МОТОГОНКИ.РУ, 19 февраля 2025 - Поздравляем всех фанатов мотоспорта, причастных к нему и непосредственных участников гонок! Техническая революция в мировом «Суперспорте» состоялась, и именно сезон 2025 года станет ее документальным подтверждением.
Если глобальная реформа World Superbike и задумывалась Dorna, то она началась здесь и сейчас, и именно класс Supersport Next Generation может стать стержнем всего чемпионата в ближайшем будущем
Новый сезона World Supersport следует рассматривать с трех основных точек зрения. Во-вторых, де-факто свершившаяся техническая революция, вытеснившая из чемпионата тот самый класса "шестисоток", на котором чемпионат базировался с 1990 года; во-вторых, это множество новых имен, переход из класса явных фаворитов в SBK, приход им на смену целой армии новобранцев из других серий и младших классов; наконец, глобальная идея упрощения самих мотоциклов и снижение стоимости "входного билета".
Supersport Next Generation
Класс Supersport в рамках чемпионата мира World Superbike (WSBK) появился в 1990 году с подачи японцев. В 90-х класс SBK уже начал отходить от формулы 750 куб.см. к более современному и мощному, но тяжелому двигателю 1000 куб.см. Потребовалось создание класса для промежуточных кубатур от 500 до 750 куб.см. На становление Supersport ушло 7 лет, и только в 1999 он получил статус чемпионата мира. Костяк его составили мотоциклы с рядными 4-цилиндровыми двигателями объемом 599 куб.см. мощностью 110-125 л.с. японского производства. Honda, Suzuki, Yamaha и Kawasaki более 20 лет доминировали в серии, битвы за титул вошли в историю и были не менее яркими, чем в Superbike. Европейские тюнингеры научились выжимать из 115-118-сильных моторов 140-145 л.с., но это сделало их "расходным материалом" - богатые мировые команды могли себе позволить "спалить" по 8 моторов за сезон.

Колин Эдвардс на Honda VTR1000 против Троя Бейлисса на Ducati 998
На фото: Колин Эдвардс на борьбу Honda VTR1000 SP-2 против чемпиона WSBK Троя Бейлисса на Ducati 998 (2002). Период активной смены концепций, когда 1000-кубовые V-Twin стали активно менять на 1000-кубовые рядные моторы.
Но так же, как в начале 2000-ных сменился тренд в определении "супербайк", в конце 2010-х рынок продиктовал новые условия и для промежуточной серии: "шестисотка" как явление на рынке умерло, не выдержав травли со стороны экологических норм, прежде всего, в Европе, где категория была самой массовой. Японские производители свернули производство - им не хотелось искусственно поддерживать серийность лишь затем, чтобы подтверждать омологацию. Первым из игры вышел завод Suzuki. Yamaha и Honda продолжали мелкосерийное производство суперспортивных моделей. Из всех, только Kawasaki сохраняет "серийность" Ninja ZX-6R до последнего момента, но объем двигателя был поднят до 636 куб.см., так что Ninja с 2022 года уже фигурирует в списке Next Gen, а не в "базе".
Тенденция со снижением спроса на "шестисотки" сформировалась в 2016-18, когда новую стратегию развития приняли европейские производители. Aprilia, Ducati, BMW, Triumph, MV Agusta, а также KTM всегда были настроены оппозиционно к японцам, и они сконцентрировались на производстве иного типа двигателя среднего класса - 800-950 куб.см. 2- и 3-цилиндровых форматов. За 5-6 лет рынок наполнился дорожными и условно спортивными мотоциклами, не попадающими ни в какие рамки FIM - они демонстративно были вне всей этой истории. Но если посмотреть внимательно, сразу видно, что намеки на будущую "революцию" европейцы делали явные.
Одно имя Ducati Supersport, запущенного в серию в 2017 со 110-сильным двигателем 937 куб.см. Testastretta - это вызов системе. Ducati целенаправленно позиционировал этот мотоцикл в стиле ультимативного супербайка Panigale как «расслабленный спортбайк». Triumph, нарастив базовый объем Daytona до 765 куб.см., также продемонстрировал стремление к переходу на новый уровень.

Клаудио Кастильони, MV Agusta
Еще в 2011 году основатель MV Agusta Клаудио Кастильони завещал сыну, Джованни и вернувшемуся к работе в компании Массимо Борди - развить линейку F3, которая тогда не могла конкурировать с массовыми "японцами". Клаудио сказал буквально: «F4- наш флагман, но F3 - наше будущее» - и через год на свет появился новый 3-цилиндровый F3 RR объемом 798 куб.см.
И европейцы победили! К 2020 году продажи мотоциклов с двигателями 800-955 куб.см. превысили серийный выпуск 599 куб.см. в Японии
В 2022 Dorna и FIM впервые с 1990 года переписали правила, дав двигателям до 955 куб.см. доступ на старт World Supersport вместе с Yamaha R6, Honda CBR600RR и Kawasaki ZX-6R. И это подтолкнуло индустрию к революции: японцы решились на закрытие линейки «599» и переход на более кубатурные, менее затратные в подготовке двигатели.
Прощание с флагманом
Yamaha первым из японских заводов сделала решительный шаг, закрыв программу YZR-R6, доминировавшего в Supersport всё десятилетие. На смену 4-цилиндровому мотору пришел 3-цилиндровый рядный R9. В 2024 году его представили официально, и все команды, имевшие поддержку Yamaha, синхронно перешли на новый мотоцикл. Это произошло так быстро, что никто не успел удивиться.
Все подробности о Yamaha R9 и Yamaha R9 GYTR (2025)
Неизвестность заключается в том, что 890-кубовый R9 еще никак не проявил себя на полях сражений, были только тесты в Испании... А тесты на Phillip Island, проведенные вчера, не внушают оптимизма.
По итогам 2-дневных тестов WorldSSP в ТОП-10 оказались 7 (семь) европейских мотоциклов и только 3 (три) Yamaha R9, и не на первых позициях: отставание Стефано Манци от лидера тестов на MV Agusta составило 1.007 секунды
Ducati делает шаг назад
Ducati Panigale V2 вступил в чемпионат World Supersport в 2022 году. Заводская команда Aruba.it Racing WorldSSP Ducati провела в целом успешный "сезон обучения", и Николо Булега штурмом взял чемпионат 2023 года. В 2024 году Булега уже перешел в WorldSBK, а его место занял Адриен Уэртас, который уверенно доминировал и стал чемпионом, сохранив Кубок производителей за Ducati - и снова, с большим преимуществом над Yamaha!
Но в конце 2024 года из-за идеи сохранить Альваро Баутисту во флагманской программе Ducati в Superbike (а может и по какой-то иной причине, о которой мы пока не знаем), официальная заводская программа Aruba.it Racing WorldSSP прекратила свое существование. Feel Racing решила идти своим путем, подписав контракт с немцем Филиппом Ёттлем, уже без заводской поддержки. Ближайший к заводу саттелит - Barni Racing также покинула Supersport, сосредоточив усилия на проекте в WSBK с двумя пилотами: Яри Монтелла присоединился к Данило Петруччи.
Ducati Corse, в целом, выполнила глобальную задачу - наглядно продемонстрировала преимущества Panigale V2 и концепции Next Gen, так что цели достигнуты полностью
Одновременно, Ducati объявила о закрытии производства Superquadro - двигателя, благодаря которому завод стал новым лидером Supersport: в 2025 году мы увидим 955-кубовый 158-сильный Panigale V2 в последний раз, с 2026 года его сменит мотоцикл с тем же именем, но с совершенно новым мотором. Новый двигатель иной конфигурации и дизайна будет менее мощным... Но...
Зачем так делать, если всё и так хорошо?
Это хитрый и очень умный ход завода! Потому что главная их цель - это сделать свое присутствие более массовым, а добиться этого при нынешней цене на Panigale V2 непросто, поскольку Yamaha R9 в базовой гоночной спецификации от Ten Kate начинается от €10832 (без НДС). Для сравнения, на Panigale столько стоит двигатель, а весь мотоцикл в сборе выходит более €25000.
Новый V2 будет существенно дешевле, но гонщики получат, возможно, даже более управляемый мотоцикл.
Дело в том, что рабочий объем останется без изменений, но при снижении избыточной для Supersport пиковой мощности (она всё равно не используется из-за системы балансирования FIM), в руках пилотов окажется еще больше крутящего момента, а значит, контроля и предсказуемости.
С Ducati можно сразу зайти с козырей
Поскольку база Panigale V2 на Superquadro является слишком мощной для World Supersport, регламент запрещает командам какую-либо доработку моторов - они идут прямо в стоке, из коробки; а поскольку система балансирования мощности DWO еще и ограничивает рабочие обороты 158-сильного мотора, то Superquadro работает не в полную силу, не на пике потенциала, что делает его чрезвычайно выносливыми и стабильным. Команда получает мотоцикл, который может выйти на старт без доработок, лишь установив пакета официальной электроники Mectronik от Solo Engineering. Покупая Yamaha R6 в 2024 году, команды World Supersport должны были добавить в пакет еще 5-6 запасных двигателей, поскольку те имеют свойство "кончаться", иногда внезапно. Тогда как команды Ducati едут весь сезон на 1-2 двигателях.

Вся правда о Ducati V2: откровенный отчет Ratchet Motorrika о дебютном сезоне в Supersport
перейти в фотогалерею
Вся правда о Ducati V2: взгляд инсайдера после победы в Чемпионате России
Как объяснил чемпион России в классе Supersport 2024 года Антон Федоров, хотя это и повышает первичные вложения, затем значительно экономит бюджет команды. Технический директор Motorrika Артур Коробкин уточнил, что в отличие от Yamaha R6, Ducati Panigale V2 берется командами (в том числе, мировыми) на 2-3 сезона из-за своей базовой концепции:
«...[и у них, и у нас] Ducati V2 берут новым и выкатывают до железки, пока он просто не перестает функционировать физически, поскольку создан так, что не подлежит восстановлению в случае действительно серьезного инцидента; просто берется новый мотоцикл»
Одной из сильнейших сторон Ducati V2 по сравнению с Yamaha R6 является принципиально меньший риск хайсайда, поскольку заднее колесо контролируется лучше - крутящего момента на нем всегда достаточно, и обеспечивается он на значительно более низких оборотах двигателя. Пробуксовка начинается только в случае, если не работает "дождевая" карта и соотстветствующий сетап.
В связи с этим, риск падения в целом ниже, и переход на новый V2 в 2026 году должен обеспечить существенное снижение затрат тем, кто хотел бы выступать на Ducati: цена на базовую модель, представленную на EICMA-2024, уже сейчас составляет порядка €17000.
Но цель Ducati достигнута - их стало вдвое больше!
Из 30 заявленных в чемпионат World Supersport 2025 года пилотов 11 едут на Ducati Panigale V2, и ни одной команды среди них не будет с прямым заводским участием: все - частные, включая Feel Racing. А в 2026 году их должно стать 50% или больше, благодаря стратегии завода.
MV Agusta - следующая темная лошадка
Circuito de Jerez осенью не показал ничего интересно, а тесты в январе буквально не завершились из-за дождей. Но там команды и пилоты Yamaha были воодушевлены первыми результатами.
Однако, именно на Phillip Island проявились все сильные стороны концептов Ducati и Agusta Next Generation по сравнению с R9. Прежде всего, команды MV Agusta и Ducati вернулись в Австралию с полным набором данных и готовыми сетапами для первых двух гонок сезона.
Тесты на Phillip Island и time-attack показали, что на скоростной трассе большие моторы и шасси итальянских производителей работают лучше новых Yamaha R9 и старых Honda CBR600RR даже при равных пиковых значениях скорости 270 км/ч на главной прямой!
Бо Бендшнайдер из MV Agusta Repart Corse возглавил тесты с лучшим временем, 1:31.595. Вторым стал бывший пилот Мото Гран-При Хайме Масиа, пересевший на Ducati V2 команды Orelac Racing - 1:32.129. Валентино Дебис из Renzi Corse - третий с 1:32.332.
Первым из Yamaha R6 идет Чан Онжу, перешедший в поддерживаемую заводом Yamaha Evan Bros Team - 1:32.387, что почти на 0.8 секунды медленней времени MV Agusta.
Стефано Манци, которого Yamaha сейчас представляется как своего флагмана, завершил тесты лишь на 7-й позиции с отставанием от Бендшнайдера в целую секунду. Итальянец больше всех был воодушевлен показателями нового Yamaha R9. Что ж, настал момент истины...
Triumph в меньшинстве
Сын 3-кратного чемпиона мира по Супербайку Троя Бейлисса - Оли Бейлисс перешел в заводскую команду Triumph, впервые "изменив" Ducati. В целом, его результаты оказались нижу ожиданий, поэтому «мировой проект Бейлиссов» прикрыли. Финальные тесты Оли завершил уверенно в ТОП-10, на 7-й позиции, опередив заводских пилотов Yamaha.
Британский завод будет представлен всего двумя гонщиками в 2025 году. Напарником Бейлисса-мл. в PTR Triumph Factory Racing стал Том Бус-Амос. Британец завершил предсезонку, замкнув ТОП-15. Бейлиссу он уступил более 0.5 секунды и почти 1.5 секунды лидеру, Бендшнайдеру.
Новая команда Honda France пропускает Phillip Island
Аня Карраско и Корентин Перолари, заявленные HRC в качестве официальных пилотов завода в World Supersport в составе новой команды Honda France, не появятся на первом этапе в Австралии.

Состав новой команды Honda France WorldSSP - Корентин Перолари и Аня Карраско
Выяснилось, что целью Honda в этом проекте является достижение высоких результатов, но не в масштабе всего чемпионата, а в масштабе так называемого World Supersport Challenge, нацеленного только на европейских гонщиков и европейские этапы мировой серии. Таким образом, можно сказать, что это больше «демонстрационный проект» завода, нежели реальное возвращение в битву.
Цвета Honda на Phillip Island будет представлять PETRONAS MIE Honda Racing Team, единственная команда, возглавляемая женщиной Мидори Мориваки. В этом году за команду поедут японец Каито Тоба и малайец Сярифутдин Азман. На тестах в Австралии только они выкатывались на Honda CBR600RR, показали 13-й и 27-й результаты.
Рядом, на 17-й позиции скучает один единственный Kawasaki ZX-6R 636 Джереми Алькобы. Увеличение рабочего объема Ninja на 5% пока не дало никаких преимуществ в сравнении с европейцами.
Подиум Phillip Island - сама неопределенность!
Вывод из итогов предсезонки можно сделать буквально никакой: нет ни явных лидеров, ни звезд-фаворитов, ни трендов, кроме уже описанных выше.
То, что в Австралии на подиум поднимутся пилоты Ducati, не вызывает сомнений. Как проведет гонку Бендшнайдер? Бо не самый стабильный гонщик в целом, хотя и опытный. Интереснее будет выглядеть культивируемое турками агрессивное пилотирование Чана Онжу на новом Yamaha R9.
Онжу, "продюссируемый" легендой World Supersport Кенаном Софуглу, не просто так вступил в лагерь Yamaha. Очевидно, что Кенан готовит для завода новую звезду, подобно тому, как он "спродюссировал" Топрака Разгатлиоглу, ныне выступающего в WSBK за заводскую BMW Motorrad Motorsport.
Phillip Island Grand Prix Circuit очень особенный трек в мировых масштабах. Здесь практически нет зон жесткого торможения, но есть несколько очень хитрых шпилек, в которых падали самые известные и опытные звезды MotoGP, World Superbike и Supersport. Это сверхскоростной и сверхплавный трек, где мотор имеет значение, но не пик мощности, а доступность всего объема крутящего момента.
Если верить словам Джереми Бёржесса, бессменного шеф-механика команды Валентино Росси, на Phillip Island снять полную мощность с двигателя можно только на главной прямой, а это всего 10 секунд на полутораминутном круге. Куда важнее, как мотоцикл входит в повороты и как из них выстреливает. Большую часть круга, остальные минуту-двадцать гонку делает работа пилота в связке со своим байком.
Поэтому, призеры 1-го этапа World Supersport 2025 года могут возглавить весь сезон: эти гонки покажут истинный их класс, а также готовность к работе с новыми мотоциклами