МОТОГОНКИ.РУ, 11 декабря 2023 - После того, как Pramac Racing и ее пилота обвинили Michelin в том, что им была предоставлена «плохая покрышка», инженеры французской компании изъяли спорный баллон, данные телеметрии Ducati и провели обширное исследование ситуации.
Первые же данные свидетельствовали о том, что к качеству резины на самой покрышки претензий быть не должно. Но в Pramac настояли на молекулярном анализе компаунда, который потребовал "вскрытия" покрышки в лабораторных условиях R&D департамента Michelin - и времени. Расследование заняло порядка трех недель.
Первые официальные заявления были сделаны менеджером Michelin Motorsport Пьеро Тарамассо перед финалом MotoGP 2023 в Валенсии:
1) покрышка была абсолютно новой, сваренной для Гран-При Катара летом 2023 года;
2) конкретный баллон был выдан Pramac Racing впервые, он никогда не прогревался на грелках в боксах команд и не возвращался на склад Michelin после этапов, т.е. был использован впервые;
3) данные телеметрии, предоставленные Ducati, не выявили каких-либо аномалий в работе шин перед стартом Гран-При Катара (на прогревочном круге).
Далее, на старте гонки у Хорхе Мартина произошел длительный слайд заднего колеса, и электроника Desmosedici не смогла отсечь пробуксовку с помощью системы Launch Control - срыв произошел мгновенно, как только пилот отпустил сцепление. Из-за пробуксовки на старте Мартин потерял сразу 4 позиции, а затем еще 2 до конца первого круга. По ходу гонки он постоянно ловил мотоцикл перед поворотами на торможении, как если бы у него была старая или полностью изношенная покрышка. В итоге, Мартин финишировал 10-м, а отставание от Пекко Баньяи в чемпионате резко увеличилось до 21 очка.
На эмоциях, Хорхе обвинил Michelin в том, что шинники «украли у него титул», выдав ему некачественный задний баллон.
Сразу же после происшествия я выдал первую гипотезу - наиболее вероятную: ошибка перенастройки задней подвески инженерами Pramac Racing при установке нового комплекта резины без учета реального состояния новенького асфальта Lusail International Circuit. Состояние асфальта менялось все три дня Гран-При Катара, и вечером воскресенья оказалось близким к тому, каким было вечером пятницы. В тот день, Pramac Racing и Хорхе Мартин весь день потратили на поиск сетапа, потому что ни один комплект резины, кроме Soft/Soft, не обеспечивал держака. Даже с Medium/Soft на предпоследнем выезде перед time attack Мартин едва не грохнулся, упустив переднее колесо в повороте. На главную гонку команда поставила Hard назад, основывая свои предположения на данных с субботы. Но эти предположения оказались ошибочными.
Окончательный анализ
В Валенсии на пресс-конференции Тарамассо прямо сказал, что условия для использования Hard-компаунда в Катаре были очень шаткими, а окно возможностей очень узким. Кому-то удалось в него попасть, кому-то - нет. Мартин оказался среди тех, кому не удалось попасть в сетап.
«Мы запросили данные из Франции сразу же, как только случился этот инцидент. Очевидно, что данные производственного процесса подтвердились - все параметры при производстве той партии соблюдены, все покрышки прошли испытания перед отправкой на склад. Ответ - нет: производственный процесс не мог быть причиной проблемы».
Далее, результаты молекулярного анализа резины, отправленной в лабораторию Michelin, разумеется, не выявили никаких аномалий или брака: «У шины Хорхе Мартина не было никаких проблем с качеством. Мы уже поделились результатами лабораторного анализа с Ducati и Pramac Racing, они, очевидно, согласны с нашими выводами, поскольку те совпали с их собственным расследованием: да, выступление Хорхе в Катаре не соответствовало ожиданиям, однако, причиной этого является ошибка при подготовке мотоцикла к гонке».
В конечном счете, и сам Хорхе Мартин остыл после ситуации в Катаре, признав, что проиграл титул раньше, упав в главной гонке на Мандалике: «Меня подвело ощущение тотального превосходства, охватившее меня в тот момент. Желание показать соперникам это привело меня к падению - и проигрышу. Я усвоил урок, надеюсь».