МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Видео Календарь Контакты РЕКЛАМА В СМИ
ТЕСТ-ДРАЙВЫ
Лента новостей
»
[300250] Реклама. ООО «БК СИСТЕМА». ИНН 7702850040. Erid: 2SDnjeCfhjY
23 июня 2024 в 11:55 | 58101
 
Кирилл Чернышев, редактор, тест-пилот © MOTOGONKI.RU

Технологии MotoGP в повседневной жизни: приборка в стиле Гран-При и дата-логгер - это нужно!

Цифра правит сегодняшним миром. Даже на простом мотоцикле давно есть свой "черный ящик". Не на каждом. Не у всех. Но есть. Называется он дата-логгер. Придумали это устройство в Мото Гран-При еще в середине 90-х. А сегодня такое можно поставить на любой мотоцикл. Буквально, на любой!
[970250] Реклама. ООО «БК СИСТЕМА». ИНН 7702850040. Erid: 2SDnjeCfhjY

МОТОГОНКИ.РУ, 23 июня 2024 - Зачем нужно собирать «дату» (данные телеметрии)? Чтобы всё знать! Но не только для этого. Сегодня данные можно использовать, как с научно-популярной точки зрения, так и с развлекательной. А еще и с чисто практической. К счастью, технологии MotoGP уже давно можно пощупать руками, не закладывая для этого свой дом.

Пионеры-основатели


В Мото Гран-При телеметрия и вообще первые попытки сбора данных о работе аналоговых и электронных (цифровых) систем были сразу после перехода на системы с управляемыми (изменяемыми) процессами зажигания и питания, где уже требовалось анализировать качество работы этих инноваций. Но японцы не были здесь пионерами, как бы странно это не звучало.

Пионер-основатель современной гоночной инженерии MotoGP Энтони Кобас
Пионер-основатель современной гоночной инженерии MotoGP Энтони Кобас

Современная школа гоночной инженерии зародилась в 90-х годах в Европе, благодаря "протесту" со стороны нескольких молодых испанцев, выпускников технических университетов, устроившихся на работу в Большие Призы, где японские производители к этому моменту уже уверенно доминировали над итальянцами и британцами.

Самым ярким представителем новаторов, настоящим пионером в области цифровизации, "расшифровки" и визуализации чисто механических процессов является выдающийся Антонио "Энтони" Кобас, основавший в конце 80-х свою собственную школу гоночной инженерии Escuola Cobas.

Лига выдающихся джентльменов MotoGP: самые светлые головы инженерии современности
Лига выдающихся джентльменов MotoGP: самые светлые головы инженерии современности

Школа выпустила таких выдающихся шефов заводских команд как Антонио Хименес (Aprilia Racing), Рамон Форкада (Yamaha Racing), Рамон Аурин (Repsol Honda), Хуан Мартинес (Ducati Corse) и, конечно, Санти Эрнандес (Repsol Honda), составляющих сегодня элиту инженерии MotoGP. Правда, из-за своего возраста, Форкада и Аурин уже не работают непосредственно в заводских командах MotoGP, но служат своим заводам в командах разработчиков. Но Эрнандес и Хименес - работают! Хуан Мартинес сегодня возглавляет компанию Andriani, собственный подвесочный бизнес, вышедший из Showa и Ohlins.

Антонио Хименес вспоминал, что японцы возили с собой целый штат инженеров, чтобы работать с настройками блоков управления (ECU), зажигания и питания, но никакого внимания не уделяли остальным элементам - подвескам, тормозам и связи между ними.

Хименес: «Понятия "геометрия" в 1990 году попросту не существовало, как бы Энтони [Кобас] ни пытался донести эту идею до японцев. Им нужно было что-то... показать, наглядно»

Вместе с Кобасом, уже работая в испанском подразделении японской Showa, Хименес и Рамон Форкада стали первым исследовать зависимости работы чисто механических элементов шасси прототипов Yamaha и Honda.

Антонио Хименес, San Carlo Gresini MotoGP
Антонио Хименес, San Carlo Gresini MotoGP

«В начале 90-х началась новая история - мы поняли, как можно научиться "читать" мотоцикл не только по звуку и стружкам в масле, но и по тому, как он раскачивается во время езды. Мы поехали в Штаты - я, Форкада и Кобас пошли в компьютерный магазин в Лос-Анжелесе и купили там свои первые лаптопы. Ну, то есть ноутбуки, только тогда они весили по 10 кило. Рамон и Энтони купили себе Toshiba. И у нас появился первый в паддоке компьютеризированный "караван". Рамон был первым, кто придумал, как можно отобразить данные с датчиков на экране. Если кто-то говорит, что это не так - не верьте: Аурин - первый настоящий телеметрист MotoGP! Другого на тот момент просто не было. Мы с Аурином экспериментировали на байке "Аспара" [Хорхе Мартинеса, прим. МОТОГОНКИ.РУ] , а Кобас на мотоцикле Алекса Кривье. Все тыкали в нас пальцем, не понимая, что мы такого увидели на экранах».

Рамон Аурин - первый истинный телеметрист MotoGP, Энтони Кобас в центре; молодой Карлос Чека в Team Movistar Honda
Рамон Аурин - первый истинный телеметрист MotoGP, Энтони Кобас в центре; молодой Карлос Чека в Team Movistar Honda

Проекты Энтони Кобаса и его учеников "выстрелили" в 1995, а в 1999 буквально спасли заводскую команду Yamaha от позорного поражения. И тут мир перевернулся с ног на голову...

Прежде всего, вот этот вопрос - «зачем?»


В основном наглядное представление данных телеметрии требуются гонщикам и их инженерам, чтобы видеть в деталях то, что нельзя почувствовать. Гоночные инженеры (Race Engineer или Data Engineer) знают, как интерпретировать показатели, "переводить" их на человеческий и доносить до механиков и пилота - что им делать, чтобы улучшить свой показатели торможения, динамки разгона, входа в поворот, прохождения траектории и так далее.

Обычно, инженер-телеметрист видит вот такие графики:

Обычно, гоночный инженер видит перед собой вот эти графики

Эти графики - примитивное отображение прямых цифровых сигналов с аналоговых датчиков, размещенных на подвижных элементах мотоциклов (подвеске, тормозах, элементах шасси).

Графики демонстрируют пики, динамику и амплитуду. Инженер, взглянув на эту картинку, может понять, что происходит. Глубокий анализ требует погружения в цифры... Поэтому для быстрого анализа все графики наложены один на другой, чтобы можно было сопоставить: вот, в этот момент пилот открыл дроссель на 90%, затем произошел хайсайд - это видно по сжатию и резкому распрямлению подвески... и так далее, и тому подобное.

Пилот видит гораздо меньше информации, потому что ему это не надо:

Дэшборд прототипа MotoGP Yamaha YZR-M1 Фабио Куартараро

Телеметрия в MotoGP собирается по более чем 20-ти показателям - несколько из них с мотора, несколько с подвески, несколько с тормозов, давление в колесах, позиционирование GPS, позиционирование в пространстве (с данными от IMU), воздушные потоки и так далее. Современные блоки управления 2D могут коммуницировать с 32-мя независимыми датчиками и другими устройствами.

Как устроена система?


В MotoGP система слишком сложна, чтобы объяснить в двух словах. Но если на пальцах... есть центральная шина данных, которая соединяет ECU (блок управления двигателем), IMU (инерциальную систему), дата-логгер и еще 3-4 блока, часть которых не связаны напрямую с работой мотоцикла. Например, в той же сети Dorna размещает свои микроволновые передатчики для трансляции видеосигнала с камер.

Дата-логгер - "черный ящик", который всю дату собирает и хранит на энергонезависимой флэшке. Есть дата-логгеры, которые умещаются в приборной панели (dashboard). Но большинство панелей, что мы видим в трансляции MotoGP, соединяются с логгерами по шине. К логгеру можно подключиться по USB или дистанционно, по Bluetooth и Wi-Fi.

Как еще можно использовать данные телеметрии?


Другая сторона вопроса - это Live-интерпретация показателей, которые телеметрия может собирать и выдавать практически мгновенно:

Как еще можно использовать телеметрию?
Как еще можно использовать телеметрию?

Программа интерпретирует данные и может показывать их в виде наглядной инфографики. Это и делает телевизионный департамент Dorna Sports в своих трансляциях, когда демонстрирует нам скорости, углы наклона и прочие "мультики" по время гонок MotoGP! Профессиональные системы сбора и анализа информации от AIM, 2D и других производителей позволяют использовать свои данные для создания такой инфографики. Одна проблема - оборудование из мира MotoGP и World Superbike стоит космических денег и, в целом, бесполезно для рядового мотоциклиста.

Иметь панель как в MotoGP можно на любом мотоцикле!


Но сегодня любой может наложить такую картинку на свои собственные бортовые видео, поскольку эта технология вышла на потребительский рынок.

Healtech iLe - дата-логгер и система телеметрии с выводом данных на смартфон - это и приборная панель, и лап-таймер
Healtech iLe - дата-логгер и система телеметрии с выводом данных на смартфон - это и приборная панель, и лап-таймер

Пит-байк?! Вы регулярно выезжаете на трек just for fun и хотите знать чуть больше о своей езде? Или у вас на мотоцикле древняя приборная панель со стрелочным показателем скорости, а хочется видеть реальные данные, с точностью до нескольких сантиметров и без погрешности в 15%? Или вам действительно хочется запостить в Youtube крутецкий он-борд, где видно, что вы закладываете поворот до подножек?

Вообще не проблема - получить приборную панель в стиле MotoGP с двумя десятками актуальных показателей или просто с красивой и качественной, наглядной картинкой, включая четкую геолокацию!

Healtech iLe - дата-логгер и система телеметрии с выводом данных на смартфон
Healtech iLe - дата-логгер и система телеметрии с выводом данных на смартфон

Компания Healtech выпустила на рынок собственную версию комплекта телеметрии с дата-логгером и цифровой приборной панелью iLogger Easy (iLe), которую можно установить буквально на любой мотоцикл, даже вовсе не комплектующийся приборной панелью, например, кроссовый или эндуро. Для этого даже не нужно вмешиваться в дизайн мотоцикла, для этого даже не нужен ноутбук.

Healtech iLe - дата-логгер и система телеметрии с выводом данных на смартфон
Healtech iLe - дата-логгер и система телеметрии с выводом данных на смартфон

iLoggerEasy воплощает в себе все фишки традиционной гоночной телеметрии с дата-логгером, управляемым со смартфона, который может стать дополнительной приборной панелью на мотоцикле.

Healtech iLe - дата-логгер и система телеметрии с выводом данных на смартфон
Healtech iLe - дата-логгер и система телеметрии с выводом данных на смартфон

В комплект iLe входит блок управления с 5-ю аналоговыми входными каналами и двумя импульсными для подключения внешних сенсоров (с подвески, датчика температуры, оборотов и т.д.), а также один канал для подключения антенны высокоточного приемника GPS, который входит в комплект. Остальные датчики в комплект не входят, но на рынке их достаточно и стоят они недорого.

Чувствительная антенна GPS в комплекте с Healtech iLe - дата-логгер и система телеметрии с выводом данных на смартфон
Чувствительная антенна GPS в комплекте с Healtech iLe - дата-логгер и система телеметрии с выводом данных на смартфон

Модуль GPS позволяет делать то, что мы видим на картинке MotoGP - отрисовывать траектории, а также накладывать их на существующие треки гоночных трасс. Приложение для смартфона позволяет выводить показатели на экран в реальном времени.

iLE поддерживает функцию лаптаймера с отображением времени прохождения кругов, причем, с мгновенной отрисовкой и анализом на том же смартфоне.

Иметь полноценную телеметрию теперь можно на любом мотоцикле
Иметь полноценную телеметрию теперь можно на любом мотоцикле

А при подключении блока к шине мотоцикла, дата-логгер начнет собирать показатели из системы управления - индикация передачи, показания тахометра, шифтлайт.

Дальнейшее расширение функционала iLE возможно при совмещении дата-логгера с другими продуктами Healtech, например, с модулем трекшн-контроля ARA (они соединяются без проводов, по Wi-Fi). Подключение ARA увеличивает объем сбора полезной даты: можно анализировать работу трекшн-контроля и более наглядно ее настраивать.

Подробнее о системе телеметрии Healtech iLe

Важные новости
 
Dorna меняет правила MotoGP, открывая путь в Moto3 для VIP-юниора: причем тут Марк Маркес?
Dorna меняет правила MotoGP, открывая путь в Moto3 для VIP-юниора: причем тут Марк Маркес?

Итальянцы бьют тревогу: Dorna Sports вновь читерствует, продвигая испанских юниоров в MotoGP! Всего два новых слова в Регламенте 2025 года изменили принцип вступления в Moto3 перспективных новобранцев до 18 лет. Будет создан новый прецедент "правила Куартараро". Кому выгодно?
Вся правда о Ducati V2: откровенный отчет Ratchet Motorrika о дебютном сезоне в Supersport
Вся правда о Ducati V2: откровенный отчет Ratchet Motorrika о дебютном сезоне в Supersport

С первого дня открытия калитки для спортбайков с двигателями более 800 куб.см. в Supersport, их называют «читерами». Ducati Panigale V2, Triumph Speed Triple 765R, MV Agusta F3RR допущены на старт. Но где они сегодня? Какие особенности Ducati V2 в сравнении с Yamaha R6 не дают ему исключительного статуса «wundewaffe», рассказал технический директор Motorrika Артур Коробкин.
Мотокросс MXGP/MX2: актуальное расписание и онлайн хронометраж Гран-При Китая 2024
Мотокросс MXGP/MX2: актуальное расписание и онлайн хронометраж Гран-При Китая 2024

19-й этап Чемпионата мира по мотокроссу MXGP/MX2 пройдет по сокращенной программе. Из-за погодных условий гонки Гран-При Китая, запланированные на понедельник, перенесли на воскресенье, а квалификации отменили. Онлайн результаты и расписание по московскому времени.
Мотокросс и суперкросс - 2 этап PlayOff SMX 2024: круг по Texas Motor Speedway
Мотокросс и суперкросс - 2 этап PlayOff SMX 2024: круг по Texas Motor Speedway

В субботу, 14 сентября в Форт-Ворте, штат Техас состоится второй PlayOff этап чемпионата мира по SuperMotoCross - SMX 2024 года, объединяющий суперкросс и мотокросс в одной трассе. Анимация круга по трассе на Texas Motor Speedway.
На Circuit Paul Ricard стартовал финальный этап FIM EWC - Bol d′Or 2024: факты и статистика
На Circuit Paul Ricard стартовал финальный этап FIM EWC - Bol d′Or 2024: факты и статистика

Чемпионат мира по мотогонкам на выносливость - FIM Endurance World Championship 2024 года стартовал «Ле-Маном 24» и завершится 24-часовым Bol d′Or во Франции в эти выходные. На Circuit Paul Ricard прошли первые квалификационные заезды 87-й редакции знаменитой суточной гонки. Погодные условия располагают к новым рекордам.
Ярослав Карпушин дебютирует в European Talent Cup
Ярослав Карпушин дебютирует в European Talent Cup

В ближайшие выходные на легендарном Circuito de Jerez в Испании пройдет пятый этап FIM JuniorGP World Championship, в рамках которого проходит юношеский Чемпионат Мира в категории Moto3, Чемпионат Европы Moto2 и European Talent Cup (ETC) - Европейский Кубок Талантов, в котором под номером «47» будет дебютировать Ярослав Карпушин в составе Frando Racing VHC Team.
Разработку двигателей MotoGP заморозят до 2027
Разработку двигателей MotoGP заморозят до 2027

Dorna Sports и Комиссия FIM по Большим Призам готовится к анонсу последних штрихов в переходе на Регламент MotoGP 2027 года: чтобы производители смогли сконцентрироваться на разработке новых моторов, им запретят доработку 1000-кубовых двигателей с 2025 года. Но не всем.
Современные технологичные мотоботы для спорта и трека на примере SIDI ST, SIDI REX и MAG-1
Современные технологичные мотоботы для спорта и трека на примере SIDI ST, SIDI REX и MAG-1

Итальянский производитель мотоэкипировки SIDI постоянно совершенствует технологии защиты, однако, не забывает о своих лучших изобретениях недавнего прошлого! В данном обзоре три разных поколения мотобот для езды на спортбайке, участия в трек-днях и гонках: SIDI ST, REX и MAG-1 - три разных концепции, созданных за последнюю декаду, но актуальных и сегодня - каждый в своей нише.
Хэмилтон признал - Грег Маффи подтвердил: пилотов F1 интересует покупка команд MotoGP
Хэмилтон признал - Грег Маффи подтвердил: пилотов F1 интересует покупка команд MotoGP

Американская корпорация Liberty Media купила контрольный пакет акций и станет полноправным владельцем чемпионата мира по Мото Гран-При (MotoGP) в конце 2024 года. Владелец Формулы-1 становится монополистом в сфере организации и освещения всех топовых серий в авто- и мотоспорте уровня Grand Prix, чемпионатов мира по Супербайку, MotoE и всей пачки брендов, принадлежащих Dorna Sports. Узнав об этом, многие инсайдеры Формулы-1 незамедлительно выразили заинтересованность в инвестировании денег в MotoGP. Грег Маффи подтвердил это!
World Supersport ожидает большая встряска в 2025: обе официальные команды Ducati могут закрыться
World Supersport ожидает большая встряска в 2025: обе официальные команды Ducati могут закрыться

Как сообщают итальянские инсайдеры, обе поддерживаемые заводом Ducati команды - Aruba it Racing WorldSSP team и Barni Racing могут выйти из World Supersport в конце 2024 года. Что случилось и в чем причина?
 
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 23 июня 2024
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2024 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ.

Все содержащиеся на cайте сведения носят исключительно информационный характер. Информация о товарах не является публичной офертой. Указанные цены являются ориентировочными и могут отличаться от действительных цен на конкретные единицы продукции.

Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
МОТОГОНКИ.РУ


1903119
годовая
аудитория
133446
читателей
за месяц
6607
прочитано статей
за сутки

РЕКЛАМА В СМИ
Новости Фото Видео Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости мотоиндустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOFOTO.RU © 2003-2024

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message
motogp чемпионат мира результаты мотокросс wsbk world superbike worldsbk видео mxgp мото гран-при марк маркес большие призы комментарии валентино росси квалификация интервью repsol honda гонка moto2 тесты moto3 mx2 ducati motogp23 травма мотогонки ktm хорхе лоренцо суперкросс авария мотогп honda ama supercross чемпионат россии гран-при катара misano world circuit circuito de jerez трансляция hrc евгений бобрышев yamaha aprilia racing world supersport wss phillip island qatargp fp2 losail international circuit honda racing гран-при валенсии