МОТОГОНКИ.РУ, 2 июля 2025 - После Гран-При Нидерландов, 10-го этапа чемпионата MotoGP 2025 года стало более-менее очевидно, что разрыв отношений между Aprilia и Мартином неизбежен, и весь вопрос лишь в том, как это произойдет - мягко или жестко.
Мягкий сценарий
В случае, если менеджер испанского гонщика сможет договориться с Aprilia Racing о расторжении 2-летнего контракта полюбовно (юридически это называется "по обоюдному согласию сторон"), скорее всего, Мартину придется расстаться с львиной долей уже выплаченного ему гонорара за сезон 2025 года.
В то же время, ожидается появление Мартина на приватных тестах в Брно, которые проходят в эти дни. Хорхе Мартин получил условный допуск к ним от врачей Клиники Института Дексиуса, где он проходит реабилитацию после всех травм, полученных с начала сезона. Но Мартин заранее получил отказ в допуске к намеченному на 11-13 июля Гран-При Германии по MotoGP, так что тесты будут носить ознакомительный характер.
Если Мартин примет в них участие, это будет знаком для задействования "мягкого" сценария. Если пропустит, скорее всего, это будет означать запуск "жесткой" версии.
Жесткий сценарий
Худший из возможных сценариев для Хорхе Мартина, в результате которого он останется без работы на 2026 год. Aprilia Racing не может принудить гонщика выступать за нее и показывать результат, если он не хочет, но может усложнить ему дальнейшую карьеру, если не перечеркнуть ее полностью.
Жесткий сценарий будет означать, что Aprilia откажется разрывать контракт с Мартином до конца года или вообще, притом, отстранит его от гонок на том основании, что он физически к этому не готов или будет представлять угрозу для заводского проекта. При наличии действующего, но "замороженного" контракта, Мартин не сможет заключить новый, пока дело не дойдет до суда, что может занять от 2 до 4 месяцев.
Две версии одной истории
По "жесткой" схеме в 2019 году поступили с Жоаном Зарко в KTM Factory Racing. По "мягкой", в июне 2021 года произошел разрыв между Мавериком Виньялесом и Yamaha Racing.
В случае с Зарко, KTM, оставив в силе контракт до конца сезона и продолжая выплачивать пилоту гонорар, заблокировал французу доступ в паддок MotoGP. В случае с Виньялесом, Yamaha отпустила пилота на все четыре стороны, разорвав контракт прямо посреди сезона, что позволило Маверику вступить в Aprilia Racing после летних каникул.
Зарко чудом нашел работу уже после завершения чемпионата, в Валенсии. Туда он прибыл в статусе пилота по wildcard с LCR Honda, от которой надеялся получить предложение или занять место уходящего Хорхе Лоренцо в Repsol Honda. Но ничего такого HRC ему тогда не предложила, зато перед Жоаном неожиданно открылась дверь в моторхоум Ducati Corse, где ему сделали предложение, от которого он просто не мог отказаться. Но это было "чудесное решение", на которое француз уже не рассчитывал.
Хотя директор Team Honda HRC Альберто Пуч намекает, что завод может ждать разрешения ситуации с Хорхе Мартином (т.е. какого-либо разрыва контракта с Aprilia - полюбовно или через судебное решение), то весь вопрос, до какого момента. Похоже, что сейчас Ноале занимает позицию максимального затягивания решения, чтобы разрушить план Мартина и его менеджера, поскольку все команды имеют свои дедлайны, особенно, японские.
Плюс, Aprilia может обратиться в IRTA с жалобой на пилота, который решил сбежать, пропустив более половины сезона. Заводская команда оставляет за собой право на защиту интересов и заблокирует переход гонщика в любую другую заводскую команду (т.е. в Honda). Dorna однозначно встанет на сторону команды и завода, а не пилота. Тогда, скорее всего, Honda откажется от услуг скандально известного гонщика, и он окажется за бортом, как минимум, еще на год.
Чего ждать?
Трудно представить, что ситуация с Мартином может быть признана «саботажем», поскольку контракт подразумевает исключения, связанные с травмами и их последствиями. Любые договоренности в этом случае - по согласованию сторон.
Разрешение ситуации видится, скорее, в свете нахождения компромисса (выхода из-под действия контракта с большим штрафом) либо в сохранении Мартина в составе Aprilia Racing, однако, это уже кажется абсурдом.
Учитывая слухи о поиске замены, скорее всего, Мартина отпустят в середине или по завершении сезона с большим штрафом и, скорее всего, с блокировкой его возвращения в паддок до конца 2025 года. Но это откроет ему путь к заключению контракта с Honda на 2026 год.
P.S.
И это еще не всё! Ведь аналогичная история плавно раскручивается в стане KTM, где работает другой клиент Альберта Валера - Педро Акоста... и он тоже настаивает на том, что его прототип «неконкурентоспособен».