МОТОГОНКИ.РУ, 25 ноября 2023 - В отличие от Лусаила, в Честе асфальт оказался куда более стабильным сразу. Кроме того, в него успели вкатать немного резины на проведенных здесь в сентябре и октябре трек-днях. Новое покрытие сразу же обеспечило пилотам MotoGP больше держака, чем прошлогоднее, но в первый день трек был немного грязным, также сказались низкие температуры в начале дня - было много неожиданных вылетов во время экспериментов с покрышками в Королевском классе. В младших классах вылетов тоже хватало.
Схема Ricardo Tormo Circuit
Подробнее о Ricardo Tormo Circuit: поворот за поворотом
Что значит «зеленый» трек
В мотогонках есть такое понятие - «зеленый» трек. Это означает, что асфальт в виду загрязненности или абсолютной новизны не обеспечивает должных сцепных свойств, то есть, держака. «Асфальт еще очень зеленый» - обычно можно услышать от гонщиков и инженеров команд, особенно, от гоммистов в пятницу после FP1.
FP1 в Валенсии прошел 50/50, все ожидали, что трек будет грязным, поэтому никто не лез ставить рекорды круга. Но он оказался в гораздо лучшем состоянии.
Брад Биндер, KTM Factory Racing
Брад Биндер из KTM Factory Racing завершил пятницу уверенно в ТОП-10, на 6-й позиции. Он оценил свои первые впечатления, как «неоднозначные»: «Мы пока не поняли реальное состояние трека, он в целом - странный. Здесь стало очень много держака на входе в повороты, но очень высок риск срыва переднего колеса на выходе, как только откроешь газ. Просто не совсем чувствуется связь между передним и задним колесом, такое вообще редкость, поэтому ощущения неоднозначные. Возможно, сказывается грязь за пределами траекторий. Мы накатали достаточно широкую линию, но не везде. Выезд за пределы этой траектории чреват срывом, причем, мгновенным. Но ситуация должна существенно улучшиться к воскресенью».
Первые позитивы
Прежде всего, похоже, что Ricardo Tormo Circuit удалось решить одну из классических проблем - вылетов в 4-м повороте за весь день не произошло. Это первый правосторонний вираж после серии левосторонних, общая длина пробега по которым превышает 1.5 км после Т12. Так что покрышки справа успевают подостыть, и это традиционно приводит к острым ситуациям во всех классах при первой активной перекладке с ускорением - из Т3 в Т4. Сама перекладка небезопасна из-за высокого риска хайсайда, но на входе в Т4, наконец, что-то изменилось.
«Наверное, лучшее, что я для себя обнаружил, это изменение ситуации на входе в 4-й поворот, - отметил Энеа Бастианини. - Там асфальт стал суперцепким, и теперь вход в Т4 не столь критичен по сравнению даже с прошлым годом».
Неизменное
Т3 по-прежнему опасен из-за нового поребрика, на котором вчера пара пилотов поймали хайсайды, в том числе, Джек Миллер на FP2. Но там всегда было трудно предугадать начало срыва заднего колеса из-за очень широкого открытия дросселя для рывка из дуги Т2-Т3. Раньше, в Moto2, когда техническим партнером класса был завод Honda, а по регламенту поставлялись комплекты двигателей и электроники Honda CBR600RR, не имевших системы трекшн-контроля, хайсайд на выходе из Т3 или перекладке в Т4 был привычной ситуацией, как на практиках, так и в гонках.
Т3 - традиционное место хайсайдов в MotoGP
Сейчас Т3, несмотря на асфальт, опасней Т4 даже для пилотов MotoGP: «Не только поребрик, но и в целом, профиль поворота ... Сегодня, дважды, как только я закрыл газ, у меня сорвало там заднее колесо» - уточнил Бастианини.
Джек Миллер, комментируя свой вылет в Т3, объяснил его собственной ошибкой: «Скажем так, к этому привела нехватка питания. Я прикрылся в неподходящий момент и, находясь [в дисбалансе] полностью на переднем колесе, открыл газ. В какой-то момент байку не хватало бензина, он стал делать па-па-па-па, а затем - выстрелил, и в этот момент произошел хайсайд».
Фабио Куартараро, Monster Energy Yamaha MotoGP
Центральный сектор - генератор рекордов круга
Все великие пилоты MotoGP извлекали максимум выгоды из техничного, центрального сектора Ricardo Tormo Circuit, где можно потерять или получить сразу до 0.4-0.5 секунды преимущества, если корректно пройти цепочку поворотов, в которых скорость зависит напрямую от траектории и скорости выхода из предыдущего.
Вот, почему пилоты Yamaha всегда были так сильны в Валенсии - они могли извлечь максимум из техничной секции трассы, нивелировав преимущества Honda и Ducati на торможении перед Т1 и Т2.
Т5, Т8 и Т12 вызывают сомнения. По поводу Т5 пилоты MotoGP сказали, что после улучшения держака в Т4, им показалось, что в Т5 он, напротив, ухудшился. То же самое сказали и про Т12, один из немногих правосторонних, причем, очень крутых виражей.
Жоан Зарко на выходе из Т6
В Т8 произошло вылетов больше обычного. Это объясняется не асфальтом, а традиционным дисбалансом после ускорения на дуге Т7 и входе в вираж, где приходится одновременно подтормаживать и наклонять байк. Т14 - финальный поворот перед финишной прямой, где происходит много вылетов, как с переднего колеса, так и с хайсайдов, особенно, после того как солнце заходит за холм - эта часть трассы в тени от трибуны и мгновенно остывает.
Шпилька 11-го поворота станет еще медленней из-за изменения высоты внутреннего поребрика, который стал на ступеньку ниже. Новые поребрики в целом стали более "агрессивными" и полагаться на них в Валенсии пилотам не стоит.
Итоговая оценка пилотов
Ricardo Tormo Circuit стал интересней с новым асфальтом с точки зрения гонщиков, но проводить финал MotoGP на "зеленом" треке - рискованная затея. Может сложиться неверное впечатление от события в целом, хотя работа организаторов и владельцев автодрома проведена большая.
Фабио Куартараро, Monster Energy Yamaha MotoGP
Рекомендации и предостережения Michelin
В Michelin Motorsport дали свою оценку, которая не совпадает с оценкой ряда гонщиков.
Прежде всего, Пьеро Тарамассо оценил качество нового асфальта, как «высочайшее» в целом. Но из-за критического перепада температур асфальта с утра (+17) к FP2 (+31), сравнивать кондиции было невозможно - они различались радикально, как два разных асфальта.
«Держак поначалу не был достаточно хорошим, как мы и ожидали, но значительно и быстро улучшился в различных секторах. Главным фактором, который не позволил полностью использовать потенциал прогревшегося до +30 градусов асфальта во второй половине, стал сильный холодный ветер. Трек был теплым, но резина не прогревалась достаточно» - прокомментировал Тарамассо.
Температура во второй половине дня станет решающим фактором
Несмотря на огромное количество вылетов с переднего колеса именно по этим причинам, Michelin будет рекомендовать командам MotoGP установку Hard на переднее колесо для гонок, как в спринт, так и на Гран-При Валенсии.
Выбор между Soft и Medium на заднее колесо будет зависеть от реальной температуры асфальта перед стартом заездов: если будет 30 градусов, Michelin рекомендует поставить на гонки Medium.