МОТОГОНКИ.РУ, 8 февраля 2025 - После тестов в Сепанге у японцев хорошее настроение. Yamaha совершила первый прорыв (как они сами считают). А что Honda?
Менеджер Honda HRC Castrol MotoGP Альберто Пуч сказал в четверг буквально следующее:
«Мы пока не достигли намеченных целей»
Но комментарии пилотов в пятницу говорят об обратном - прогресс огромен!!! Что в них реально имеет смысл, а что является просто аффектом от эмоций?
Жоан Мир
Если взять комментарии Жоана, который второй год недоумевает, за каким он вообще расписался с Honda в 2022, выходит, что его почти настигло просветление. Больше, чем сами комментарии пилота, могут говорить его результаты: Мир входил в ТОП-10 по итогам каждого из трех дней тестов, добравшись до 6-й позиции в списке в четверг и завершив тесты на 8 позиции комбинированного протокола.
Да, вот только это не новость. Потому что ровно год назад, здесь же, в Сепанге он был... на том же уровне!
Отставание от лидеров Ducati в пятницу составило 0.7 секунды. И это всё те же 0.7 секунды: 1:57.374, +0.692 от 1:56.682 Пекко Баньяи (8.02.2024). Вот только Баньяя на квалификации Гран-При Малайзии разогнался до 1:56.337, а Мир существенно замедлился относительно самого себя февральского.
По сравнению с результатами Гран-При Малайзии 2024 года, у Жоана настоящий прорыв. После квалификации 2.10.2024 он оказался на 20-й стартовой позиции с 1:58.618, и по сравнению с ними пятничные 1:57.279 - это сразу минус 1.4 секунды.
Симуляция. Жоан Мир ни разу не вышел из 1:59. Если бы Sprint Race в Сепанге состоялась в пятницу (всё - условно), Мир стартовал бы с 9-й позиции (3 линия) вместе с Жоаном Зарко и Марко Беццекки. Бец уехал бы от обоих на 1 секунду уже после 2-3 кругов, потому что новобранец Aprilia свою симуляцию откатал стабильно в 1:58. Мир замкнул бы ТОП-10, возможно, немного поборовшись за 9 место с Зарко.
Так в чем прогресс? В ощущениях от езды! Или это все-таки самообман?
Комментарий Жоана Мира по итогам тестов 2025 года в Сепанге:
«Наконец-то! Honda дала мне мотоцикл, который позволит мне ездить так, как я хочу! Он на 1.4 секунды быстрее, чем на квалификации в прошлом году. Машина определенно лучше»
Жоан Зарко
Француз был более конкретен, что ему понравилось в новой версии Honda RC213V. Как и Жоан Мир, Зарко все три дня тестов оказывался в десятке по временам круга и завершил тесты выше на позицию, хотя и всего на 0.075 секунды.
«Байк определенно стал лучше после изменений в аэродинамике. Но не похоже, чтобы это кардинально изменило его поведение и скорость. Он стал стабильнее в целом, а заднее колесо лучше проходит повороты» - сказал француз, но он не уточнил, про какую версию новой аэродинамики говорит - с крылышками на хвосте или "голую", которую пилоты Honda также обкатали в пятницу (на фото).
Марк Маркес пару лет назад испытывал в Барселоне и Мизано Honda RC213V вообще без винглетов (их для него специально снимали), чтобы почувствовать разницу. И тогда он говорил, что "гладкая" версия ему всегда нравилась больше, поскольку она более юркая и лучше проходит повороты, именно из-за того, что заднее колесо... скользит, а не жестко прижато к асфальту и просто следует траектории «как по рельсам».
Жоан Зарко работал с таким же набором шасси и аэродинамики, как его партнеры из заводского гаража Honda HRC, и вариаций у них в руках было множество. В том числе, и совершенно новый, развесистый задний спойлер в стиле Формулы-1, доставшийся Honda от коллег из Red Bull Racing F1.
Зарко завершил тесты с 1:57.204. Интересной также выглядит его симуляция: среднее время - 1:59.5, что позволило бы ему в теории завершить спринт на 10 кругов на 7-8 позиции.
Для сравнения. Зарко завершил прошлогодние тесты на Honda с 17-м временем, 1:57.942 - тут чистый прирост скорости в 0.7 секунды. Жоан вышел на лучший темп во всей группировке через 3-4 этапа MotoGP 2024 года. На Гран-При Малайзии он прошел в Q2 и квалифицировался 11-м, но на Q1 он проехал лучшее время - 1:57.635. В тот момент, это было +1.6 к Баньяее и на 0.983 секунды быстрее Мира.
Можно ли записать 0.4 секунды прибавки скорости в Сепанге на счет Honda или на счет самого Зарко? - вопрос, который пришел мне в голову только что...
Лука Марини - лучший!
Лука Марини является истинной лакмусовой бумажкой Honda, потому что он ничего не выдумывает и не списывает на эмоции, ощущения. Он пришел в Honda сознательно, чтобы постараться сделать работу, от которой отказались все остальные. Это черновая работа по созданию прототипа, сбор данных, общение с инженерами - туча совершенно скучной, никому на первый взгляд не нужной суеты. Лука понимает, что как только RC213V будет готов, вряд ли его услуги потребуются вновь. Но до конца 2026 года его карьера обеспечена, поэтому он спокоен и может позволить себе говорить, что считает нужным.
Марини оказался быстрее Мира на квалификации в Сепанге 2 ноября 2024 года, всего на 0.098 секунды, но стартовал на позицию выше. Его лучшее время того уикенда было - 1:58.520.
По итогам тестов 2025 года он сказал:
«Правда в том, что я не добился ничего существенно нового с обновленным RC213V. Honda этого поколения едет не сильно быстрее, и то, что мы имеем, никуда не годится. Да, чуть быстрее, лучше во всем - по-чуть-чуть. Но мы всё равно не поспеваем за производительностью конкурентов, которые ускорились лучше. В том году было то же самое. Разрыв слишком велик и на деле не сократился»
В то же время, тесты 2025 года Лука завершил 15-м в комбинированном протоколе с 1:57.789 - и это тот реальный прогресс, который показывает сегодня Honda RC213V. Без эмоций. Без всяких там ощущений.
Где 1.4 секунды? В действительности, это только 0.4 секунды по сравнению с 2024 годом...
«Торможение и ускорение стали лучше, это так. Но двигатель, как мне кажется, стал чуть медленней. Они работали над улучшением трекшна, но на прямых, если вы оказываетесь позади кого-то, объехать его на моторе стало сложнее. Это самое тяжелое условие, которое усложняет гонки: если ты едешь за кем-то долгое время, двигатель и покрышки перегреваются, и ты теряешь стабильность, есть риск поломки мотора - многое становится сделать труднее».
Вот, наверное, ключевая мысль - формула, которую вывел Лука Марини по итогам тестов IRTA MotoGP 2025 в Сепанге:
«На этом мотоцикле, чтобы ехать быстро, вы должны ехать в одиночестве. Надо планировать стратегию так, чтобы оказаться впереди всех. Тогда можно ехать по своим правилам и своим траекториям, а не по навязанным вам соперниками. В этом случае, легко держать стабильный темп. Для гонки это хорошо, но для хорошей квалификации нужен рывок вперед в плане скорости»
Примерно то же самое говорил Маркес в 2023 году... да?
Слова Марини подтверждает статистика максимальных скоростей в Сепанге: Марини замыкает этот рейтинг с 333.3 км/ч, тогда как возглавляет протокол по итогам тестов Педро Акоста на KTM RC16 с 342.8 км/ч. Пилоты Ducati расположились где-то посередине с 338-340 км/ч.
Почему LCR Honda планирует идти своим путем
В Сепанге Жоан Зарко и директор саттелита LCR Honda MotoGP Лучио Чеккинелло подтвердили, что их бокс может продолжить собственную линию совершенствования шасси RC213V. Это касается только мотоциклов Зарко, тогда как новобранца MotoGP Сомкьята Шантру обслуживают инженеры HRC, и он просто получает то, что ему дает завод - он слишком зелен для ведения какой-либо разработки.
Тестовые образцы RC213V, которые обкатывали для призовых пилотов Алеш Эспаргаро и Такааки Накагами в Сепанге, как оказалось, отличались от шасси и двигателей, выданных Миру и Марини. Они их пробовали, но вернулись к работе со "своими" мотоциклами.
Мир дал такой комментарий в отдельном интервью: «Мотоцикл, который был быстрым под Алешем, оказался неподходящим - и медленным подо мной»
Японцам - японское, Миру - мир
Романо Альбезиано только взялся за работу технического директора Team Honda HRC Castrol, и ему предстоит многое изменить. Он привнес в разработку ряд идей из Aprilia, которые мы уже видели в Сепанге - это новая аэродинамика, новый RHD, что-то еще. Но двигатель разрабатывают в Японии.
Комментарий Романо Альбезиано по итогам его первых совместных тестов с Honda был очень и очень осторожный:
«Очевидно, что у Honda свой, очень особенный подход к тому, как вести разработку - японский. У Европы - европейский подход делать вещи. Мы пытаемся взять лучшее из каждого. Уверен, что мы получим хорошие результаты»
Перевести его слова на наш можно так: я предложил свои решения, японцы выслушали и сделали по-своему; но я буду настаивать.
Это примерно то, что остановило в свое время Луиджи Даль′Инью от перехода из Ducati, где он - король положения, в HRC, где он - просто нанятый инженер.
Даль′Инья пытался предупредить своего бывшего коллегу по Aprilia Racing о чем-то... именно об этом!!! Альбезиано - инженер, он не политик и не большой руководитель, не психолог. Если японцы несколько раз укажут ему на его место в их системе, Романо очень расстроится. А это никому не принесет пользы.
Но пока Романо не боится настаивать на своем...
Если ему удастся, он совершит революцию. За месяц - нет.
Подробнее о размышлениях, почему Романо Альбезиано - это лучшее, что сейчас есть у Honda: он идет по пути Соитиро Хонды