстояния невелики.
Причина 2: Toyota уже состоит в альянсе с конкурентами Honda
Противоречие, которое вряд ли удастся преодолеть без прямого конфликта интересов: Toyota уже много лет состоит в альянсе с Yamaha Motor Company, главном и непримиримом сопернике Honda на внутрияпонском и мировом рынках. Кроме Yamaha, Toyota плотно работает с Subaru и Mazda в области разработки единого стандарта альтернативного ДВС двигателя.
Yamaha существенно уступает Honda в производстве транспортных средств не только потому, что у нее нет автомобильного производства, но и в производстве мотоциклов. В 2024 году YMC произвела и продала за первые 8 месяцев 3.2 миллиона мотоциклов, скутеров и квадроциклов, объявив план на выход к отметке в 5 миллионов к концу отчетного периода. Yamaha еще не анонсировала финальные цифры, но они должны соответствовать планам. В любом случае, это более чем втрое меньше, чем производит Honda Motor Co. с помощью своей всемирной сети заводов.
Если у Honda и возникают планы о коллаборации с коллегами, то обычно, это означает, что у Honda есть какая-то прорывная технология, которую компания намерена внедрить глобально, и для этого ей хочется учредить новый всемирный стандарт с другими участниками мотоциклетного рынка. Разделять технологию с конкурентами Honda сразу никогда не планировала: если уж и мутить альянс, то каждый член этого альянса должен делать что-то свое, не пересекающееся с другими. Так было в случае создания консорциума по взаимозаменяемым батарейным отсекам для скутеров и мотоциклов в области городской мобильности. Так сейчас есть в консорциуме по разработке водородных технологий, где Honda занимается созданием цифровой инфраструктуры, тогда как ключевой элемент - двигатель и силовую установку разрабатывают все же в Yamaha в коллаборации с Toyota.
Если Toyota выпускает какой-то пресс-релиз, связанный с этим направлением, компания упоминает там партнеров, каких угодно, включая Kawasaki, но только не Honda!
И в этих трехсторонних отношениях не может быть иного решения, пока Yamaha и Toyota - вместе.
Причина 3: Toyota не видит в Honda равноценного партнера
Формат альянса, который Honda предложила Nissan и Mitsubishi, вероятно, мертворожденный изначально именно по той причине, что оценивая потенциал компаний, Honda не видит Nissan равным партнером в сделке о слиянии. Все ждут с нетерпением официального ответа Nissan и Mitsubishi на предложения Honda 30 января. Если верить источникам, Honda прямо предлагает Nissan стать своей дочерней компанией. Это уже не альянс, а поглощение, и в Mitsubishi, чувствующей себя неплохо, почувствовали угрозу своему суверенитету. Если с Nissan есть варианты для обсуждения, то Mitsubishi с максимальной долей вероятности откажется.
А в ситуации с Toyota-Honda, именно Toyota не видит причин для равноправного партнерства с компанией, которая производит более чем вдвое меньше автомобилей, чем она сама. А второй значимый актив - мировой мотоциклетный рынок и Honda как его лидер Toyota не интересует, поскольку у них есть друзья в Yamaha.
Что дальше?
Вряд ли что-то сдвинется с места, пока в Китае не произойдет некая национальная консолидация, и некий крупнейший игрок при поддержке государства не объявит себя Новой Национальной Автомобильной Корпорацией, под зонтиком которой начнется стремительная атака на мировые позиции японцев (под неким единым брендом и с моделями в комплектации, не уступающей японским).
Сейчас доля Красного Дракона на мировом автомобильном рынке достигла 41%, она уже больше, чем доли Toyota, Volkswagen или Honda по отдельности. Пока, Toyota и Honda преобладают, но если тренд роста китайского автопрома сохранится в 2025 году, в феврале 2025 года мы констатируем преодоление ими 50% отметки - и далее.
Если альянс Honda и Nissan, причем, именно по плану Honda, не состоится, то это неминуемо произойдет.
Никакие пошлины и тарифы в рамках Американо-китайской торговый войны не остановят Китай от захвата американского рынка.