МОТОГОНКИ.РУ, 3 февраля 2025 - Алеш Эспаргаро, фаворит Aprilia Racing и давний партнер Альбезиано по заводскому проекту Ноале последовал за своим боссом в Honda (или это произошло наоборот, точного ответа ни Романо, ни Алеш пока не дали). Теперь, Эспаргаро-старший испытывает обновленную модель прототипа Honda RC213V и уверен, что это очень хороший прототип. Свои ощущения Алеш основывает на свежих впечатлениях от лучшего Aprilia RS-GP всех времен, модели 2024 года, с которой он работал еще в конце ноября на Гран-При Барселоны.
Алеш Эспаргаро и Романо Альбезиано - оба теперь в Honda Racing!
Альбезиано по контракту с Aprilia должен был завершить календарный год в роли сотрудника Ноале, передавая дела новому техническому директору заводского проекта Фабиано Стерлаккини. Только 1 января 2025 итальянский инженер получил официальное право - появиться на публике в цветах Honda.
После дебюта в роли тест-пилота HRC в Барселоне, на последовавших за тем частных тестах в Хересе, а также в середине января, после частных тестов Honda Алеш Эспаргаро комментировал резкую смену ситуацию в боксе Team Honda HRC.
В числе прочих, он отметил одну особенность большой команды разработчиков HRC: «Мы чувствовали большую разницу [между тем, как все шло в Барселоне и] в Бурираме, когда Романо вступил в игру [официально]. Мы почувствовали присутствие лидера. В ноябре и декабре, пожалуй, мы работали иначе - просто собирали информацию, без четкого направления в действиях».
Впрочем, подобные похвальные комментарии от давнего друга и партнера, Алеша услышать было логично (иначе бы он и не пришел на работу в Honda!)
Но присутствие Альбезиано в проекте Honda почувствовали все на прошедшем в Сепанге шейкдауне MotoGP 2025 года, где был представлен прототип RC213V, получивший ряд необычных для дизайна Honda обновлений. Как минимум, два из них бросались в глаза - это совершенно новый принцип распределения набегающих потоков воздуха через аэродинамические туннели, винглеты в стиле Aprilia/Ducati, эксперименты с "хвостовым оперением" и новая система Ride Height Device. Пока без раскрытия деталей апгрейдов, пилоты, опробовавшие их в Сепанге, уверены, что вступление Альбезиано существенно ускорит качественный переход команды: от старых консервативных принципов проектирования - к стремительному совершенствованию.
Лука Марини тоже видит изменения и считает, что Honda может выстрелить уже в середине сезона MotoGP 2025 года. Об этом четко заявил на презентации Team Honda HRC в минувшую субботу. После официального брифинга, Лука дал ряд интервью.
«Пока мы, пилоты готовимся к тестам в Сепанге, он [Романо] работает на площадке [в R&D Honda в Барселоне и на тестах, прим. МОТОГОНКИ.РУ]. Мы постоянно с ним на связи по телефону, обмениваемся опытом, информацией, просто общаемся. Мы даем ему массу полезных советов, как лучше наладить контакт с японцами. Также, пытаемся заранее просчитать слабые места байка и приоритеты в разработке».
«Инженеры Honda работают иначе, чем привык Романо. Но они уже видят, что его метод очень эффективен. Так что, по моему мнению, всё скоро круто изменится. Думаю, что Honda нужен был именно такой лидер как Альбезиано, чтобы вернуть их в топ чемпионата MotoGP»
Все инсайдеры, которые работали в Repsol Honda, включая Марка Маркеса, сделавшего свое знаменитое публичное заявление в 2022 году, убеждены, что консервативная политика разработки «по-японски» - с десятками перепроверок, устарела и попросту не поспевает за реальной ситуацией на земле. Ключевой проблемой после выхода на пенсию вице-президента HRC Сухея Накамото в 2018 году, считается распределение обязанностей и контроля над проектом из одних рук - в триумвират директоров, где один человек отвечает за R&D, другой за работу команды, третий за кадровые решения.
Проблему составлял именно консенсус по ряду вопросов, связанных с подбором пилотов и концепцией разработки RC213V: триумвират предпочитал сохранять статус-кво, договариваться и «не нарушать установившееся спокойствие» в команде.
Поэтому, Марк Маркес на годы оставался единственным - ключевым пилотом Honda в MotoGP, а прототип RC213V не менялся, даже после того, как сам Марк стал на этом настаивать: в команде никогда не было лидера, готового принять на себя ответственность за радикальные перемены, поскольку это... нарушило бы «установившееся спокойствие». И именно Марк Маркес стал тем человеком, который поставил точку в этом, заявив об уходе из проекта в 2023 году и буквально вынудив HRC на принятие радикальных мер.
Маркес, перейдя в Ducati, сделал Honda большое одолжение. Вернется ли он однажды в японскую заводскую команду? Он не говорил "прощайте навсегда", сказав "сайонара" - до встречи... когда-нибудь
Переход в боссы заводского проекта Honda «гайдзина» из Италии - одна из радикальных мер, которые на заводе приняли впервые с 1959 года, когда Соитиро Хонда только вступил в Мото Гран-При с установкой - выиграть всё.

Соитиро Хонда, основатель Honda Motor Co.
И то, что произошло, на самом деле полностью соответствует философии самого Соитиро Хонды. Старик утверждал буквально следующее - все его цитаты легли в основу организации бизнеса, на них учатся руководители дня сегодняшнего:
«Вместо того, чтобы бояться вызовов и неудач, бойтесь избегать вызовов и ничего не делать»
- это он бы сказал о застое в MotoGP, начавшегося после 2019 года, а затем уволил бы всех директоров HRC, чтобы поставить на их место молодых, не ограниченных корпоративными рамками инженеров.
«Важно получать удовольствие от своей работы. Если ваша работа станет выражением ваших собственных идей, она вам обязательно понравится»
- для многих сотрудников японского офиса HRC последние 5 лет были истинным мучением, они не достигали целей, из-за чего перестали делать свою работу с удовольствием. Новый, целеустремленный человек, как Альбезиано, меняет ситуацию, поскольку он увлечен самим процессом разработки новых мотоциклов и совершенствования их. Вторым таким в паддоке MotoGP является Луиджи Даль′Инья, но свою миссию в Ducati Джиджи еще не считает завершенной, поэтому не согласился на приглашение в HRC.
Наконец, возможно, ключевая:
«Если вы нанимаете только тех людей, которых понимаете, компания никогда не найдёт людей лучше вас. Всегда помните, что вы часто находите выдающихся людей среди тех, кто вам особенно не нравится»
- Honda всегда нанимала в команду людей, лояльных на 100%, кто бы не сопротивлялся идеям, насаждаемым Триумвиратом Директоров. Маркес осмелился пойти против этого, лишь подсветив суть многолетней проблемы.