МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Тэги Календарь Контакты РЕКЛАМА В СМИ
Новости индустрии
Публикации на тему
Новости за этот день
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Лента новостей
»
Реклама
91118
28 мая 2025 в 12:35
 
Кирилл Чернышев, редактор, тест-пилот © MOTOGONKI.RU

Новый глобальный тренд: Yamaha идет по следу Honda и патентует двигатель CP3 с турбиной

Патентные заявки Yamaha на новую конструкцию двигателя для мотоциклов поданы в США: турбированный 3-цилиндровый двигатель CP3 может быть представлен публике уже осенью 2025 года, следом за Honda V3.

МОТОГОНКИ.РУ, 28 мая 2025 - Мотоиндустрия готовится к новому витку гонки моторных вооружений, на этот раз, в области среднекубатурных двигателей класса 750-900 куб.см. Если 10-15 лет назад их можно было назвать «супербайками», то теперь это реальный «средний класс» из-за соотношения рабочего объема и форм-фактора к реальной мощности, которая здорово снизилась под давлением экологических норм.

В 80-90 годы XX века процветала технология ДВС с 4-мя цилиндрами небольшого диаметра и легкоходными поршнями, что позволяло раскручивать коленчатый вал до 12000-13000 об./мин. Диаметр цилиндра 61 мм стал стандартом в 2010-х под влиянием MotoGP и World Superbike и позволил довести теоретическую удельную мощность 4-цилиндровых мотоциклетных двигателей до 300 л.с. на литр рабочего объема, но фактически использовать такую мощность на мотоцикле не представляется возможным из-за малого пятна контакта покрышки с асфальтом, через которое нельзя передать весь момент на асфальт - эффективно оттолкнуться от него. Поэтому, производители разумно остановились на отметках в 180-200 л.с. реального пика мощности, развивать технологию дальше просто не имеет смысла.

Преимущества рядных 4-цилиндровых моторов - в плавности их работы, поскольку момент инерции внутри самого двигателя меньше, чем у объемных V-Twin и рядных 2-цилиндровых ДВС. Высокооборотистые 2-цилиндровые моторы нуждаются в дополнительном оснащении системы балансирными валами, чтобы гасить множественные паразитные вибрации, негативно влияющими на ощущения от езды.

Плюс, экологические стандарты, на которые стала переходить Европа, а вместе с ней и Япония, подтолкнули индустрию к переосмыслению эффективности разработок. Новая "зеленая" доктрина требовала радикального снижения уровня шумов, вредных выбросов и потребления топлива. Новый подход к дизайну двигателей появился в 2012-14 годах и стал трендом к концу десятилетия - это переход к компромиссной схеме с тремя цилиндрами большого диаметра и коротким ходом поршня.

Двигатель Yamaha YZF-R9 CP3 (2025)
Двигатель Yamaha YZF-R9 CP3 (2025)
перейти в фотогалерею

Рядные и V-образные двигатели с 3-мя цилиндрами - объективный компромисс между производительностью, стабильностью, плавностью и экологичностью

Разницей между извлечением крутящего момента и мощности между 4-цилиндровой схемой 2000-х и 2-/3-цилиндровой схемой 2020-х является сама идея, каким образом и в какой момент водитель получает контроль над ними. Если у рядных 4-цилиндровых двигателей пик мощности и момента приходится на высокие обороты, и такой мотор надо постоянно крутить, чтобы «ехать на моменте», то в 2- и 3-цилиндровых моторах до 80% крутящего момента появляются уже на 4000-5000 об./мин., а пик момента и мощности наступает раньше, чем у 4-цилиндровых двигателей, примерно на 2000 об./мин.

Миланский Мотосалон EICMA 2024: двигатель Yamaha с Y-AMT
Миланский Мотосалон EICMA 2024: двигатель Yamaha с Y-AMT
перейти в фотогалерею

Это позволяет лучше контролировать поведение мотоцикла в поворотах, на ускорении и при торможении двигателем, не полагаясь на работу контрольной электроники (трекшн-контроль): обратная связь пилота с задним колесом - лучше, и это ощущается.

Начало сезона World Supersport 2025 года, где команды Yamaha разом отказались от 4-цилиндровой классики YZF-R6 и пересели на 3-цилиндровые мотоциклы R9 с двигателем 890 куб.см., демонстрирует радикальное снижение количества хайсайдов, что говорит о лучшем контроле за поведением заднего колеса. Также, мощность двигателей CP3 выше, чем у YZF-R6, но двигатель не нуждается в форсировке, что повышает его надежность и выносливость.

Миланский Мотосалон EICMA 2024
Миланский Мотосалон EICMA 2024
перейти в фотогалерею

Но гонка моторных вооружений среди японских производителей мотоциклов на этом не останавливается!

Новый тренд - 3-цилиндровый двигатель с электрическим турбонагнетателем или компрессором, управляемым электронно в зависимости от режима езды, скорости и динамики мотоцикла. Идея не нова и применялась еще в 80-х, но в 2020-х сама ее реализация стала проще и дешевле, и теперь это имеет смысл.

Миланский Мотосалон EICMA 2024
Миланский Мотосалон EICMA 2024
перейти в фотогалерею

Завод Honda первым представил концепт новейшего двигателя V3 с E-turbo на Миланском Мотосалоне EICMA-2024. Идея, представленная Honda, не предлагает создания сложной системы Supercharger′а или охлаждения воздушного потока, а лишь в значительном увеличении поставки воздуха в airbox под давлением. Это не должно перегружать двигатель, но позволит системе питания кратно повысить подачу топлива для обогащения смеси. Эффект - взрывной рост мощности. Цифр Honda еще не предоставляла, но предполагается, что рабочий объем этого V3 будет порядка 750 куб.см., а его пиковая мощность может достигнуть 150-170 л.с. при активации компрессии.

Yamaha E-Turbo - патентные схемы 2025 года
Yamaha E-Turbo - патентные схемы 2025 года

Патентные схемы Yamaha, обнаруженные в майской заявке, демонстрируют схожую идею на базе двигателя типа CP3. Схема предусматривает создание избыточного давления в воздушном боксе, когда это требуется при повышении оборотов двигателя. Электроника контролирует обороты компрессора, давление воздуха оценивается датчиком. Схема простая и не требует никаких дополнительных внедрений в систему питания, зажигания и сам мотор.

Общая идея производителей состоит в том, что "турбированные" моторы средней кубатуры могут выдавать значительно большую мощность, а значит, обеспечивать лучшую динамику и пиковые показатели скорости без какой-либо форсировки, на тех же рабочих оборотах, с тем же средним уровнем потребления бензина и теми же экологическими показателями.

Yamaha E-Turbo - патентные схемы 2025 года
Yamaha E-Turbo - патентные схемы 2025 года

Вторая, скрытая идея в этом - возможный скорый переход индустрии от классических бензинов на базе нефти к биотопливу на основе этанола или синтетической базы. "Калорийность", т.е. энергетическая ценность такого топлива на 15-20% ниже традиционного бензина класса АИ-95, так что и производительность ДВС в целом должна снизиться, как минимум, на 10%. А применение компрессора должно это сгладить, считают разработчики.

В битве за клиента маркетологи будут использовать тему с турбированием как прорывную технологию, хотя по сути это лишь компенсация потерь.

Важные новости
 
MotoGP 2025: Риторика менеджера Мартина резко изменилась после ГП Германии - паддок не врет?
MotoGP 2025: Риторика менеджера Мартина резко изменилась после ГП Германии - паддок не врет?

На Гран-При Германии менеджер Хорхе Мартина Альберт Валера признал, что стратегия с передачей дела о расторжении контракта с Aprilia Racing в суд не имеет перспектив. Перед стартом 11-го этапа MotoGP инсайдер, знакомый с делом, дал понять, что Мартин, скорее всего, останется с заводским проектом Ноале. Что говорит Валера?
Ярослав Карпушин взял первый подиум Red Bull MotoGP Rookies Cup, борясь за победу на Sachsenring
Ярослав Карпушин взял первый подиум Red Bull MotoGP Rookies Cup, борясь за победу на Sachsenring

Воскресная гонка совершенно перевернула все впечатления от дождливой субботы: Ярослав Карпушин идеально реализовал старт с поул-позиции на Sachsenring и большую часть гонки возглавлял заезд, либо держался в группе лидеров. Результаты 2-й гонки 5-го этапа Red Bull MotoGP Rookies Cup в рамках Гран-При Германии.
Ducati как мироощущение
Ducati как мироощущение

Для Motorrika участие в чемпионате России по кольцевым мотогонкам - такая же неотъемлемая часть истории бренда, как и для Ducati. Поэтому, когда Антон Федоров предложил выйти на старт класса «Суперспорт» на Ducati Panigale V2 осенью 2023 года, это было воспринято как вызов, но учитывая исторические корни, Motorrika пошла на всё. Титул чемпиона России стал вишенкой на торте в истории участия компании в Российском кольце. Но эта история не прервалась в 2025, даже со всеми осложнениями, которые ждали команду и Антона. Ответ на вопрос, не проще ли "вернуться к нормальной жизни и делам", был однозначным - и очевидным.
Киану Ривз показал мотоцикл ARCH 2S-R звезды MotoGP Джереми МакВильямса - вместе на штурм MotoAmerica!
Киану Ривз показал мотоцикл ARCH 2S-R звезды MotoGP Джереми МакВильямса - вместе на штурм MotoAmerica!

Jezza is back! Суперзвезда Супербайка и самый безбашенный ветеран MotoGP - Джереми МакВильямс, потеряв работу в KTM, обрел новую - и это будет просто суперпроект: МакВильямс стал пилотом заводской команды ARCH Racing Киану Ривза (Keanu Reeves). Особый гоночный ARCH 2S-R с номером «99» был представлен на минувшем этапе MotoAmerica в Laguna Seca.
Турецкий локомотив WorldSBK вернулся на победный путь: Разгатлиоглу - новый лидер сезона
Турецкий локомотив WorldSBK вернулся на победный путь: Разгатлиоглу - новый лидер сезона

Второй этап World Superbike подряд действующий чемпион мира Топрак Разгатлиоглу, который в следующем году переходит в MotoGP с Yamaha, забирает 100% результат - выигрывает обе гонки и Superpole Race, обставляя Николо Булегу и остальных. Булега больше не имеет никакой поддержки от партнеров. Да и партнеров у заводского пилота Ducati не осталось. Как прошел и чем завершился 7-й этап чемпионата мира по Супербайку в Донингтоне.
Мировой Супербайк 2025 - все воскресные гонки WSBK UKWorldSBK в Донингтоне
Мировой Супербайк 2025 - все воскресные гонки WSBK UKWorldSBK в Донингтоне

Superpole Race и воскресная 2-я гонка 7-го этапа World Superbike на автодроме Donington Park в Великобритании. #UKWorldSBK 2025 от старта до финиша.
Гонки на выбывание: Маркесы отпраздновали юбилейные старты MotoGP на Sachsenring по праву выживших
Гонки на выбывание: Маркесы отпраздновали юбилейные старты MotoGP на Sachsenring по праву выживших

Второе место за Марком Маркесом в этот день следует считать «проклятым»: каждый, кто занимал его и пытался ускориться, падал! Маркес провел выдающийся 200-й Гран-При в своей карьере, взял 12-ю победу на Sachsenring и вернувшись в полном объеме в права владения Короной в Кольце. Алекс провел превосходную 100-ю гонку, а Баньяя, наконец, не слишком разочаровал своих боссов.
Трансляция Гран-При Германии GermanGP MotoGP 2025
Трансляция Гран-При Германии GermanGP MotoGP 2025

Итак, дожди ушли из Оберлунгвица! Над Sachsenring снова солнце, хотя и слегка прикрытое облаками. Гран-При Германии в классе MotoGP будет сухим, как минимум, все покинули пит-лейн без задней мысли - на сликах. Главная гонка GermanGP стартует в 15:00 по Москве. Смотрите гонку от старта до финиша в прямом эфире.
Добраться до финиша: гонка Гран-При Германии в классе Moto2 превратилась в битву за выживание
Добраться до финиша: гонка Гран-При Германии в классе Moto2 превратилась в битву за выживание

Гонка Гран-При Германии в классе Moto2 была прервана красными флагами после нескольких больших аварий, которые произошли в реальном пылу борьбы за позиции. Из гонки выбыли почти все ранние лидеры, а до финиша добрались те, кому повезло.
Настоящий Moto3 - настоящий Sachsenring!
Настоящий Moto3 - настоящий Sachsenring!

Жесткая контактная борьба от старта до финишиа и очередной фотофиниш для определения призеров Гран-При Германии - именно так выглядят гонки Moto3 на Sachsenring, когда солнце и ветер успевает просушить трек после утреннего дождя.
 
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 28 мая 2025
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2025 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ.

Все содержащиеся на cайте сведения носят исключительно информационный характер. Информация о товарах не является публичной офертой. Указанные цены являются ориентировочными и могут отличаться от действительных цен на конкретные единицы продукции.

Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
МОТОГОНКИ.РУ


5.49 МЛН
годовая
аудитория
807303
посетителей
в месяц
120842
прочитано статей
сегодня

РЕКЛАМА В СМИ
Новости Фото Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости индустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOFOTO.RU © 2003-2025

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message
motogp чемпионат мира результаты мотокросс wsbk world superbike мото гран-при worldsbk видео большие призы mxgp марк маркес комментарии квалификация валентино росси интервью repsol honda гонка moto2 мотогп moto3 тесты ducati motogp23 mx2 травма мотогонки суперкросс авария сезон-2024 ktm motogp24 хорхе лоренцо ama supercross трансляция honda чемпионат россии circuito de jerez misano world circuit гран-при катара hrc aprilia racing yamaha евгений бобрышев qatargp fp2 world supersport honda racing sepang international circuit phillip island