МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Тэги Календарь Контакты РЕКЛАМА В СМИ
ТЕСТ-ДРАЙВЫ
Публикации на тему
Новости за этот день
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Лента новостей
»
Реклама
369378
23 июня 2024 в 11:55
 
Кирилл Чернышев, редактор, тест-пилот © MOTOGONKI.RU

Технологии MotoGP в повседневной жизни: приборка в стиле Гран-При и дата-логгер - это нужно!

Цифра правит сегодняшним миром. Даже на простом мотоцикле давно есть свой "черный ящик". Не на каждом. Не у всех. Но есть. Называется он дата-логгер. Придумали это устройство в Мото Гран-При еще в середине 90-х. А сегодня такое можно поставить на любой мотоцикл. Буквально, на любой!

МОТОГОНКИ.РУ, 23 июня 2024 - Зачем нужно собирать «дату» (данные телеметрии)? Чтобы всё знать! Но не только для этого. Сегодня данные можно использовать, как с научно-популярной точки зрения, так и с развлекательной. А еще и с чисто практической. К счастью, технологии MotoGP уже давно можно пощупать руками, не закладывая для этого свой дом.

Пионеры-основатели


В Мото Гран-При телеметрия и вообще первые попытки сбора данных о работе аналоговых и электронных (цифровых) систем были сразу после перехода на системы с управляемыми (изменяемыми) процессами зажигания и питания, где уже требовалось анализировать качество работы этих инноваций. Но японцы не были здесь пионерами, как бы странно это не звучало.

Пионер-основатель современной гоночной инженерии MotoGP Энтони Кобас
Пионер-основатель современной гоночной инженерии MotoGP Энтони Кобас

Современная школа гоночной инженерии зародилась в 90-х годах в Европе, благодаря "протесту" со стороны нескольких молодых испанцев, выпускников технических университетов, устроившихся на работу в Большие Призы, где японские производители к этому моменту уже уверенно доминировали над итальянцами и британцами.

Самым ярким представителем новаторов, настоящим пионером в области цифровизации, "расшифровки" и визуализации чисто механических процессов является выдающийся Антонио "Энтони" Кобас, основавший в конце 80-х свою собственную школу гоночной инженерии Escuola Cobas.

Лига выдающихся джентльменов MotoGP: самые светлые головы инженерии современности
Лига выдающихся джентльменов MotoGP: самые светлые головы инженерии современности

Школа выпустила таких выдающихся шефов заводских команд как Антонио Хименес (Aprilia Racing), Рамон Форкада (Yamaha Racing), Рамон Аурин (Repsol Honda), Хуан Мартинес (Ducati Corse) и, конечно, Санти Эрнандес (Repsol Honda), составляющих сегодня элиту инженерии MotoGP. Правда, из-за своего возраста, Форкада и Аурин уже не работают непосредственно в заводских командах MotoGP, но служат своим заводам в командах разработчиков. Но Эрнандес и Хименес - работают! Хуан Мартинес сегодня возглавляет компанию Andriani, собственный подвесочный бизнес, вышедший из Showa и Ohlins.

Антонио Хименес вспоминал, что японцы возили с собой целый штат инженеров, чтобы работать с настройками блоков управления (ECU), зажигания и питания, но никакого внимания не уделяли остальным элементам - подвескам, тормозам и связи между ними.

Хименес: «Понятия "геометрия" в 1990 году попросту не существовало, как бы Энтони [Кобас] ни пытался донести эту идею до японцев. Им нужно было что-то... показать, наглядно»

Вместе с Кобасом, уже работая в испанском подразделении японской Showa, Хименес и Рамон Форкада стали первым исследовать зависимости работы чисто механических элементов шасси прототипов Yamaha и Honda.

Антонио Хименес, San Carlo Gresini MotoGP
Антонио Хименес, San Carlo Gresini MotoGP

«В начале 90-х началась новая история - мы поняли, как можно научиться "читать" мотоцикл не только по звуку и стружкам в масле, но и по тому, как он раскачивается во время езды. Мы поехали в Штаты - я, Форкада и Кобас пошли в компьютерный магазин в Лос-Анжелесе и купили там свои первые лаптопы. Ну, то есть ноутбуки, только тогда они весили по 10 кило. Рамон и Энтони купили себе Toshiba. И у нас появился первый в паддоке компьютеризированный "караван". Рамон был первым, кто придумал, как можно отобразить данные с датчиков на экране. Если кто-то говорит, что это не так - не верьте: Аурин - первый настоящий телеметрист MotoGP! Другого на тот момент просто не было. Мы с Аурином экспериментировали на байке "Аспара" [Хорхе Мартинеса, прим. МОТОГОНКИ.РУ] , а Кобас на мотоцикле Алекса Кривье. Все тыкали в нас пальцем, не понимая, что мы такого увидели на экранах».

Рамон Аурин - первый истинный телеметрист MotoGP, Энтони Кобас в центре; молодой Карлос Чека в Team Movistar Honda
Рамон Аурин - первый истинный телеметрист MotoGP, Энтони Кобас в центре; молодой Карлос Чека в Team Movistar Honda

Проекты Энтони Кобаса и его учеников "выстрелили" в 1995, а в 1999 буквально спасли заводскую команду Yamaha от позорного поражения. И тут мир перевернулся с ног на голову...

Прежде всего, вот этот вопрос - «зачем?»


В основном наглядное представление данных телеметрии требуются гонщикам и их инженерам, чтобы видеть в деталях то, что нельзя почувствовать. Гоночные инженеры (Race Engineer или Data Engineer) знают, как интерпретировать показатели, "переводить" их на человеческий и доносить до механиков и пилота - что им делать, чтобы улучшить свой показатели торможения, динамки разгона, входа в поворот, прохождения траектории и так далее.

Обычно, инженер-телеметрист видит вот такие графики:

Обычно, гоночный инженер видит перед собой вот эти графики

Эти графики - примитивное отображение прямых цифровых сигналов с аналоговых датчиков, размещенных на подвижных элементах мотоциклов (подвеске, тормозах, элементах шасси).

Графики демонстрируют пики, динамику и амплитуду. Инженер, взглянув на эту картинку, может понять, что происходит. Глубокий анализ требует погружения в цифры... Поэтому для быстрого анализа все графики наложены один на другой, чтобы можно было сопоставить: вот, в этот момент пилот открыл дроссель на 90%, затем произошел хайсайд - это видно по сжатию и резкому распрямлению подвески... и так далее, и тому подобное.

Пилот видит гораздо меньше информации, потому что ему это не надо:

Дэшборд прототипа MotoGP Yamaha YZR-M1 Фабио Куартараро

Телеметрия в MotoGP собирается по более чем 20-ти показателям - несколько из них с мотора, несколько с подвески, несколько с тормозов, давление в колесах, позиционирование GPS, позиционирование в пространстве (с данными от IMU), воздушные потоки и так далее. Современные блоки управления 2D могут коммуницировать с 32-мя независимыми датчиками и другими устройствами.

Как устроена система?


В MotoGP система слишком сложна, чтобы объяснить в двух словах. Но если на пальцах... есть центральная шина данных, которая соединяет ECU (блок управления двигателем), IMU (инерциальную систему), дата-логгер и еще 3-4 блока, часть которых не связаны напрямую с работой мотоцикла. Например, в той же сети Dorna размещает свои микроволновые передатчики для трансляции видеосигнала с камер.

Дата-логгер - "черный ящик", который всю дату собирает и хранит на энергонезависимой флэшке. Есть дата-логгеры, которые умещаются в приборной панели (dashboard). Но большинство панелей, что мы видим в трансляции MotoGP, соединяются с логгерами по шине. К логгеру можно подключиться по USB или дистанционно, по Bluetooth и Wi-Fi.

Как еще можно использовать данные телеметрии?


Другая сторона вопроса - это Live-интерпретация показателей, которые телеметрия может собирать и выдавать практически мгновенно:

Как еще можно использовать телеметрию?
Как еще можно использовать телеметрию?

Программа интерпретирует данные и может показывать их в виде наглядной инфографики. Это и делает телевизионный департамент Dorna Sports в своих трансляциях, когда демонстрирует нам скорости, углы наклона и прочие "мультики" по время гонок MotoGP! Профессиональные системы сбора и анализа информации от AIM, 2D и других производителей позволяют использовать свои данные для создания такой инфографики. Одна проблема - оборудование из мира MotoGP и World Superbike стоит космических денег и, в целом, бесполезно для рядового мотоциклиста.

Иметь панель как в MotoGP можно на любом мотоцикле!


Но сегодня любой может наложить такую картинку на свои собственные бортовые видео, поскольку эта технология вышла на потребительский рынок.

Healtech iLe - дата-логгер и система телеметрии с выводом данных на смартфон - это и приборная панель, и лап-таймер
Healtech iLe - дата-логгер и система телеметрии с выводом данных на смартфон - это и приборная панель, и лап-таймер

Пит-байк?! Вы регулярно выезжаете на трек just for fun и хотите знать чуть больше о своей езде? Или у вас на мотоцикле древняя приборная панель со стрелочным показателем скорости, а хочется видеть реальные данные, с точностью до нескольких сантиметров и без погрешности в 15%? Или вам действительно хочется запостить в Youtube крутецкий он-борд, где видно, что вы закладываете поворот до подножек?

Вообще не проблема - получить приборную панель в стиле MotoGP с двумя десятками актуальных показателей или просто с красивой и качественной, наглядной картинкой, включая четкую геолокацию!

Healtech iLe - дата-логгер и система телеметрии с выводом данных на смартфон
Healtech iLe - дата-логгер и система телеметрии с выводом данных на смартфон

Компания Healtech выпустила на рынок собственную версию комплекта телеметрии с дата-логгером и цифровой приборной панелью iLogger Easy (iLe), которую можно установить буквально на любой мотоцикл, даже вовсе не комплектующийся приборной панелью, например, кроссовый или эндуро. Для этого даже не нужно вмешиваться в дизайн мотоцикла, для этого даже не нужен ноутбук.

Healtech iLe - дата-логгер и система телеметрии с выводом данных на смартфон
Healtech iLe - дата-логгер и система телеметрии с выводом данных на смартфон

iLoggerEasy воплощает в себе все фишки традиционной гоночной телеметрии с дата-логгером, управляемым со смартфона, который может стать дополнительной приборной панелью на мотоцикле.

Healtech iLe - дата-логгер и система телеметрии с выводом данных на смартфон
Healtech iLe - дата-логгер и система телеметрии с выводом данных на смартфон

В комплект iLe входит блок управления с 5-ю аналоговыми входными каналами и двумя импульсными для подключения внешних сенсоров (с подвески, датчика температуры, оборотов и т.д.), а также один канал для подключения антенны высокоточного приемника GPS, который входит в комплект. Остальные датчики в комплект не входят, но на рынке их достаточно и стоят они недорого.

Чувствительная антенна GPS в комплекте с Healtech iLe - дата-логгер и система телеметрии с выводом данных на смартфон
Чувствительная антенна GPS в комплекте с Healtech iLe - дата-логгер и система телеметрии с выводом данных на смартфон

Модуль GPS позволяет делать то, что мы видим на картинке MotoGP - отрисовывать траектории, а также накладывать их на существующие треки гоночных трасс. Приложение для смартфона позволяет выводить показатели на экран в реальном времени.

iLE поддерживает функцию лаптаймера с отображением времени прохождения кругов, причем, с мгновенной отрисовкой и анализом на том же смартфоне.

Иметь полноценную телеметрию теперь можно на любом мотоцикле
Иметь полноценную телеметрию теперь можно на любом мотоцикле

А при подключении блока к шине мотоцикла, дата-логгер начнет собирать показатели из системы управления - индикация передачи, показания тахометра, шифтлайт.

Дальнейшее расширение функционала iLE возможно при совмещении дата-логгера с другими продуктами Healtech, например, с модулем трекшн-контроля ARA (они соединяются без проводов, по Wi-Fi). Подключение ARA увеличивает объем сбора полезной даты: можно анализировать работу трекшн-контроля и более наглядно ее настраивать.

Подробнее о системе телеметрии Healtech iLe

Важные новости
 
Liberty Media начнет свою кампанию в MotoGP с возрождения истории о Sepang Clash Валентино Росси и Маркеса
Liberty Media начнет свою кампанию в MotoGP с возрождения истории о Sepang Clash Валентино Росси и Маркеса

Согласно инсайду от коллеги из Аргентины Мануэля Печино, Liberty Media, вступив в права владения чемпионатом MotoGP, повторит медийный путь Формулы-1, начав со съемок документальной серии, подобной «Drive to Survive». И он будет об одном из самых значимых событий новейшей истории Мото Гран-При, конфликте Валентино Росси и Марка Маркеса, который привел к тому самому столкновению Титанов - «Sepang Clash» на предпоследней гонке 2015 года.
Энциклопедия Zontes 703F TOUR: дальнобойный тест - увидеть столицу закатов и не разочароваться
Энциклопедия Zontes 703F TOUR: дальнобойный тест - увидеть столицу закатов и не разочароваться

Настал сезон отпусков! Правда, слово "отпуск" в нашем лексиконе не значится. Но когда есть Zontes 703F TOUR, словосочетание - «Super Adventure» начинает обретать значение: тянет к приключениям. Тест туриста на 1000 км планировался давно. В плотном графике были найдены лишь сутки, но выбор места позволил испытать всё: реальный темп на большой дистанции, реальный расход, крейсер, на сколько хватает бензина в реальной жизни, плюс, обещанный тест на высыхание - сколько у него бак в наших, русских литрах?
Смена формата Moto3 в 2028 году: очередная утечка из недр MotoGP - что, почем и зачем
Смена формата Moto3 в 2028 году: очередная утечка из недр MotoGP - что, почем и зачем

Из недр Ассоциации производителей MotoGP (MSMA) произошла очередная утечка информации о том, каким представляют себе новый класс Moto3, который заменит нынешнюю 4-тактную 250-кубовую серию с 2028 года: какой ждут объем, сколько цилиндров, мощность, кто будет производить рамы, будет ли ценовой потолок и, главное, будет ли это всё дешевле, чем сегодня? О новых ценностях рассуждают Пит Байер из KTM Factory Racing и бывший теперь уже президент IRTA Эрве Поншараль.
MotoGP 2025 - Возвращение Короля: удивительная история отношений Марка Маркеса и Sachsenring
MotoGP 2025 - Возвращение Короля: удивительная история отношений Марка Маркеса и Sachsenring

Чемпионат мира по Мото Гран-При едет на одну из самых необычных трасс из календаря MotoGP 2025 года - «Саксонское кольцо» Sachsenring, где всегда происходит что-то из ряда вон. Прежде всего, все знают эту трассу как "песочницу" Марка Маркеса, где тот доминировал даже в свои худшие годы. Там же он пережил тяжелейший психологический надлом, который привел к побегу из Honda в 2023...
Положение в чемпионате России по кольцевым мотогонкам A5Motors Motoring 2025 после 2 этапа
Положение в чемпионате России по кольцевым мотогонкам A5Motors Motoring 2025 после 2 этапа

Подведены итоги второго этапа чемпионата России по кольцевым мотогонкам A5Motors Motoring 2025 года. Очень интересные результаты во всех классах, поскольку формат вернулся к традиционному для «Моторинга», как в плане количества заездов, их продолжительности, так и по системе подсчета очков. Итак, изучаем, что же произошло и какой итог после гонок на Moscow Raceway.
Очередная победа Юрченко, очередной сход Мараева - итоги 2 этапа A5Motors Motoring
Очередная победа Юрченко, очередной сход Мараева - итоги 2 этапа A5Motors Motoring

Макар Юрченко провел еще одну гонку с безальтернативным финалом, хотя началась она очень интересно, с большой интригой, потому что старт выиграл и возглавил заезд Артём Мараев...
Блестящая победа Седина в Москве дает ему преимущество в чемпионате России 2025 года
Блестящая победа Седина в Москве дает ему преимущество в чемпионате России 2025 года

Гонка 2 этапа чемпионата России в классе Supersport прервалась красными флагами после самого старта из-за большой аварии с участием Анатолия Ушакова, что резко изменило ритм гонки и полностью нарушило планы ряда топовых пилотов... кроме Дмитрия Седина, который использовал рестарт с максимальной пользой.
A5Motors Motoring, SSP3: вторая победа Османова - теперь в сухой гонке на Moscow Raceway
A5Motors Motoring, SSP3: вторая победа Османова - теперь в сухой гонке на Moscow Raceway

Первая гонка 2-го этапа чемпионата A5Motors Motoring в классе SSP3 прошла в борьбе - от старта до финиша: обладатель поул-позиции Артем Сивачев и пилот DC Motosport by Petrukovich Тельман Османов спорили за победу буквально до финишной линии на Moscow Raceway.
Потеря потерь: KTM Factory Racing рассталась с ключевым разработчиком MotoGP и Moto3
Потеря потерь: KTM Factory Racing рассталась с ключевым разработчиком MotoGP и Moto3

Очень многие факты говорят о том, что Bajaj не планирует сохранять гоночную программу KTM в MotoGP после 2026 года. Стало известно об уходе из KTM Factory Racing одного из ключевых разработчиков проекта RC16, который получил щедрое предложение от Honda Racing.
ШКМГ: Стали известны победители 1 этапа Чемпионата Москвы на Moscow Raceway
ШКМГ: Стали известны победители 1 этапа Чемпионата Москвы на Moscow Raceway

1-й этап Чемпионата Москвы по шоссейно-кольцевым мотогонкам, прошедший 5 июля на Moscow Raceway, принес победы Екатерине Колпаковой, Макару Юрченко и Алексею Иванову, возглавившим подиумы в классах SSP300, SBK/STK1000 и SSP/STK600 соответственно. Результаты гонок.
 
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 23 июня 2024
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2025 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ.

Все содержащиеся на cайте сведения носят исключительно информационный характер. Информация о товарах не является публичной офертой. Указанные цены являются ориентировочными и могут отличаться от действительных цен на конкретные единицы продукции.

Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
МОТОГОНКИ.РУ


5.31 МЛН
годовая
аудитория
768479
посетителей
в месяц
63559
прочитано статей
сегодня

РЕКЛАМА В СМИ
Новости Фото Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости индустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOFOTO.RU © 2003-2025

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message
motogp чемпионат мира результаты мотокросс wsbk world superbike мото гран-при worldsbk видео большие призы mxgp марк маркес комментарии квалификация валентино росси интервью repsol honda гонка moto2 мотогп moto3 тесты ducati motogp23 mx2 травма мотогонки суперкросс авария сезон-2024 ktm motogp24 хорхе лоренцо ama supercross трансляция honda чемпионат россии circuito de jerez misano world circuit гран-при катара hrc aprilia racing yamaha евгений бобрышев qatargp fp2 world supersport honda racing sepang international circuit phillip island