МОТОГОНКИ.РУ, 21 ноября 2023 - Хорхе Мартин проиграл главную гонку MotoGP в Катаре уже на старте, поскольку из-за полного отсутствия зацепа задней покрышки с асфальтом, его Ducati Desmosedici GP23 даже не смог отработать Lauch Control - заднее колесо мгновенно сорвалось и мотоцикл испанца замотало по решетке, из-за чего он пропустил вперед шестерых конкурентов. Наверстать упущенные на старте позиции Мартину не удалось до самого финиша, и он завершил заезд 10-м.
MotoGP Sprint Race в Катаре
Накануне, в спринтовой гонке команда ставила точно такую покрышку назад, и Мартин показал темп на 1.5 секунды лучше, выиграв гонку после 3-х уверенных обгонов. В субботу на отсутствие держака жаловался его главный конкурент, лидер чемпионата MotoGP 2023 года Пекко Баньяя, использовавший такую же резину. Но в воскресенье Мартин и Баньяя поменялись местами, Баньяя смог проехать заезд лидером на протяжении 18 кругов и упустил победу только за 3 круга до финиша, Гран-При Катара выиграл пилот Gresini Racing Фабио Ди Джианантонио.
После гонки Мартин и Pramac Racing обвинили Michelin чуть ли не в диверсии. Хорхе Мартин четко употребил в своих комментариях сочетание «плохая покрышка» и намекнул, что «у него украли титул», имея в виду, что шина была бракованной или некачественной или что-то в этом духе - а что он еще мог предположить?..
Хорхе Мартин проиграл Гран-При Катара еще до старта
Но французские гоммисты не склонны драматизировать. Пьеро Тарамассо взял ситуацию на контроль, разумеется, сразу после финиша.
«Мы не спешим с ответом на комментарии Хорхе, а продолжаем анализировать данные, полученные с гонок за два дня, - заявил Тарамассо. - Единственное, что я прямо сейчас могу подтвердить, что покрышка, которую получила Pramac для гонки, была совершенно новой, она была сварена в этом году, ее не использовали в аллокации ранее, не прогревали, не сдавали обратно на склад как неиспользованную и так далее».
«Все пилоты MotoGP на гонки установили Hard на заднее колесо, поскольку это соответствовало некому оптимальному выбору. Но у всех покрышки отработали по-разному. Мы видели, что одни гонщики показывали рекордный темп, и рекорд круга был установлен в самом конце заезда. В субботу, на квалификации более 10 гонщиков завершили квалификацию внутри абсолютного рекорда Lusail International Circuit. Говорить о том, что производительность Michelin была низкой, некорректно».
Что в действительности произошло в субботу и воскресенье у пилотов Ducati?
Главной проблемой для всех стал новый асфальт Lusail International Circuit - очень цепкий при одних погодных условиях, но чрезмерно абразивный и скользкий в других. Разница между условиями, в которых прошли квалификации MotoGP (в середине дня, до заката) и гонки (20:00, после заката) была грандиозная: температура асфальта менялась оба дня на 10 градусов, влажность оба дня была разная из-за смены направления ветра.
Спринтовая гонка Гран-При Катара: Баньяя боролся, несмотря на отсутствие держака
Идеальные условия для работы на треке сложилась в середине субботнего дня, когда были побиты рекорды круга в Moto2 и MotoGP. Солнце обеспечило минимальную влажность 63%, но уже не жарило, как днем, потому что клонилось к закату, на поверхности трек имел температуру +33 градусов - идеально для использования любых шин, включая Hard-компаунд. Но гонщики ставили назад Soft для обеспечения гарантированной максимальной сцепки с асфальтом для реализации мощности двигателя, поэтому результаты превзошли ожидания. В то же время, никто не решился поставить Soft даже на спринтовую гонку в 11 кругов - покрышка вряд ли выдержала бы ее по износу.
На MotoGP Sprint Race температура асфальта уже была на грани использования Hard-компаунда, +26 градусов, а влажность воздуха после заката достигла 80%. Абсолютно те же условия сложились и перед главной гонкой в воскресенье.
Но логично предположить, что уровень держака в этих условиях с самой жесткой покрышкой ни при каких условиях не мог быть выше, чем на FP2 в субботу и квалификациях! Команды Ducati уже после пятницы поняли, что играть с настройками подвески бессмысленно, потому что условия с держаком меняются не только от сессии к сессии, но даже от выхода к выходу в рамках одной сессии - это говорили буквально все, включая Брада Биндера, Миллера, Мартина и Баньяю.
Вспомните, как всю пятницу мучился Мартин, пытаясь нащупать держак, чтобы пройти в ТОП-10, а Баньяя спокойно достиг цели - ему всё нравилось, но в субботу они поменялись местами.
Но несмотря на ту же температуру и влажность перед стартом воскресной гонки, состояние трека сложились ближе к тому, как в пятницу на зачетной практике. В Pramac Racing проигнорировали это обстоятельство, решив, что резины на треке достаточно, и провал не повторится - и они взяли для основной гонки сетап с MotoGP Sprint Race. В этом и крылась главная ошибка. Но предугадать это было почти невозможно.
Поэтому, первый логичный ответ, который приходит на ум - и который наверняка будет подтвержден по результатам исследования Michelin: покрышка была нормальной; но как и в случае с Баньяей в субботу, сетап мотоцикла Мартина просто не попал в условия вечерней гонки Гран-При Катара - и Хорхе проиграл ее еще до старта!
Лично я жду именно такого вердикта от Пьеро Тарамассо и Michelin Motorsport.