МОТОГОНКИ.РУ, 18 июня 2025 - Контроль над скоростью стоит очень дорого. Мы прибыли в Муджелло, на трассу, где установлен абсолютный рекорд скорости MotoGP - 366.1 км/ч, зафиксированные системой объективного контроля (хронометражем автодрома в скоростной ловушке перед Т1 San Donato).
Чтобы достичь этой скорости, Браду Биндеру пришлось применить массу всяких трюков: совершить идеальный выход из последнего поворота, не потеряв скорости, последовательно включить передачу, опустить Ride Height Device, сесть на хвост Жоану Зарко из Pramac Racing и, совершив обгон француза, успеть деактивировать RHD на торможении перед San Donato. Что еще?
Не запутаться в обилии рычагов и кнопок на левом пульте своего KTM! А ведь в 2023 году, когда всё это произошло, девайсов у заводских пилотов Маттигхофена было меньше, чем сегодня
Сегодня пилотам MotoGP нужно думать о гораздо большем количестве нюансов, упарвляя 300-сильными прототипами. На левом клипоне заводском Ducati Desmosedici GP25 Марка Маркеса 11 кнопок и рычагов, каждый из которых используется буквально на каждом круге.

Путеводитель по рычагам и кнопкам: Ducati Desmosedici GP25 Марка Маркеса
Правая рука Маркеса выполняет главную часть работы - контролирует тягу и торможение, левая - всё остальное. Трудно себе представить, сколько мыслей должно быть в голове у пилота, чтобы всем этим пользоваться почти одновременно! Но мысли в данном случае - главные враги: гонщик должен совершать все действия бездумно, на автомате, рефлекторно. А для этого требуется огромный накат. Проблема в том, что все устройства на заводском Ducati постоянно эволюционируют, то есть, меняются...
1. Главный рычаг контроля Ride Height Device′а - новая версия, представленная Ducati на Гран-При Франции. Испытания прошли успешно, и Маркес взял прибор на вооружение. В Ле-Мане пилоты тормозят не так агрессивно, как в остальных местах, и RHD, а также Holeshot Device′ы часто не "отстегиваются" из-за недостаточной амплитуды хода вилки. Новое устройство позволяет "накачать" давление в аккумулятор гидравлической жидкости RHD, если его недостаточно. Доказательство есть: перед гонкой инженеры Ducati Lenovo Team прокачивали систему, регулярно накачивая давление с помощью этого рычага, а затем деактивировали RHD и повторяли процедуру.
2. Рычаг сцепления. Обычно, используется лишь раз за гонку, на старте заезда. Затем начинает работать seamless transmission, переключения КПП производятся без выжима сцепления вверх и вниз. Второй раз рычаг сцепления нужен, если пилот либо выкатывается за пределы трека, либо уже после гонки неспешно дефилирует на "круге почета" или останавливается для общения с фанатами.
На фото сверху - старая версия набора контрольных рычагов Ducati GP25 от февраля (тесты IRTA Sepang).
3. Контроль Holeshot Device′а - фиксация вилки в сжатом положении перед стартом. Алгоритм такой, что сначала фиксирует RHD, а затем, производя жесткое торможение, вилку. Глядя на то, что рычаг расположен на одной траектории с рычагом сцепления, можно предположить, что всё происходит в одно движение - выжим сцепления одновременно задействует и Holeshot Device. Когда сцепление отпущено, Holeshot Device уже взведен. Но подробного описания Марк дать не смог - перенаправил с подобными вопросами к Даль′Инье.
4. Регулировка хода (точности) рычага переднего тормоза, рычаг которого расположен справа. По ходу гонки Маркесу требуется иногда регулировка четкости обратной связи с тормозами на переднем колесе (например, при перегреве жидкости или колеса), а поскольку правая рука всё время занята, он может задействовать левую.
5. Активатор RHD. Это клапан снижения давления в заднем амортизаторе, нажав и удерживая который, пилот опускает заднюю часть мотоцикла перед стартом гонки и на выходе из поворотов на прямики, когда амортизатор находится под большой нагрузкой. Когда RHD опускается до минимального положения, есть автоматический (механический) фиксатор.
6. «Спусковой крючок» RHD, нажатие на который снимает амортизатор с фиксатора и запускает его быструю "перезарядку": давление, образовавшееся в аккумуляторе под приборной панелью, поступает по кабелям к амортизатору, поднимая его до рабочей высоты.
7, 8 и 9. Кнопки контроля электроники, привычный набор: красная, желтая и зеленая - программируются по желанию пилота. Точно сказать, какой цвет за что отвечает, невозможно. Но функционал известен последние 15 лет: одна переключает уровень воздействия Traction Control (контроль проскальзывания заднего колеса), вторая - Torque control, контроль крутящего момента (то есть, тяги), третья - уровень вовлечения Engine Brake (торможения двигателем). Изменение вовлечения каждой из систем необходимо из-за существенного снижения уровня зацепа заднего колеса по мере износа покрышки.
10. Рычаг быстрого складывания заднего амортизатора (RHD). По предположению, этот рычаг позволяет пилоту очень быстро сбросить давление в амортизаторе, а не опускать его плавно, например, при выходе из узкого поворота на прямую.
11. «Ручник», дублер заднего тормоза, он же «Thumb brake». Необходим пилотам MotoGP для ручного контроля тяги на заднем колесе, но также для растягивания шасси прототипа при прихождении поворотов, что значительно улучшает контроль. Ну, и еще много для чего. Особенно важным «ручник» становится в глубоких правых поворотах, где пилот буквально едет на колене и боковых слайдерах мотобота, что исключает возможность работы лапкой заднего тормоза, расположенной перед правой подножкой.
Согласно правилам, 5 из 11 из этих рычагов уйдут в историю в конце 2026 года. Но нет сомнений, что Даль′Инья придумает что-нибудь новое к 2027-му.