МОТОГОНКИ.РУ, 30 мая 2025 - С заявлением Хорхе Мартина - оригинальным постом и переводом на русский - можно ознакомиться в публикации МОТОГОНКИ.РУ.
Особых подводных камней в своем заявлении Хорхе Мартин (а если быть точным, его менеджер Альберт Валера) не оставил: позиция пилота сформулирована достаточно ясно.
Мартин, пропустивший из-за травм всю первую половину сезона MotoGP 2025 года, очевидно, попросил Aprilia предоставить ему больше времени для принятия решения - продолжать работу в 2026 году или воспользоваться лазейкой о "неконкурентоспособности" прототипа RS-GP25, но похоже, что боссы из Ноале не оценили предложение
Однако, что важно: Мартин не заявляет прямо, что - ухожу, всё решено - и точка. В его заявлении написано, что может быть «второй шанс» для обеих сторон. То есть, если Ривола согласится изменить условия подписанного контракта - перенести дедлайн по решению пилота, хотя бы на месяц - сроки тут никак не оговариваются.
Обычно, на трансферном рынке MotoGP действует незыблемое правило: предварительные контракты оформляются в мае, окончательные решения по ним всеми сторонами принимаются до 1 июля. Всё, что происходит после 1 июля - это уже исключительные ситуации, поскольку финальные версии контрактов пилоты получают не раньше конца августа-начала сентября.
За кулисами ведется большая юридическая работа, зачастую, с обеих сторон - прописываются важные детали, их утверждают. Например, в случае с Yamaha любое изменение в договоре может занимать до 2-х месяцев на утверждение в Японии, бюрократия существенно осложняет ситуацию.
История с уходом Марка Маркеса из Honda и заключением контракта с Gresini Racing в 2023 году длилась почти полгода - началась в мае с секретных переговоров, а завершилась только в ноябре, когда менеджер Маркеса получил на руки финальную версию договора с командой. Кстати, на тестах в Валенсии, где Марк уже участвовал в своих первых тестах с Ducati, у него на руках был только доп к договору о досрочном расторжении контракта с Honda, но еще не было окончательного с Gresini - в тот момент он де-факто был безработным, но всё определилось через пару дней.
Итальянцы идут на сделки легче, но и это занимает время.
Но в случае с Мартином, который просит отложить дедлайн, чтобы вернуться в строй и еще раз хорошенько протестировать Aprilia RS-GP в боевых условиях, сроки и даты возвращения просто отсутствуют
Никто не знает, когда Хорхе сможет физически восстановиться для возвращения в MotoGP. Возможно, это произойдет в июле, например, на Гран-При Германии. С этого момента для него стартует период принятия решения. Но для Ноале это будет слишком поздно, поскольку в случае отрицательного ответа, лучших из оставшихся пилотов к тому моменту уже разберут другие команды.
Поэтому, Мартин намекает, что если ответ нужен здесь и сейчас, его ответом будет - «Ciao, ragazzi! И спасибо за вкусную рыбу...» - то есть, решение выйти из Aprilia, так и не начав работу, потому что дважды мотоцикл уронил пилота и сделал ему «бо-бо» - это будет главным аргументом для применения исключительной статьи в контракте с Aprilia Racing, прописанной туда юристами Валеры.
Массимо Ривола как бы отвечает на ультиматум пилота: «Aprilia намерена соблюдать условия подписанного контракта и ожидает, что пилот поступит тем же образом [...] Мы с нетерпением ждем возвращения Хорхе» - заявил он в Сильверстоуне
Что может предпринять Aprilia
У Массимо Риволы вариантов мало: Мартин жестко подставляет человека, который по сути спасал его карьеру и положение в обществе, и подобный подход - это личное оскорбление. Ривола заранее дал понять, что Aprilia пока не планирует менять условия уже подписанного контракта, включая сроки принятия решений.
Но Aprilia может встать в позу, и тогда для Мартина могут включить сценарий Жоана Зарко 2019 года, когда тот слезно попросил KTM о расторжении контракта посреди сезона, и его - со всем уважением - просто выставили за пределы паддока до конца сезона. Зарко оплатили весь гонорар без вычетов, так что KTM исполнил свои обязательства перед пилотом, но двери Маттигхофена захлопнулись перед французом раз и навсегда. Перед Зарко возникла реальная угроза - завершить карьеру в MotoGP здесь и сейчас, и только действия Ducati спасли его в последний день сезона.
Мартин в иной ситуации
Никто точно на 100% не знает, какое именно встречное предложение он получил от Honda Racing через посредников в Хересе. По слухам, HRC предложила ему 3-летний контракт с суммарным гонораром в 30 млн евро. По другой информации, Мартину дали понять, что готовы принять его снова в семью Pramac Racing.
Но вот, что появилось раньше - предложение от Honda или идея покинуть Aprilia, ключевой вопрос, достойный разбирательства в IRTA (Ассоциации команд MotoGP): если станет ясно, что решение свое Мартин и Валера принимали на фоне щедрого встречного предложения от завода-конкурента, у Массимо Риволы будут все аргументы для блокировки любой сделки с помощью официальных инструментов или даже передачи дела в суд.
Огромным плюсом для Aprilia стала победа Марко Беццекки на Гран-При Британии, теперь позиция Мартина и Валеры значительно слабее: Aprilia RS-GP может уверенно побеждать в гонках Гран-При, а значит, аргументы пилота надуманные, не имеют большого веса и так далее.
Велик риск, что расставшись с Aprilia, Мартину просто не позволят заключить контракт с Honda, либо Ноале выставит такую сумму отступных, что ни пилот, ни новый работодатель на это не пойдут.
Aprilia может отпустить Мартина, но заблокировать его переход в Honda - и любую другую заводскую команду, что может поставить крест на карьере испанского пилота, к тому же, растерявшего свою форму за 5 месяцев реабилитации
Общая для сторон проблема в том, что в таких условиях о совместной работе пилота с Aprilia Racing в 2026 году уже никакой речи не будет - Мартин будет восприниматься в боксе как человек ненадежный, ренегат.
Решением для Мартина в этой ситуации может стать подписание контракта с частной (независимой) командой. И какие варианты у него тогда будут?
Места есть только в двух проектах
Pramac Racing или VR46 Racing Team, но возвращение Мартина под крыло Ducati вряд ли будет воспринято положительно. Возвращение в Pramac - продолжение сказочной истории 2023-24 года, но в данный момент она ведет в никуда.
Главная проблема, которую создал для всех Хорхе Мартин, в том, что появление его на рынке MotoGP остановит все уже начавшиеся сделки: менеджеры топовых команд теперь будут ждать, где окажется действующий чемпион - это скажется на всех в паддоке!
Как решение последнего шанса - да. Опять же, позиции Джека Миллера и Мигеля Оливеры не совсем ясны. Миллер явно в более сильном положении, участие в составе заводской команды Yamaha на Suzuka 8 Hours - это не просто "прощальный бонус", скорее, напротив, как демонстрация доверия и невербальное предложение продолжать сотрудничество. Но Оливера действительно рискует потерять место, хотя Dorna и Хорхе Виегас сделают всё, чтобы единственный португалец оставался в паддоке MotoGP.
Кто мог бы занять место Мартина в Aprilia?
Самым безопасным решением для Риволы в этой ситуации было бы "выкупить" у TrackHouse Racing Аи Огуру и перевести его в заводской бокс.
Огура отлично начал сезон, но затем немного сбавил темп, чтобы не наломать дров. Он был лучшим новобранцем MotoGP 2025 до тех пор, пока не ринуля в бой Фермин Альдегер. Успех Альдегера - 50%: в двух случаях он допустил серьезные ошибки, но в двух двух попал на подиум. Огура же стабилен в периоде своего обучения - на подвиги после Аргентины не претендует. Но потенциал японец уже показал, и он - первый кандидат на место Мартина.
Новые вводные
Ситуация на трансферном рынке MotoGP может резко измениться в следствие новостей из Судзуки, где накануне попал в серьезную аварию Лука Марини из Team Honda HRC. Это произошло на официальных тестах перед Suzuka 8 Hours, в сложных погодных условиях. Марини получил ряд переломов, но что гораздо хуже, повредил связки коленного сустава, что может потребовать 2-3 месяца реабилитации, а он еще не транспортабелен и остается в Японии, как минимум, еще на неделю.
Судьба Марини - самая большая новая вводная, поскольку участие в Suzuka 8 Hours для него рассматривалось как своеобразная индульгенция от Honda для продления контракта с заводской командой на следующие 2 года. Но форма итальянца будет вызывать вопросы после его возвращения в строй - Лука травмировался в самый неподходящий момент сезона!!!
Место Марини в Honda всегда было немного под вопросом на 2026-27 годы, собственно, на него Мартина и хотели бы пригласить! Но есть и другие претенденты, например, Педро Акоста, менеджером которого является тот же самый Альберт Валера.
Как бизнесмен, Валера может жонглировать своими кандидатами по своему усмотрению. Любое решение, в итоге, принесет ему деньги. Он в уникальном положении. Но не Акоста или Мартин.
Заводы Yamaha и Honda уже обратили свой взор на World Superbike, откуда могут прийти сильнейшие гонщики, стесненные финансовыми и техническими условиями чемпионата серийных мотоциклов. Судя по отчету из-за кулис Сильверстоуна, Yamaha Racing решила снова побороться за Топрака и дать ему второй шанс перейти в MotoGP уже в 2026 году.
Но это будет отдельная история на МОТОГОНКИ.РУ...
Как может развиваться ситуация
Для всех сторон сейчас важно, как можно скорее разобраться со сложившейся ситуацией, поскольку заявление Мартина должно привести к резкой смене динамики в закулисье MotoGP. Команды, претендовавшие на сильнейших пилотов второго плана, начнут активнее подписывать с ними предварительные договора.
Мартин, как и в 2024 году, вдруг станет ключевой фигурой на рынке MotoGP, но это определится в момент, когда о своем решении объявит Aprilia. Всё произойдет мгновенно, возможно, в один день: Aprilia объявит о расставании, в тот же день другая команда - о заключении контракта с испанцем. Оба события будут согласованы, конечно же, а окончательные решения приняты сильно заранее. Но Aprilia и здесь может встать в позу, отодвинув свои официальные действия на последний момент, чтобы связать пилоту руки.
Когда всё это разрешится
Ключевым событием на трансферном рынке может стать, как и год назад, Гран-При Италии 20-22 июня: этап, предшествующий всем дедлайнам заключения договоров. Край - Гран-При Нидерландов через неделю, 29 июня - там уже точно всё должно быть завершено.
Джек Миллер ждет от Yamaha и Pramac Racing предложения на 2026 год...