МОТОГОНКИ.РУ, 20 марта 2025 - Yamaha R9 стал одной из главных новостей 2024 года: о том, что этот мотоцикл с принципиально иным двигателем, 3-цилиндровым рядным CP3 окончательно вытеснит с рынка классику Yamaha R6, заговорили уже в апреле, но Yamaha Europe до последнего отрицала эти слухи. Отрицала, отрицала - и вдруг прекратила отрицать, а на следующий день просто представила R9 во всей красе. Презентация мотоцикла состоялась в рамках финального раунда World Superbike на Circuito de Jerez, когда все всё уже знали.

Yamaha R9
Причины для отказа от R6 и будущего отказа от R1 одинаковы: с маркетинговой и технологической точек зрения Yamaha больше нет смысла пытаться усложнять (удорожать) спортбайки, чтобы пытаться угодить властям Евросоюза. Вместо этого, они решили похоронить тренд 2000-х и перезапустить рынок с принципиально новым.
Суть - в увеличении рабочего объема двигателя при уменьшении количества цилиндров. Это помогает в двух направлениях: во-первых, крутящего момента становится больше; во-вторых, пик рабочих оборотов значительно снижается, что автоматически улучшает "экологию" двигателей. Но сработать всё это должно было лишь когда все производители вдруг решили бы сменить свои концепции.
Всё произошло быстро
В 2023 году прорыв в этой области совершил завод Ducati, пробив брешь в стене, которая мешала им вступить в World Supersport. За Ducati в пролом ринулись и другие европейские заводы - MV Agusta, Triumph. Японцы следили за этим с определенной опаской, но когда пилоты Ducati выиграли два чемпионских титула подряд, забрали победы в MotoAmerica и British Superbike, стало ясно - пора!

Yamaha R9
Yamaha R6, судьбу которого в мире мотоспорта Yamaha Motor ярко рисовала еще в апреле-мае 2024 года, резко исчез с небосклона.
Хорошей новостью является то, что Yamaha R9 и сама платформа CP9, 3-цилиндровый рядный двигатель объемом 890 куб.см. - это вообще не спортивный продукт, а масс-продукт, который Yamaha применяет в линейке мотоциклов MT-09, XSR900 и Tracer 9 уже много лет. Иными словами, это некий "регулярный" продукт в производственной линейке Yamaha, идущий в серию десятками тысяч. Под него не нужен новый конвейер, специальные сборочные линии. Всё происходит в рамках единого производственного процесса, чего не было с R6 уже много-много лет...
Двигатель Yamaha CP3 на EICMA-2013
Мотор, представленный на EICMA-2013, был доведен до совершенства с точки зрения надежности и производительности. И его не надо форсировать, как R6, чтобы получить превосходные показатели скорости и конкурентоспособности.
Главное, что крутящий момент доступен пилоту практически сразу, для этого не требуется раскручивать коленвал до звона. А когда в правой руке есть контроль над моментом, управление мотоциклом - сказка!

Yamaha R9
Итак, правда ли это на самом деле, и что показали три дня трековых и дорожных тестах, проведенных на двух континентах?
Управление двигателем
Конечно, разница между моторами, устанавливаемыми в Yamaha R9 и MT-09, есть, и она чувствуется. Это касается не только мотора самого по себе, сколько всего пакета - внутренностей CP3, настройки системы зажигания, настроек блока управления питания, передаточных отношений и финальной передачи (16/43 против 16/45 у уличного нейкеда). Также, на R9 установлена ручка дросселя с укороченным на 18 градусов ходом до полного открытия.

Двигатель Yamaha R9
Внутри двигателя R9 - облегченные поршни из кованного алюминия, головка цилиндра с керамическим напылением. Перенастроенные инжекторы Mikuni с дросселями диаметром 41 мм контролируются Yamaha Chip Controlled Throttle (YCC-T). На мотоцикле по-умолчанию установлен двунаправленный квикшифтер QSS 3-го поколения, что обеспечивает переключение передач вверх и вниз без выжима сцепления.
Блейк Коннер из CycleWorld получил возможность прокатиться на Yamaha R9 по залитому водой треку Sonoma Raceway и оценить разницу в поведении мотоцикла на полность мокром и полностью сухом асфальте, а также в переходных условиях.

Блейк Коннор, тест-пилот CycleWorld
«Наш трек-день с R9 не был идеальным, мы начали работу под проливным дождем в Сономе, Северная Калифорния. Огромные лужи и несколько небольших рек пересекали трассу, что ограничило уровень агрессивности нашего поведения. Лишь самые бесстрашные ринулись штурмовать повороты в полный газ. Но установленные на мотоциклы гоночные дождевые покрышки обеспечили поистине оличный держак и уровень доверия к мотоциклу... если вы действительно решили довериться ему» - пишет Блейк.
«CP3 идеально подходит именно для таких условий, поскольку вы буквально чувствуете, как крутящий момент передается через шины на асфальт и толкает байк вперед. Электроника играет в этом большую роль, но сама природа двигателя дает уверенность, что нежелательного срыва не произойдет»
Коннер отметил, что инструкторы, в число которых входил многократный чемпион AMA Superbike Джош Хайес, рекомендовали им использовать Track Mode с измененными настройками чувствительности трекшн-контроля, выкрученные с 2-4 на уровень 8-9 (максимум), а также выключить задний контур ABS и Back Slip Regulation (BSR).
«По сравнению с 4-цилиндровым байком, вы можете отключить свой мозг и смело открывать ручку газа на выходе из залитого водой поворота - доставка мощности будет мгновенной и стабильной, и при этом вы ни разу не достигнете красной зоны оборотов, поскольку этого не требуется. Зато, так прохождение поворотов максимально эффективно».
Чем меньше воды на треке, тем меньшее воздействие TC требуется, и это, пожалуй, единственная настройка, которую тест-пилоты крутили в Сономе на протяжении первого дня испытаний. Тесты завершились переобувкой всех R9 с штатную резину для любительских трек-дней.

Тест-драйв Yamaha R9
Финальные ощущения от работы Yamaha R9 сконцентрировались в следующем выводе Коннора:
«R9 и CP3 - это настоящий взрыв! Он обеспечивает порцию мощности, которая не пугает пилота. Когда вы едете на крутящем моменте, байк обеспечивает сбалансированную производительность, которая заставит улыбаться любителя трек-дней. Даже для Джоша Хайеса этот байк достаточно хорош, каким он есть, без тюнинга. Я видел его лицо после каждого выезда - он тоже сиял от удовольствия»
Другой отзыв пришел из Севильи, куда перенесли тесты европейских изданий из-за затопления Circuito de Jerez.

Тест-драйв Yamaha R9
«Нас сопровождал сам Стефано Манци. И на узкой Circuit Sevilla, про которую я могу сказать, что это скорее большой картодром, нежели автодром, Yamaha R9 чувствовал себя великолепно!» - заявил Тобиас Мюнхингер из Motorrad.
«Победный обгон Манци в Австралии был произведен мастерски, поскольку Yamaha R9 возволяет делать тонкую работу легким движением плеча. Жесткость рамы имеет значение»
Электронный набор
Yamaha R9 - самый современный спортбайк на рынке, поэтому он обладает полным набором самых высокотехнологичных гаджетов прямо из коробки, способных снизить уровень стресса на среднестатистического участника трек-дней.
В наборе 9 режимов пилотирования - три преднастроенных: Sport, Street и Rain - для езды по дорогам и улицам; два полностью регулируемых пользовательских, а также 4 настраиваемых для трека.
В каждом можно задать уровень отдачи мощности, воздействия traction control (TCS), чувствительность к проскальзыванию заднего колеса (slide control - SCS), ограничение эффекта вилли (wheelie control - LIF), конечно, широкий спектр настройки Engine Brake Management (EBM), Back Slip Regulator (BSR) и вовлечение ABS (Brake Control - BC).

Тест-драйв Yamaha R9
«Электроника имеет большое значение, когда вы едете на пределе по треку, где никогда не проводилось больших мировых событий, а температура воздуха лишь немногим выше +15. И после теста R9 в Севилье, у меня буквально нет ни малейших претензий к работе электронике Yamaha!» - добавил Мюнхингер
В чисто гоночной версии, где нет ABS, последние два пункта можно полностью деактивировать.
«Вовлечение электроники у Yamaha традиционно мягкое, и в большинстве случаев, вы не заметите, как работает трекшн-контроль. Скорее всего, вы даже не услышите разницы в работе двигателя, когда он начнет отсекать зажигание» - комментирует работу TCS Коннор.
Инструменты под рукой
Поскольку Yamaha R9 построен на базе шасси и всей оснастки MT-09, ему достались и те же пульты, те же контрольные инструменты, та же эргономика.

Левый пульт Yamaha R9 - в нем всё
Основной набор клавиш сосредоточен на левом пульте - там все клавиши управления панелью. Как и на MT-09 и Tracer, к панели R9 можно подключиться по Bluetooth со смартфона, чтобы соединиться с навигацией или гарнитурой.
У Yamaha есть собственное приложение Yamaha Motorcycle Connect, которое совместимо с Garmin StreetCross для навигации, выведенной на большой TFT-дисплей. Музыка, звонки, перемотка - всё с клавиш на левом пульте, не отрывая рук.

Контрольная панель Yamaha R9
Электронный пакет Yamaha R9 также включается в себя круиз-контроль и Yamaha Variable Speed Limiter, который можно настроить либо в режиме дорожного ограничения, либо в режиме гоночного пит-лимитера. Также, у пилота в распоряжении USB-зарядка в базовой комплектации.
Шасси
Yamaha R9 отличается от дорожных моделей с двигателем CP3 своим шасси. Здесь другой маятник и уникальная рама, но подрамник такой же, как у MT-09.

Рама Yamaha R9
Маятник R9 дает больше свободы в перемещении заднего колеса вперед-назад, дополнительно на 16 мм. Также, маятник оснащен базой для установки креплений под подкат. Рама на 37% жестче, чем у обеих уличных моделей для лучшего противостояния продольным нагрузкам в поворотах и при жестком торможении.

Маятник Yamaha R9
Наконец, у R9 более агрессивная геометрия: рейк в 22.6 градуса и вынос всего 94 мм, что меньше чем даже у R6 (96,5 мм). Колесная база оказалась 1420 мм, что на 46 мм больше, чем у R7 и R6 последнего поколения.

Настройки вилки - под рукой
Yamaha утверждает, что баланс развесовки у R9 равный - 50 на 50 между задним и передним колесом, что чувствуется при прохождении поворотов.
Yamaha R9 комплектуется в базе 43-мм вилкой KYB SDF (Separate Damping Force) с полным набором регулировок. Здесь есть настройка быстрого и медленного сжатия (в левом пере) и отбоя (в правом), а регулировка преднатяга пружин вынесена наверх, хорошо читается и крутится, к ней легко добраться.

Тормоза Brembo Stylema на Yamaha YZF-R9 (2025)
4-поршневые тормоза Brembo Stylema идет в базовой версии и сразу комплектуются шлангами в оплетке из нержавейки.
Как он в сравнении с R6 и R1?
С точки зрения эргономики и габаритов, Yamaha R9 находится посредине между R1 и R7.

Геометрия Yamaha R9 в сравнении с R1 и R7
Всё настраиваемое под пилота, и то, что подножки кажутся поначалу слишком низко расположенными, регулируется. Посадка весьма спортивная, но не такая радикальная, как на R6 и других шестисотках с рядными двигателями.
Выводы
С точки зрения трековой езды, Yamaha R9 гораздо больше дружественный к пилоту мотоцикл, нежели R6, и позволяет всё делать то же самое с меньшим уровнем рисков.
«Возможно, R9 это то, чего мы все ждали. Мне, конечно, хотелось бы провести еще один полный сухой трек-день в Сономе, чтобы убедиться в этом. Но если вы хотели ответ - будет ли это достойной заменой для R6, то ответ - скорее да. Хотя PR-служба Yamaha и пытается убедить нас, что путь R6 еще не закончен, и [его по-прежнему надо продавать, продавать, продавать]...» - подводит итог Коннор.
С точки зрения R9 как мотоцикла на каждый день, он не столь комфортен, как Suzuki GSX-8R и Triumph Daytona. Он более ориентирован для трека, нежели для улиц.
По материалам зарубежной прессы
Фото: Yamaha