МОТОГОНКИ.РУ, 10 февраля 2023 - Первое, что было отмечено еще на шейкдауне 5-7 февраля, что практически все прототипы - и Honda, и Aprilia, и Ducati, и Yamaha, и KTM прибавили в скорости. Речь идет о нескольких км/ч в сравнении с тестами 2022 года и октябрьской гонкой. Но чем интересен Сепанг, там нет бесконечно длинных прямых, поэтому топовая скорость не так важно. Но это хороший показатель, точка отсчета.
Быстрее уже не будет... и не надо
В Сепанге таких прямых две - главная (стартовая) и обратная, которая ведет к последнему повороту с другой стороны трибуны. Скоростная засечка установлена в зоне торможения перед 1-м поворотом. Несмотря на масштабную реконструкцию 2016 года, конфигурация именно этого сектора не менялась последние 20 лет. Изменения произошли в профиле последнего поворота, который стал отрицательным, то есть получил наклон в обратную сторону. Но Франко Унчини, принимавший ремонт и омологировавший трассу к сезону, оценил это изменение как позитивное. Скорость в Т15 не изменилась, но выход из поворота стал быстрее. И еще один момент - это замена гравийной ловушки в Т1 на асфальтовую зону для безопасного выезда за пределы трека, доделанная уже в 2017.
После реконструкции и смены асфальта на Гран-При Малайзии обновились все рекорды. Вторая волна улучшений произошла в 2018. В 2022 году прототипы MotoGP достигли предела скорости перед Т1.
Скорости, которые мы видим сегодня на тестах IRTA сильно выше уже не будут. Но факт, что все пять производителей подтянулись к Ducati по максималке, включая Yamaha. Быстрее 335-336 км/ч здесь ехать не надо и нет смысла: основная часть трассы, где формируется хороший круг - это 2-3 сектор, не 1-й. Даже с учетом того, что за субботу и воскресенье на траекториях Т15 и Т1 появится гораздо больше резины, что приведет к улучшению времени круга, на скоростях сказаться не должно вообще.
Как верно подметил Саймон Крафар, Ducati вступают в новый сезон с минимальными изменениями в прототипе GP23 по сравнению с GP22: здесь измененная аэродинамика, немного измененный маятник. Пекко Баньяя испытал новый пластик в пятницу. Энеа Бастианини начал работу в Сепанге с "возвращения ощущений" в седле прототипа 2022 года, и только ближе к полудню оседлал GP23. Для Ducati, ставшей абсолютным чемпионом MotoGP в 2022 году, нет смысла для новых революций. Скорости больше им уже не надо. Им нужно сохранить прежний темп, а это будет больше психологическая задача, нежели техническая.
Судя по итогам первого дня тестов, все восемь пилотов Ducati идут вровень по показателям скорости, среднего темпа и даже времен круга: все они уложились в 0.999 секунды, заняв 7 позиций в ТОП-10 по итогам пятницы. Лука Марини немного откололся от коллектива, став 12-м после напарников по Monster Energy Yamaha MotoGP и Марка Маркеса из Repsol Honda.
Что касается Yamaha, Фабио получил всё, о чем просил: топовые скорости YZR-M1, как минимум, в Сепанге ничуть не уступают Ducati. И все-таки, Фабио на 11-й позиции. Приятной новостью является то, что на 10-й, причем, сразу на 0.3 секунды выше - Франко Морбиделли, которого после неудачного сезона-2021 уже начали списывать со счетов. Чего добились в Yamaha, мы узнаем на самом деле только в Портимао, в конце марта. История с Куартараро схожа с историей Ducati: это вопрос психологии и мотивации более, чем чистой техники. Вот, у них теперь всё есть.
Вопрос Маркеса - это вопрос на миллион долларов
Маркес прибыл в Сепанг в предельно близкой к идеалу физической форме. К возвращению 6-кратного чемпиона MotoGP много внимания. Он привлек его особой формой постановки вопроса в августе 2022 года: прилетев на Red Bull Ring после 2-месячной реабилитации, Марк созвал пресс-конференцию, на которой обратился к боссам HRC, попросив их, наконец, пересмотреть многолетнюю политику Honda в плане разработки прототипов.
Суть проблемы, на которую сетовал Маркес, заключается в традиционном японском консерватизме. Honda еще со времен Соитиро была погружена в себя по самые уши. Это - многомесячные изыскания в лабораторных условиях с незначительным количеством трековых испытаний. Испытания проходили уже по сути готовые к бою машины, это было просто подтверждение, что все расчеты и лабораторные тесты верны.
Так Honda Motor Co. на протяжении десятилетий удавалось создавать самые совершенные дорожные мотоциклы и гоночные болиды. Но настал день, когда лучшие байки в MotoGP стали строить итальянцы, а они не гнушались дорабатывать своих мотоциклы напильником прямо на треке... в какой-то момент это стало получаться лучше, чем у японцев! Не в буквальном смысле: просто важнейшие доработки стали исходить не из компьютеров инженеров R&D Борго-Панигале, а от инженеров, сидящих непосредственно в боксе заводской команды, в прямом контакте с гонщиками. Это радикально ускорило процессы, сократив лаг между появлением идеи до ее реализации чуть ли не до недели. В Honda минимальный срок той же операции занимал месяц.
На тестах в Сепанге Маркес начал работу с Honda RC213V модели 2022 года, как он сказал, «чтобы освежить ощущения». В том году об этом мотоцикле Марк сказал очень жесткую фразу: «с этим байком мы чемпионат не выиграем». В свое время, а если точнее, в августе 2005 года за подобные слова, сказанные в прямом эфире после гонки, был незамедлительно уволен Макс Бьяджи. Но Маркес не Бьяджи, и для Honda он сделал больше, потому к его словам прислушались.
Результат реагирования HRC сегодня на лицо: в гараже у Марка поселились сразу три новых прототипа в разных конфигурациях, все модели 2023 года. И он с ними поочередно работал. В боксе Repsol Honda обосновалась вся верхушка R&D Honda Racing во главе с новым техническим менеджером Кеном Каваюти, старым-новым лидером проекта Шиничи Кокубу и Президентом HRC Кодзи Ватанабе - все они приехали в Сепанг, чтобы услышать лично от Марка вердикт.
Но вердикта пока нет
Жоан Мир, новый партнер Маркеса по Repsol Honda также получил один из эволюционных байков в свое распоряжение. В отличие от Марка, он пока не вовлечен в процесс разработки так плотно, а по-прежнему только изучает новый для себя прототип. Как и Алекс Ринс! Но сегодня они завершили день с лучшими результатами, чем Такааки Накагами, который выступает за Honda в MotoGP уже 6 лет. Така замкнул протокол среди пилотов с постоянной лицензией FIM, ниже - только тест-пилоты.
Позже, Накагами объяснил, что первой задачей на сегодня было - понять, как он будет чувствовать себя за рулем после достаточно длительного отсутствия тестов и тренировок на байке: дело в том, что в декабре Такааки прошел через операцию на поврежденном пальце правой руки. Первые ощущения в Сепанге были хорошими, поэтому Така с головой ушел в тестирование новых конфигураций прототипа (как и Маркес). Но из-за нехватки мягких покрышек (они вообще в дефиците на этих тестах) речи о скорости и временах круга в целом не шло. Накагами сразу заявил о главном: финальная версия Honda RC213V будет только в Портимао!

MotoGP 2023 - Shakedown и официальные тесты IRTA Sepang: четыре тестовых прототипа в гараже Марка Маркеса!
перейти в фотогалерею
На то же намекнул и Маркес.
Вообще, Маркес по итогам тестового дня дал весьма уклончивые ответы насчет нового RC213V. Как и все другие прототипы, с которыми он имел дело, эволюционные шасси и моторы имели свои «плюсы» и «минусы». Иными словами, однозначного - значительного - улучшения Маркес, оседлав прототип 2023 года и сравнив его с байком 2022 года, не определил. Для сравнения, напарники по Aprilia Racing - и Маверик Виньялес, и Алеш Эспрагаро незамедлительно отметили ряд важных деталей, которые улучшили характеристики нового RS-GP.
Маркесу и Honda теперь надо добиться более стабильного прохождения квалификаций, чтобы оказываться на 1-2 стартовой линии в каждой гонке. А для этого Марку нужно полностью довериться Honda.
Старты в 2023 году будут вдвойне важны из-за спринтовых гонок, где можно будет заработать дополнительные 10-12 очков вдобавок к Гран-При. Физически, это двойная нагрузка. Технически, потребуются улучшенные средства для облегчения стартов - это более совершенные holeshot девайсы, плавная работа сцепления и так далее. Но возможность нагрузить переднее колесо, как он делал это до 2020 года, - она важнее всего. Для Маркеса.
Физически Маркес готов к борьбе. Его соперники - Ducati и Yamaha теперь имеют мотоциклы с равной пиковой скоростью. Остальные подтянулись в плане сбалансированности пакета. И к Портимао соперники определятся с базовыми конфигурациями и сетапами. Вызов усложняется.
Ключевым вопросом тестов в Сепанге будет - нашли ли инженеры HRC ту незначительную зацепку, которая позволила бы Марку вернуться к производительности 2019 года. Сейчас она заключается в балансе шасси между передним и задним колесом, чтобы исключить те самые внезапные хайсайды, которыми "славилось" шасси 2022 года. Исключив эту неприятную особенность, пилоты Honda вновь могли бы обрести уверенность.