МОТОГОНКИ.РУ, 23 июня 2024 - Зачем нужно собирать «дату» (данные телеметрии)? Чтобы всё знать! Но не только для этого. Сегодня данные можно использовать, как с научно-популярной точки зрения, так и с развлекательной. А еще и с чисто практической. К счастью, технологии MotoGP уже давно можно пощупать руками, не закладывая для этого свой дом.
Пионеры-основатели
В Мото Гран-При телеметрия и вообще первые попытки сбора данных о работе аналоговых и электронных (цифровых) систем были сразу после перехода на системы с управляемыми (изменяемыми) процессами зажигания и питания, где уже требовалось анализировать качество работы этих инноваций. Но японцы не были здесь пионерами, как бы странно это не звучало.
Пионер-основатель современной гоночной инженерии MotoGP Энтони Кобас
Современная школа гоночной инженерии зародилась в 90-х годах в Европе, благодаря "протесту" со стороны нескольких молодых испанцев, выпускников технических университетов, устроившихся на работу в Большие Призы, где японские производители к этому моменту уже уверенно доминировали над итальянцами и британцами.
Самым ярким представителем новаторов, настоящим пионером в области цифровизации, "расшифровки" и визуализации чисто механических процессов является выдающийся Антонио "Энтони" Кобас, основавший в конце 80-х свою собственную школу гоночной инженерии Escuola Cobas.
Лига выдающихся джентльменов MotoGP: самые светлые головы инженерии современности
Школа выпустила таких выдающихся шефов заводских команд как Антонио Хименес (Aprilia Racing), Рамон Форкада (Yamaha Racing), Рамон Аурин (Repsol Honda), Хуан Мартинес (Ducati Corse) и, конечно, Санти Эрнандес (Repsol Honda), составляющих сегодня элиту инженерии MotoGP. Правда, из-за своего возраста, Форкада и Аурин уже не работают непосредственно в заводских командах MotoGP, но служат своим заводам в командах разработчиков. Но Эрнандес и Хименес - работают! Хуан Мартинес сегодня возглавляет компанию Andriani, собственный подвесочный бизнес, вышедший из Showa и Ohlins.
Антонио Хименес вспоминал, что японцы возили с собой целый штат инженеров, чтобы работать с настройками блоков управления (ECU), зажигания и питания, но никакого внимания не уделяли остальным элементам - подвескам, тормозам и связи между ними.
Хименес: «Понятия "геометрия" в 1990 году попросту не существовало, как бы Энтони [Кобас] ни пытался донести эту идею до японцев. Им нужно было что-то... показать, наглядно»
Вместе с Кобасом, уже работая в испанском подразделении японской Showa, Хименес и Рамон Форкада стали первым исследовать зависимости работы чисто механических элементов шасси прототипов Yamaha и Honda.
Антонио Хименес, San Carlo Gresini MotoGP
«В начале 90-х началась новая история - мы поняли, как можно научиться "читать" мотоцикл не только по звуку и стружкам в масле, но и по тому, как он раскачивается во время езды. Мы поехали в Штаты - я, Форкада и Кобас пошли в компьютерный магазин в Лос-Анжелесе и купили там свои первые лаптопы. Ну, то есть ноутбуки, только тогда они весили по 10 кило. Рамон и Энтони купили себе Toshiba. И у нас появился первый в паддоке компьютеризированный "караван". Рамон был первым, кто придумал, как можно отобразить данные с датчиков на экране. Если кто-то говорит, что это не так - не верьте: Аурин - первый настоящий телеметрист MotoGP! Другого на тот момент просто не было. Мы с Аурином экспериментировали на байке "Аспара" [Хорхе Мартинеса, прим. МОТОГОНКИ.РУ] , а Кобас на мотоцикле Алекса Кривье. Все тыкали в нас пальцем, не понимая, что мы такого увидели на экранах».
Рамон Аурин - первый истинный телеметрист MotoGP, Энтони Кобас в центре; молодой Карлос Чека в Team Movistar Honda
Проекты Энтони Кобаса и его учеников "выстрелили" в 1995, а в 1999 буквально спасли заводскую команду Yamaha от позорного поражения. И тут мир перевернулся с ног на голову...
Прежде всего, вот этот вопрос - «зачем?»
В основном наглядное представление данных телеметрии требуются гонщикам и их инженерам, чтобы видеть в деталях то, что нельзя почувствовать. Гоночные инженеры (Race Engineer или Data Engineer) знают, как интерпретировать показатели, "переводить" их на человеческий и доносить до механиков и пилота - что им делать, чтобы улучшить свой показатели торможения, динамки разгона, входа в поворот, прохождения траектории и так далее.
Обычно, инженер-телеметрист видит вот такие графики:
Эти графики - примитивное отображение прямых цифровых сигналов с аналоговых датчиков, размещенных на подвижных элементах мотоциклов (подвеске, тормозах, элементах шасси).
Графики демонстрируют пики, динамику и амплитуду. Инженер, взглянув на эту картинку, может понять, что происходит. Глубокий анализ требует погружения в цифры... Поэтому для быстрого анализа все графики наложены один на другой, чтобы можно было сопоставить: вот, в этот момент пилот открыл дроссель на 90%, затем произошел хайсайд - это видно по сжатию и резкому распрямлению подвески... и так далее, и тому подобное.
Пилот видит гораздо меньше информации, потому что ему это не надо:
Телеметрия в MotoGP собирается по более чем 20-ти показателям - несколько из них с мотора, несколько с подвески, несколько с тормозов, давление в колесах, позиционирование GPS, позиционирование в пространстве (с данными от IMU), воздушные потоки и так далее. Современные блоки управления 2D могут коммуницировать с 32-мя независимыми датчиками и другими устройствами.
Как устроена система?
В MotoGP система слишком сложна, чтобы объяснить в двух словах. Но если на пальцах... есть центральная шина данных, которая соединяет ECU (блок управления двигателем), IMU (инерциальную систему), дата-логгер и еще 3-4 блока, часть которых не связаны напрямую с работой мотоцикла. Например, в той же сети Dorna размещает свои микроволновые передатчики для трансляции видеосигнала с камер.
Дата-логгер - "черный ящик", который всю дату собирает и хранит на энергонезависимой флэшке. Есть дата-логгеры, которые умещаются в приборной панели (dashboard). Но большинство панелей, что мы видим в трансляции MotoGP, соединяются с логгерами по шине. К логгеру можно подключиться по USB или дистанционно, по Bluetooth и Wi-Fi.
Как еще можно использовать данные телеметрии?
Другая сторона вопроса - это Live-интерпретация показателей, которые телеметрия может собирать и выдавать практически мгновенно:
Как еще можно использовать телеметрию?
Программа интерпретирует данные и может показывать их в виде наглядной инфографики. Это и делает телевизионный департамент Dorna Sports в своих трансляциях, когда демонстрирует нам скорости, углы наклона и прочие "мультики" по время гонок MotoGP! Профессиональные системы сбора и анализа информации от AIM, 2D и других производителей позволяют использовать свои данные для создания такой инфографики. Одна проблема - оборудование из мира MotoGP и World Superbike стоит космических денег и, в целом, бесполезно для рядового мотоциклиста.
Иметь панель как в MotoGP можно на любом мотоцикле!
Но сегодня любой может наложить такую картинку на свои собственные бортовые видео, поскольку эта технология вышла на потребительский рынок.
Healtech iLe - дата-логгер и система телеметрии с выводом данных на смартфон - это и приборная панель, и лап-таймер
Пит-байк?! Вы регулярно выезжаете на трек just for fun и хотите знать чуть больше о своей езде? Или у вас на мотоцикле древняя приборная панель со стрелочным показателем скорости, а хочется видеть реальные данные, с точностью до нескольких сантиметров и без погрешности в 15%? Или вам действительно хочется запостить в Youtube крутецкий он-борд, где видно, что вы закладываете поворот до подножек?
Вообще не проблема - получить приборную панель в стиле MotoGP с двумя десятками актуальных показателей или просто с красивой и качественной, наглядной картинкой, включая четкую геолокацию!
Healtech iLe - дата-логгер и система телеметрии с выводом данных на смартфон
Компания Healtech выпустила на рынок собственную версию комплекта телеметрии с дата-логгером и цифровой приборной панелью iLogger Easy (iLe), которую можно установить буквально на любой мотоцикл, даже вовсе не комплектующийся приборной панелью, например, кроссовый или эндуро. Для этого даже не нужно вмешиваться в дизайн мотоцикла, для этого даже не нужен ноутбук.
Healtech iLe - дата-логгер и система телеметрии с выводом данных на смартфон
iLoggerEasy воплощает в себе все фишки традиционной гоночной телеметрии с дата-логгером, управляемым со смартфона, который может стать дополнительной приборной панелью на мотоцикле.
Healtech iLe - дата-логгер и система телеметрии с выводом данных на смартфон
В комплект iLe входит блок управления с 5-ю аналоговыми входными каналами и двумя импульсными для подключения внешних сенсоров (с подвески, датчика температуры, оборотов и т.д.), а также один канал для подключения антенны высокоточного приемника GPS, который входит в комплект. Остальные датчики в комплект не входят, но на рынке их достаточно и стоят они недорого.
Чувствительная антенна GPS в комплекте с Healtech iLe - дата-логгер и система телеметрии с выводом данных на смартфон
Модуль GPS позволяет делать то, что мы видим на картинке MotoGP - отрисовывать траектории, а также накладывать их на существующие треки гоночных трасс. Приложение для смартфона позволяет выводить показатели на экран в реальном времени.
iLE поддерживает функцию лаптаймера с отображением времени прохождения кругов, причем, с мгновенной отрисовкой и анализом на том же смартфоне.
Иметь полноценную телеметрию теперь можно на любом мотоцикле
А при подключении блока к шине мотоцикла, дата-логгер начнет собирать показатели из системы управления - индикация передачи, показания тахометра, шифтлайт.
Дальнейшее расширение функционала iLE возможно при совмещении дата-логгера с другими продуктами Healtech, например, с модулем трекшн-контроля ARA (они соединяются без проводов, по Wi-Fi). Подключение ARA увеличивает объем сбора полезной даты: можно анализировать работу трекшн-контроля и более наглядно ее настраивать.
Подробнее о системе телеметрии Healtech iLe