МОТОГОНКИ.РУ, 5 февраля 2025 - Основной причиной начала «торговых войн» между США и Китаем являлся быстро растущий катастрофический разрыв в торговом балансе: Китай поставлял в США различную продукцию и сырье на сотни миллиардов долларов, не покупая ничего взамен. Миллиарды перетекали в Пекин, что способствовало бурному росту экономики и промышленности Поднебесной на протяжении всех 2010-х.
История этой войны
Торговая война Китая и США началась в 2018 году, как раз, во время первого президентского срока Дональд Трамп.
Первый выстрел сделал именно Трамп, объявив 22 января 2018 года о введении новых ввозных пошлин на китайские солнечные панели, а также домашние стиральные машины до 50%. На тот момент в США солнечные панели из Китая занимали 8% рынка, а стиральных машин только в 2015 году было ввезено на $1.1 млрд. В течение следующих месяцев Трамп поднял импортные пошлины на 1300 артикулов различных китайских товаров и сырьевых ресурсов в среднем на 15-25%.
Китай по-началу отвечал вяло или просто игнорировал ходы Трампа, передавая через своего посла в США предупредительные ноты. Только 19 июня 2018 года Китай ввел первые ответные пошлины на $50 млрд, параллельно подав жалобу в ВТО. Трампа это не остановило. Обмен ударами и санкциями продолжился в 2019 году не фоне разворота китайской промышленности на запад, в Европу.

Америка против США: Дональд Трамп начал новое наступление
Одним из крупнейших запретов со стороны США распространился на лидера электронной промышленности Китая Huawei: указом номер 13873 Трамп запретил американским компаниям поставлять китайскому флагману полупроводники и другие важные компоненты электронных устройств без специального разрешения правительства. Целью Трампа было - вынудить Китай начать закупки сельхопродукции в США, что действительно обсуждалось. Однако, Китай ответил на это ускоренным сокращением (сливом) активов казначейства США. В итоге, к сентябрю 2019 года целью тарификации стали китайские товары на сумму более $300 млрд.
Это действительно привело к сложностям в китайской промышленности, что заставило власти КНР снять ограничения на импорт и пошлины на ввоз более 780 артикулов из США, включая ячмень и еще несколько видов продовольственных товаров. Еще большего успеха Трамп добился, запретив импорт китайского хлопка в 2021 на последней неделе своего правления в Белом доме.
Но в 2022 году ВТО вынесла решение, что Трамп нарушил правила мировой торговли, запретив импорт в США китайской стали и алюминия, также существенно сократив импорт литиевых батарей. Но администрация Байдена не стала их отменять, признав выгодными. В 2022-24 годах ситуация с «тарифными войнами» не изменилась в лучшую сторону: США еще больше подняли пошлины на ряд высокотехнологичных продуктов из Китая, включая электромобили, аккумуляторы для них и ряд сырьевых ресурсов, включая сталь и алюминий. Электромобили были одним из важных пунктов, и произошло это своевременно...
Всё началось заново, но теперь дубинка есть у обоих
Выиграв вторые президентские выборы, Трамп еще до инаугурации перешел к воинственной риторике о возобновления тарифного давления на Китай. И на фоне его заявлений, в ноябре и декабре это привело к существенному росту импорта китайской продукции в Америку!
По данным Министерства торговли США, дефицит торгового баланса США всего за 3-4 недели вырос до трехлетнего максимума: импорт подскочил на 3,5% до рекордных $364,9 млрд. Экспорт упал на 2,6% до $266,5 млрд, а торговый дефицит подскочил до $98,4 млрд (с $78,9 млрд в ноябре)
Как только Трамп повторно вошел в Белый дом, он запустил свою любимую тарифную машину. Во вторник, 4 февраля 2025 года вступили в силу первые указы о поголовном росте тарифов на китайские продукты и сырьевые ресурсы.
Китай незамедлительно ввел ответные пошлины, подняв на 15% тарифы на американский уголь и СПГ, а также на 10% увеличил пошлины на сырую нефть, а также сельхозпродукцию и автомобили с двигателями большого объема.
Ранее, Трамп применял «тарифную дубинку» против некоторых соседей, таких как Канада, Мексика, несколько стран Южной Америки. И все они мгновенно сдались под угрозой получить хороший удар по башке из-за повышения импортных пошлин (в некоторых случаях, заградительных). Но с Китаем сегодня это не прошло.
Америка понимает, что быстрого решения ситуация не имеет, и восстановить баланс пока не представляется возможным - торговый дефицит сохранится значительным на протяжении, как минимум, всего первого квартала 2025 года.
В то же время, Трамп выжидает, что китайская сторона первой сделает шаг навстречу.
Последствия торговых войн Трампа: ver.2025
Хроника событий интересная: слабые лидеры, не имевшие заготовленного ранее ответа, сдались под напором Трампа мгновенно. Сильные оказывают серьезное ответное давление.
Канада объявила о росте положительного сальдо торговли с США с 8.2 до 11.3 млрд канадских долларов в декабре и продолжает расти по итогам января.
Илон Маск был неприятно удивлен январскими отчетами. Во-первых, о том, что китайский гигант BYD впервые обогнал Tesla по продажам электромобилей в Великобритании. BYD нарастила продажи на 500%, тогда как рост продаж Tesla составил лишь 8%. Падение спроса на Tesla в Германии составило 59%. Это происходит, прежде всего, из-за того, что Китай перенаправляет объем невостребованных в Китае машин в Европу и Великобританию, а не в США, где рынок гораздо шире.
Почтовая служба США объявила, что снимает запрет на прием отправлений и посылок из Китая и Гонконга, не фоне отмены Дональдом Трампом исключения для беспошлинной отправки малых посылок из китайских маркетплейсов и Интернет-магазинов в США. Сегодня сообщалось, что почтовая служба США просто остановила прием посылок из Китая, поскольку на таможне образовались очереди из десятков тысяч небольших посылок. Ранее, таможенная служба США могла обработать тысячи посылок "оптом", пользуясь условием беспошлинного ввоза товаров на сумму до $800, но теперь придется обрабатывать каждое отправление индивидуально. Решение было найдено, но сроки обработки поступлений могут увеличиться до двух недель вместо нескольких часов.
Аналитики Института Катона уверены, что рост тарифов на китайские продукты бьет, прежде всего, по карману среднего американца. Эксперт Института Кларк Паккард прокомментировал The Telegraf ситуацию следующим образом: «Федеральный резерв Нью-Йорка обнаружил, что тарифы, налагаемые на импорт из Китая, обходятся среднему американскому домохозяйству примерно в $830 в год после учета прямых затрат и потерь эффективности. Рост тарифов, несомненно, усугубит издержки».
Цены на нефть упали в первый день действия обоюдных пошлин Китая и США. Нефть дешевеет из-за опасений о существенной эскалации торговой войны. Brent подешевел до $75 за баррель, несмотря на параллельное давление на Иран, из-за чего рынок скоро может лишиться 1 миллиона баррелей. Ответный удар ждал и американские нефтедобывающие компании: техасская нефть марки WTI упала до $72.
Американский биржевой рынок падает на фоне неопределенности. Акции AMD, Google Alphabet и Apple осторожно припали на 2,5-8,5%. Nasdaq, Dow Jones и S&P500 начали среду падением.