МОТОГОНКИ.РУ, 21 февраля 2025 - Патентное ведомство США зарегистрировало заявку на защиту дизайна и технологии производства сложносоставной карбоновой рамы мотоцикла от американского офиса Piaggio Group. На схемах не указывается явно, но читается дизайн прототипа MotoGP Aprilia RS-GP. В прошлом году то же ведомство патентовало аэродинамический пакет RS-GP, как было указано в заявке, «для дальнейшего использования в мотоциклостроении».

Отец прототипа Ducati Desmosedici Филиппо Прециози
История с проектом полностью карбонового шасси-монокока Ducati уникальна, но не считается успешной, хотя сам Филиппо Прециози поспорил бы с каждым на этот счет.
История прототипа MotoGP Ducati Desmosedici
К концу 2009 года в центре разработки Ducati Corse научились спекать углеволокно таким образом, чтобы задавать нужные параметры жесткости и гибкости рамы и маятника, меняя состав смолы, направление волокон и их плотность при запекании под большим давлением.
Патентная схема шасси Ducati Desmosedici GP10
Дизайн карбонового шасси Ducati Desmosedici был необычным для мотоцикла в целом. В нем рамы (в нашем понимании) не было вовсе: центральным элементом шасси был двигатель, к которому сзади крепился карбоновый маятник, а спереди, через литой карбоновый монокок - вилка.
Ducati Desmosedici GP10/11
В 2010 году карбоновый Desmosedici GP10 имел 6-7 комплектов шасси под разные типы трасс и даже под конкретные трассы. Правда, это не помогло удержать в команде Кейси Стоунера, а пришедший за ним Валентино Росси раскритиковал в пух и прах излишнюю жесткость Desmosedici, что, в итоге, привело к краху карьеры Прециози и повергло весь проект Ducati в уныние.
Проблема была не в самой технологии (она была гениальна), а в том, что ни команда, ни гонщики не понимали, как с этим работать; а связь между командой на треке и R&D в Борго-Панигале всегда была отвратительной, что первым делом и исправил пришедший после Прециози Луиджи Даль′Инья. Но было уже слишком поздно...
В Aprilia пошли другим путем. Эксперименты с карбоновыми элементами начались в 2023 году, и рамы из карбона время от времени появлялись на тестах. Маятник из карбона входил в комплектацию RS-GP24, затем его меняли обратно на алюминий, возвращали, и он оказался в финальной версии RS-GP25. Судя по тому, что патентная заявка подана, технологию Aprilia хочет закрепить за собой, чтобы не конфликтовать с KTM, который также вел обширные разработки в этой области. Только рама KTM имеет принципиально иной дизайн: она у них пространственная - «птичья клетка» вокруг мотора, а не параллелограммного типа из литого алюминия или алюминиевого профиля. Кстати, от цельноалюминиевой рамы в KTM отказались еще в 2012 году, поскольку они слишком сложная в изготовлении и тяжела.

Патентные схемы Aprilia
То, что изображено на патентных схемах, указывает, что нынешняя рама Aprilia RS-GP имеет гораздо более сложную структуру и является единым целым, а не составным набором. На то, что указана именно карбоновая рама, намекает наличие вставок из иных материалов (металлов) именно в тех местах, где они должны быть.
На схемах видно, что передняя часть рамы имеет более жесткую и плотную конструкцию, центральная и задняя - более гибкую. Жесткой должна быть рулевая колонка и посадочные места под подшипники. Но вокруг них могут иметься более гибкие элементы, чтобы обеспечивать мотоциклу податливость при рулении.

Патентные схемы Aprilia
Рама выглядит как полая, с ярко выраженными ребрами жесткости внутри лонжеронов (10).
Как рулевая колонка, так и места крепления двигателя и маятника усилены стальными или алюминиевыми втулками (6L/6R, 7L/7R).
Установка стальных элементов в карбоновое шасси позволяет избежать его растрескивания, ведь смола, являющейся компаундом для карбоновой детали, имея невероятную прочность на разрыв, достаточно хрупкая при скручивании и ударных нагрузках.

Патентные схемы Aprilia
У Aprilia в патенте этот момент выделен отдельно: блоки крепления двигателя, рамы и маятника - из другого материала (алюминиевого сплава), поскольку металл лучше справляется с ударными нагрузками и "тянется", а не крошится в случае запредельных нагрузок на разрыв.
Как отмечают американские коллеги, указанный в патентной заявке дизайн шасси может подойти для будущих серийных моделей Супербайков или тяжелых шоссейников, имеет в дизайне встроенный принцип т.н. Ram Air - нагнетания воздуха в воздушный короб через раму и расположенные в передней части порталы (9).
Однако, если взглянуть на фотографии Aprilia RS-GP25 с тестов в Сепанге и Бурираме, видно, что заводской проект из Ноале и не думал внедрять в этом сезоне в MotoGP карбоновую раму! Она - алюминиевая и гораздо более традиционного дизайна, единая рама, но с карбоновым маятником.
Эта рама выглядела бы именно так, как на патентных схемах, но в реальности передняя часть накрепко приварена к блокам крепления (двигателя-маятника). Если бы она была карбоновой, это были бы отдельные элементы.
На фото: кишочки Aprilia RS-GP25 команды TrackHouse Racing Рауля Фернандеса, разбитого на тестах MotoGP в Сепанге в начале февраля.