МОТОГОНКИ.РУ, 30 мая 2025 - За всю историю чемпионата мира по Мото Гран-При никогда не вводилось никаких ограничений подобного рода. Всегда существовали богатые и могущественные заводы, вроде Honda, способные потратить в год на разработку прототипа 100 миллионов, и были частные команды с бюджетом до 25 миллионов на всё, включая логистику и зарплаты инженерам.
Первые вели активную разработку техники, внедряли инновационные решения и имели топовых пилотов с заоблачными гонорарами. Вторые жили одним годом, стараясь сохранить спонсоров и постараться не уйти в историю в случае неудачного сезона.
Но последние события, когда пилоты саттелитов вновь оказываются на подиуме в разных условиях гонок MotoGP, наглядно демонстрирует, что разработка достигла определенного - более-менее равного - уровня с технологической точки зрения, и решающую роль в гонках стали играть иные детали.
Бюджетный потолок - история, введенная в Формуле-1 в 2021 году с той же целью: дать командам более-менее равные условия. Уровень потолка регулярно меняется. Изначально он составлял $145 млн на сезон, затем был понижен до $140 млн в 2022 и до $135 млн с 2023, на этом уровне действует и по сей день, но может быть существенно повышен в 2025 году (до $215 млн) из-за вступления в чемпионат нового игрока - Audi
«Мы никогда такого не предлагали ранее, но другие чемпионаты давно регулируют расходы участников Кубка производителей, - сказал Карлос Эспелета, - Мы старались плавно снижать планку, регулируя стоимость конкретных компонентов, и по-моему, это уже привело к определенному технологическому балансу».
Dorna приходится очень внимательно контролировать расходы на логистику после пандемии 2020 года и ее последствий для мировых рынков 2021, это одна из частей стратегии промоутера по стабильному росту показателей MotoGP, она работает хорошо, считает Эспелета-младший.
«Но с точки зрения инженерии, большие заводы всегда будут тратить так много денег, сколько могут себе позволить, лишь бы их байк поехал на миллисекунды быстрее. Наша работа до этого момента сводилась к тому, чтобы убедиться, что миллионные инвестиции помогают ускориться не на 0.1 секунды, и что эффективность их высока, что это оправдано. Но если производители выступят с инициативой ввести потолок бюджета, Dorna поддержит ее».
Пока никакого решения о введении потолка нет, поскольку нет идеологии и методологии. Команды, конечно же, не против подобной уравниловки
Весь вопрос, как промоутер или FIM будут контролировать это. То, как организован контроль за высокотехнологичными деталями (подвеской, тормозами, покрышками) - прописано в Регламенте и соблюдается. Следующий момент - стоимость экипировки, каких-то эксклюзивных разработок. Но остальные расходы, например, на R&D посчитать невозможно, поскольку всё происходит за закрытыми дверями на заводах, и эти сведения - коммерческая тайна.
В Формуле-1 тоже не все разработчики соблюдали ограничения, время от времени превышая прописанные в регламенте цифры. Так, в 2021 году Red Bull Racing F1 превысила бюджет на $2.3 млн, и FIA оштрафовала заводскую команду на $7 млн.
В деле о нарушении бюджетного потолка RBR фигурировали даже расходы на кейтеринг, из-за чего у завода и FIA возник серьезный спор, который разбирали в суде. Итогом разбирательство стал вердикт FIA, который, кроме денежного штрафа, урезал Red Bull квоту на разработку и тестирование аэродинамики на 10%.