МОТОГОНКИ.РУ, 13 августа 2024 - Но в 1962 году всё изменилось, благодаря одному неприметному австрияку Йохену Риндту.
Red Bull Ring
Йохен Риндт родился в Майнце в 1942 году в семье, владевшей фабрикой по производству специй. Родителей Риндт не знал: его детство кончилось досрочно в 1943 после американской бомбардировки города, которая сравняла с землей и его родной дом, и завод, а также унесла жизни его родителей. Риндта затем воспитывала бабушка. И поначалу, он стал барменом. Но совершенно невероятным образом неплохой бармен стал одним из лучших пилотов Формулы-1 из Австрии. Карьера Риндта началась в 1961, а в 1964 он уже представлял Австрию на мировой арене и боролся за титул.
Йохен Риндт
Быстрый успех Йохена пробудил в австрияках неожиданную страсть к автогонкам, и те задумались, почему в Австрии до сих пор нет своего "Нюрбургринга" и "Хоккенхайма". Гонками заболела целая нация, и это сподвигло правительство на выделение средств для создания собственного стационарного автодрома.
Даже сразу двух! Планы по строительству появились в Зальцубрге, столице, гораздо более зажиточном центре Австрии, но также и в спокойной Штирии, потому что там было место и даже готовая площадка.
Рождение Österreichring
Штирийцы выбрали местечко Цельтвег, расположенный в долине между двух горных массивов, поскольку там уже был заложен отличный фундамент - там стояла старая военная авиабаза. И на этом аэродроме в 1964 году Австрия провела одну из первых гонок Формулы-1. Обе федеральные земли хотели получить контракт на Гран-При Австрии Формулы-1, как отличный стимул для развития экономики региона. Между Штирией и Зальцбургом началась своя гонка - какой регион первым построит трассу и сделает ее лучше.
Типичный Шпильберг в Штирии
Несмотря на то, что президентом ÖASC (Österreichischer Automobil-Sport-Club) был житель столицы Вилли Левингер, строительство в Цельтвеге шло быстрее. Как итог, на месте бывшего военного аэродрома 27 июля 1969 года был открыт стационарный автодром с кругом длиной 5911 метров, и губернатор Штирии Йозеф Крайнер представил публике Österreichring - «Австрийское кольцо». Salzburgring открылся на 2 месяца позже, и упустил шанс на контракт.
Первая гонка Формулы-1 состоялась на Österreichring в августе 1970 года. Трасса вышла очень быстрой, с живописными перепадами высот. Йохен Риндт прибыл на домашнюю трассу лидером чемпионата после пяти побед подряд. Участие Риндта обеспечило абсолютный аншлаг (по предварительным сведениям, та гонка собрала более 250 тысяч человек). К разочарованию австрийской публики, Риндт вылетел с трассы и разбил свой болид. Трасса получила репутацию крепкого орешка. Йохен Риндт совершенно не пострадал в той аварии в Цельтвеге, однако, всего через три недели погиб на тренировке Гран-При Италии в Монце и был затем похоронен в Граце.
Формула-1 на Österreichring
Штирия начала проводить на Österreichring разные гонки, кроме Формулы-1. В начале 70-х трассу оценили звезды мотогонок того времени - Ренцо Пазолини, Янош Драпал, Хидео Канайя. Там стали проходить регулярные гонки Formula 750, в которых участвовали уже и заокеанские звезды, такие как "Король" Кенни Робертс. Еще, Österreichring принимал гонки на выносливость, включая 1000-километровый этап World Endurance. Гонки проводились на Österreichring до двух массовых аварий Формулы-1, после которых Международная Федерация отказалась от автодрома из-за его слишком скоростной натуры и низких стандартов безопасности. Там вовсе не было зон вылета, а бетонные отбойники, расположенные в некоторых поворотах вплотную к треку, заставляли гонщиков молиться перед стартом.
Первая глобальная реконструкция - A1-Ring
Большая реконструкция была проведена в 1995 году. Длину круга пришлось сократить до 4318 метров, часть самых скоростных поворотов с отбойниками просто снесли. В 1996 году новый телекоммуникационный оператор A1 заключил с трассой многолетнее спонсорское соглашение, так что трасса получила свое более знакомое современных фанатам имя - «A1-Ring». Удалось вернуть чемпионат по Мото Гран-При, гонки которого прошли дважды в 1996 и 1997. А после Гран-При Австрии 2003 года и Формула-1 покинула Цельтвег - надолго.
Формула-1 на A1-Ring
В 2004 году территория бывшей авиабазы Цельтвега перешла в собственность совладельца Red Bull Дитриха Матешица. Он планировал существенно расширить Авиа Академию Red Bull, для этого ему требовалось снести часть автодрома. И когда строительная бригада приступила к демонтажу старых трибун и основания автодрома, местные жители запротестовали. Работы уже шли, но саму реконструкцию Матешицу пришлось отложить и переосмыслить. С 2005 по 2007 годы было множество вариантов развития событий, включая продажу трассы частным инвесторам.
В итоге, Red Bull пришла к соглашению с KTM и VW о реконструкции трассы. Матешиц увидел большой потенциал в постройке современной гоночной трассы именно в этом месте. Но он считал, что для этого старый автодром требуется снести, как минимум, на 2/3. Многосторонняя сделка сорвалась в конце 2007 года из-за отказа от инвестиций со стороны VW. Тогда, Матешиц решил взять дело в свои руки.
Red Bull Авиа Академия Матешица
Кольцо имени Матешица
Вмешалось правительство Штирии, которое убедило местные власти и жителей Шпильберга и Цельтвега в перспективности нового проекта. Red Bull отказалась от полного демонтажа исторической трассы и взяла на себя обязательства по использованию части круга (бетонной основы A1-Ring) при постройке новой гоночной трассы Формулы-1.
Матешиц вложил в стройку 70 миллионов евро из собственного кармана и назвал новую трассу в честь своей компании - Red Bull Ring. Официальное открытие состоялось 15 мая 2011 года. Гонщики называют трассу между собой коротко - Кольцо, как и Sachsenring - все понимают, когда о каком кольце речь.
Старый Österreichring и новый Red Bull Ring (красная схема)
Формула-1 вернулась в Цельтвег в 2014, а контракт с Dorna на проведение гонок MotoGP был подписан только двумя годами позже. Изначально, Матешиц предлагал Эспелете перенести туда этап World Superbike из Брно, поскольку с чешским организатором стали возникать финансовые проблемы. Но FIM не омологировала новый автодром, выдвинув требования по значительному расширению зон безопасности. В данном случае, первичный проект Матешица со сносом старой части трассы выглядел перспективней, но он был вынужден действовать в рамках договора с местными властями. Очередная реконструкция на 2 миллиона евро была проведена в сжатые сроки, и вторая попытка омологации FIM прошла безукоризненно.
Дитрих Матешиц и его детище - Red Bull Ring
Спустя 55 лет после открытия Österreichring, Red Bull Ring стал образцом безопасности автодрома категории «А». И все же, не идеальным. В 2020 году на Red Bull Ring произошла памятная авария Жоана Зарко и Франко Морбиделли на дуге 2-3 поворотов, после которой Т3 был незначительно перестроен, изменена конфигурация зон вылета, а также гардрейлей.
Но и этого показалось мало! В 2022 году на дуге построили шикану, благодаря которой удалось снизить экстремально высокие средние скорости.
Новая шикана на Red Bull Ring, призванная снизить скорость на дуге перед Т3
Red Bull Ring - особая трасса
Два великих чемпиона MotoGP - Валентино Росси и Марк Маркес так и не смогли раскусить ее на 100%: на этой трассе они не выиграли за свою карьеру ни одного Гран-При!
Эпичная дуэль Маркеса и Довициозо на Red Bull Ring
В данный момент длина круга Red Bull Ring составляет 4.35 км, ширина трека - 12 метров, главная прямая имеет длину 810 метров. Трасса преимущественно правосторонняя - здесь 8 правых поворотов и лишь 3 левых.
Рекорд нового круга в MotoGP принадлежит Марко Беццекки из VR46 Racing Team - 1:28.533
До реконструкции в 2022 году Red Bull Ring был самым абсолютном быстрым треком в календаре MotoGP со средней скоростью на круге свыше 182 км/ч. Внедрение шиканы снизило среднюю скорость на круге до 173.2 км/ч.