МОТОГОНКИ.РУ, 7 ноября 2024 - После одного из самых успешных уикендов MotoGP для Yamaha и Monster Energy Yamaha MotoGP - Гран-При Малайзии, к Фабио Куартараро и курирующему разработку нового прототипа YZR-M1 Массимо Бартолини было много вопросов.
Бартолини собрал большой брифинг в Сепанге, пообщавшись с избранными европейскими журналистами. Вот итог этого брифинга, некое сводное интервью: всё будет хорошо, считает итальянский инженер, но не обязательно с V4!
Правда ли - те слухи, что V4 готов к трековым тестам? Когда это может произойти?
Массимо Бартолини: «Ну, теперь скрывать уже нечего. Да, это правда. Было бы здорово, если бы мы смогли провести испытания уже в декабре».
Мы столько лет проработали в Ducati, а до того, в Формуле-1. Что подтолкнуло сменить автогонки на мото, и почему - Yamaha, в конце концов?
Массимо Бартолини: «Очень сложный вопрос! Прежде всего, потому что я люблю мотоциклы, мне нравится в них копаться, что-то улучшать. Я вступил в Ducati в 2004, и затем, 10 лет работал с Джиджи... Да, получается, почти 20 лет я проработал с Ducati, и 10 лет из них с Джиджи. Сначала, я занимался проектом в WorldSBK, но с 2010 года перешел в проект MotoGP. Джиджи всё изменил. У него совершенно уникальный подход к управлению проектами и его разными элементами, с точки зрения инженера. Это были годы впечатляющих челленджей, мы всегда были в тонусе. В Yamaha я увидел еще одни такой челлендж, скорее, персональный: могу ли я сделать что-то еще, что-то большее? Вот».
10 лет под чутким руководством Джиджи - это серьезный опыт!
Есть ли связь с многолетним опытом разработки двигателей V4 в Ducati и переходом в Yamaha? Ведь всё сводится к новому проекту с V4... Имеет ли это смысл для Yamaha? Даст ли это преимущество?
Массимо Бартолини: «Все так думают! Что, вот, возьмем V4, и двигатель всех вывезет. Но я думаю, что сегодня общий дизайн мотоцикл гораздо важнее двигателя. Сегодня речь не о мощности, и двигатель больше не главный элемент системы. Но да, слушая наших инженеров, я прихожу к выводу, что [V4] значительно изменит вид и дизайн байка. С точки зрения передачи мощности, это будет совершенно новый байк».
«На самом деле, когда я подписывал контракт [с Yamaha], вопрос о V4 еще не стоял на повестке дня. Но мы обменялись мнениями, в результате которых пришли к определенным выводам»
«Есть нюансы, которые позволяют реализовать передачу мощности с V4 лучше и проще, нежели с "рядником". Потому что сегодня мы должны двигаться вунисон с разработчиком покрышек. Покрышки решают всё. С Bridgestone пилоты Yamaha были на высоте, но с приходом Michelin концепции изменились: сейчас для получения преимущества больше используется заднее колесо, нежели переднее. С этой точки зрения, да, V4 предпочтительней и может помочь. В конце концов, мотоциклы всегда проектируются от двигателя».
Это будет V4 с 90 градусами?
Массимо Бартолини: «Окончательное решение еще не принято».
Кто за этим стоит? Лука Марморини?
Массимо Бартолини: «Да, да. Это его зона ответственности».
Произойдет ли обязательно переход на V4? Бартолини: «В том то и дело, что нет! Сначала, мы должны доказать, что новый байк будет быстрее нынешнего...»
Вы уверены, что Yamaha образца 2027 году будет V4? Как сильно изменится общий дизайн M1 с переходом на V4? Он станет длинным и низким, как Ducati и Aprilia?
Массимо Бартолини: «В том то и дело, что нет! Это не обязательно будет зависеть от перехода на V4. Но концепция байка изменится в любом случае. И с точки зрения аэродинамики, байк с V4 должен быть ниже сантиметров на 10-15. Это естественным образом помогает аэродинамическому пакету работать. Затем, важным моментом является развесовка, общий дизайн шасси. При этом, в разработке центр масс должен сместиться немного назад от вилки - так байк проще контролировать. Плюс, двигатель V4 легче сам по себе, чем рядный. Мы взвесили все эти "за" и "против", прежде чем начать разработку. В теории, мы получим преимущество с V4. Но не обязательно мы сразу станем лучшими. Сначала, мы должны доказать, что новый байк будет быстрее нынешнего».
Теперь у Yamaha будет 4 пилота в MotoGP. Планирует ли компания разделить обязанности между ними - кому-то дать V4, кому-то - новый вариант "рядного" M1?
Массимо Бартолини: «Честно говоря, я об этом никогда не задумывался. Не знаю, может ли компания себе позволить [с финансовой точки зрения] вести разработку параллельно трех-четырех независимых решений, разных двигателей и прототипов в целом. Это две или даже три команды разработчиков! Тройная нагрузка: мы же должны работать над двигателем по регламенту 2027 года».
«Мы просто должны решить, в каком направлении мы движемся. Рано или поздно, это должно произойти. Надеюсь, что раньше...»
Есть предположения, когда?
Массимо Бартолини: «Рано предположения строить, поскольку мы еще не увидели, как работает [новый байк с] V4. Чтобы совершить качественный скачок, мы должны получить существенную прибавку потенциала мощности, плюс 50 или 60 л.с. по сравнению с тем, что имеем сейчас. От этого плясать, пытаясь взять ее под контроль. Если сравнивать ситуацию Yamaha в 2024 году с тем, как развивалась разработка в 2004 с приходом Валентино Росси, она принципиально иная: сегодня 10 л.с. ничего не решают, а электроника вовлечена по самые уши. В руках пилотов далеко не вся власть над байком...»
Origin by Mat Oxley, Peter Mclaren, Matteo Aglio, Matteo Bellan