МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Тэги Календарь Контакты РЕКЛАМА В СМИ
Миланский Мотосалон EICMA 2025

Ключевые новинки мотоиндустрии и живые фотографии

Новости индустрии
Публикации на тему
Новости за этот день
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Лента новостей
»
Реклама
40753
1 ноября 2025 в 09:55
 
Кирилл Чернышев, редактор, тест-пилот © MOTOGONKI.RU

Правда о Японии: пять причин, почему рядовые японцы против электромобильной революции

Может быть неожиданным, но рядовые японцы ненавидят электрический тренд в индустрии мобильности, категорически против электромобилей и не ждут нашествия электромотоциклов, прежде всего, в родной Японии. Насколько сильны флагманы японского автопрома, вроде Honda, и способны ли они изменить психологию граждан? Вот пять причин, почему те категорически против.
Реклама

МОТОГОНКИ.РУ, 1 ноября 2025 - Япония сильна своей автомобильной и мотоциклетной промышленностью, которая выросла из ниоткуда после капитуляции во Второй мировой войне и международного запрета иметь военную промышленность. Конверсия сделала Японию сильнейшей индустриальной державой: ее обрабатывающая промышленность является стержнем ВВП страны в 4026.21 миллиарда долларов США (2024), составляя в нем более 10%.

И, в основном, это история создания надежных и доступных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Переход на электрические рельсы японцами не приветствуется, несмотря на значительные правительственные усилия и корпоративные планы, которые родились в 2018-20 годах под давлением внешних сил.

Традиционная психология японцев
Традиционная психология японцев

Но генеральная линия простого японца - прагматичность и консерватизм, помноженные на тягу к точности во всем, особенно, когда дело касается собственных расходов

Создание и совершенствование технологий ДВС, доведение их до максимальной эффективности и производительности - одна из идей японской автомобильной промышленности. Затем следует культура производства и бережное отношение к собственному наследию. Культура сложилась в 60-70-х годах XX века и достигла пика к 90-м. То есть, на ее формирование ушло лет 40.

Идея создания гибридного двигателя в 90-х - естественное следствие желания повысить эффективность, снизить потребление топлива хорошо работающего ДВС. Рождение такой машины как Toyota Prius было натуральным явлением, так же как рождение первых двигателей на водороде в лабораториях Honda. Однако, после свершения революции, сделав гибриды серийным продуктом и доведя их до совершенства, японцы голосуют против 100% электрических автомобилей.

Почему?

Первая причина - традиционная психология


В японском обществе традиционно сильна психология сдерживания или замедления слишком быстро внедряемых инноваций. Японцы неохотно принимают перемены, а если их явно навязывают, это встречает яростный отпор.

Японские компании хорошо осознают это и ориентируются на ДВС и гибриды для внутреннего рынка, нежели на чисто электрические транспортные средства. Большинство из того, что представлено на многочисленных выставках - концепции, которые будут воплощаться через 10-15 лет или не будут вовсе, поскольку эти 10 лет еще надо как-то пережить.

В отличие от Японии, последние 5-7 лет Китай идет в обратном направлении, потому что у жителей Поднебесной не было культуры создания собственных моторных технологий, а чужих, - честно скопированных, - и не жалко.

Мы видим, как крупнейшие японские компании - Toyota и Honda продолжают внедрять продвинутые ДВС на локальном и международном рынках, хотя и заявляют о приверженности перехода на чистую энергию. Гибридная технология является отличным компромиссом, поэтому флагманы рынка будут стремиться держаться этого направления. Их психология - это психология современных японцев.

Причина вторая: ограниченные ресурсы Японии


Япония может не выдержать перехода к углеродной нейтральности, и японцы понимают это подсознательно, поскольку регулярно сталкиваются с нехваткой электроэнергии. Есть еще очевидный дефицит ресурсов для производства.

АЭС нового поколения Kepco в Японии - их нужно будет очень много
АЭС нового поколения Kepco в Японии - их нужно будет очень много

Япония маленькая страна с ограниченной территорией, которая не дает ей бесконечный доступ к энергоресурсам. Япония производит 2.8 млрд кВт-ч, потребляя 2.5 млрд кВт-ч электроэнергии в день. В нагруженные дни и месяцы потребление превышает производство. Нехватку остро стали испытывать после остановки АЭС Фукусима в 2011. Дефицит электроэнергии фиксируют каждым жарким летом и холодными зимами. Японцы понимают, что переход индустрии на 100% электрическую мобильность нарушит баланс.

Для перехода на чистую энергетику даже небольшой стране, по территории равной Японии, необходимо нарастить долю выработки энергии на АЭС свыше 25%, а сейчас она не превышает 8%, которые обеспечивают 13 действующих реакторов. Для перехода на активное потребление электричества в эпоху углеродной нейтральности (полного отказа от производства энергии из нефтепродуктов и угля), АЭС должно быть вдвое больше. Но даже США не смогут себе этого позволить в ближайшие 15-20 лет.

Отсутствие собственной добычи редкоземельных металлов и острая зависимость от Китая - традиционная тема обсуждения для скептиков.

Причина третья: реальность не поспевает за амбициями политиков


В отличие от США и Китая, Япония не спешит модернизировать свою индустрию. Золотой принцип инженера - «работает - не трогай» - возведен в ранг закона. В Японии превосходно работает система общественного транспорта, в которой 80% именно электротранспорт (в первую очередь, железнодорожный).

Если что-то хорошо работало много лет, оно может продолжать работать еще очень долго

Но в области инфраструктурных изменений, связанных с персональным транспортом, энтузиазма нет. Не видя реальных изменений здесь и сейчас, на каждой улице, японцам трудно представить, как всё это должно работать и какую пользу им принесет.

Причина четвертая: если всё посчитать, выходит дороже


Электромобильность в действительности дороже, если считать индивидуально для каждого.

Японцы видят крайне агрессивную политику субсидирования электромобильных программ в США и Европе. Однако, все эти программы имеют ограниченные сроки действия. Как только налоговые льготы, бесплатные зарядки и купоны кончаются, пользователи, польстившиеся на «демо-версию», начинают чувствовать двойное давление на кошелек. Японцы аккуратно относятся к деньгам, стараются не создавать долгов и умеют копить. Их непросто затянуть в хитрые схемы с "морковкой" в начале пути.

Цены на электромобили и средства индивидуальной мобильности в Японии крайне высоки, и стоимость владения электромобилем не падает год от года. Мы 10 лет ждем выполнения обещания Илона Маска - показать аккумулятор, на котором Tesla сможет проезжать 1500 км. Однако, сегодня даже самые дорогие комплектации не могут обеспечить даже 650 км. Бензиновые гибриды стали чрезвычайно эффективными и обеспечивают пробеги до 1200 км на баке в комбинации «ДВС + электродвигатели» или в варианте «параллельного гибрида», где ДВС является лишь источником энергии для силовой установки.

Honda Super Cub
Honda Super Cub

Современные автомобили с ДВС в Японии очень дешевы, не говоря о скутерах и легких мотоциклах. Стоимость их содержания и потребление топлива - минимальны. Чувство прагматизма говорит, что этого более чем достаточно на сегодняшний день.

Причина пятая: должно смениться целое поколение


Перестройка индустрии с ДВС в электро коснется каждого второго японца среднего возраста. Так или иначе, в индустрии задействовано до половины жителей страны: инженеры, рабочие, водители, производители услуг, обслуживающий персонал. Заработная плата в секторе обрабатывающей промышленности Японии от $3500 до $6500 в месяц, что является очень хорошим уровнем, а занятых в обрабатывающей и автомобильной промышленности страны - миллионы. Иными словами, нынешний уровень зарплат в этом секторе и создает тот высокий уровень жизни в Японии, о котором мы знаем.

Университеты продолжают готовить специалистов высшего уровня для автомобильной и перерабатывающей промышленности Японии с акцентом на традиционные технологии. При отказе от ДВС и переходе к углеродной нейтральности освободится огромное количество рабочих рук - их навыки более не будут требоваться на рынке, что также вызывает опасения и тревогу у огромной части населения страны.

Поэтому, электрическая революция не произойдет в один день. Для этого надо изменить вообще весь облик современных мегаполисов, но еще сложнее сделать это в городах поменьше, или многочисленных деревнях Японии, а также на тысячах островах архипелага, на многих из которых даже нет централизованного электроснабжения.

Традиционные японские бренды автопрома - иконы на родине, отказ их от промышленных традиций станет слишком заметным. Японцы боятся столь радикальных перемен.

Концепт Honda Outlier Concept
Концепт Honda Outlier Concept

Вот, почему на каждой новой выставке, в том числе, открывшейся в четверг Japan Mobility Show 2025, не менее половины экспозиции по-прежнему составляет "старое доброе железо" с ДВС, классические автомобили и мотоциклы, тогда как с электрическими новинками производители уровня Honda Motor Co. к потребителю выходят с осторожностью, как бы спрашивая их: готовы ли вы принять такое будущее?

Способны ли корпорации изменить психологию японцев?


Да, но закладывать семя перемен надо в мозги сегодняшних детей. Тогда, через 15 лет они с легкостью примут то, что корпорации запланировали в своих программах на 2050 год. Иными словами, возвращаясь к предыдущему абзацу, должно смениться целое поколение японцев.

Нынешнее поколение полагается на высокое качество, исключительную надежность и высший уровень инженерного искусства местных производителей традиционных транспортных средств. Массовое производство, которое, кстати, продолжает расти, делает современные технологии ДВС доступнее. Конкурентоспособность их на высоте.

Несмотря на стремительный рост конкуренции со стороны китайских производителей, Япония сдерживает китайское продуктовое вторжение: на улицах японских городов трудно встретить китайский автомобиль или скутер - приверженность местным брендам сильна.

Весь вопрос, насколько хорошо боссы японских корпораций осознают реалистичность самой идеи полного перехода к углеродной нейтральности в обозримом будущем. ОК, 2050 год - это неплохой ориентир. Но говорить о горизонте 2030-35 годов... Нет, это даже в самой Японии пока нереально - японцы не готовы это принять в ближайшие 10 лет.

Важные новости
 
Еще одна награда для чемпиона MotoGP 2025 Марка Маркеса: за олицетворение ценностей мотоспорта
Еще одна награда для чемпиона MotoGP 2025 Марка Маркеса: за олицетворение ценностей мотоспорта

В 2025 году Международная Мотоциклетная Федерация (FIM) учредила и вручила новую награду - FIM Sporting Trophy (Спортивный трофей FIM) за ценности, которые олицетворяет собой мотогонщик. Бесспорно, первым обладателем Трофея был назван чемпион MotoGP 2025 года Марк Маркес.
Honda намерена расширить свою группировку в MotoGP к 2027 году: кто уже получил предложение?
Honda намерена расширить свою группировку в MotoGP к 2027 году: кто уже получил предложение?

По завершении сезона 2025 года в MotoGP, когда гонщики и их команды ушли на зимние каникулы, открылся «второй фронт» - закулисная битва менеджеров заводских проектов. И похоже, что Honda Racing намерена нанести ответный удар и компенсировать потери, нанесенные ее имиджу в Больших Мотоциклетных Призах после 2021 года. HRC обратилась с предложением уже к двум командам MotoGP - стать их новым саттелитом с 2027 года.
Рынок MotoGP 2027: главная причина для возвращения Марка Маркеса в Honda - у Ducati нет денег
Рынок MotoGP 2027: главная причина для возвращения Марка Маркеса в Honda - у Ducati нет денег

После Миланского Мотосалон EICMA 2025 стали известны некоторые детали, из-за которых завод не сможет заплатить чемпиону MotoGP 2025 года больше и не предложит лучшие финансовые условия на сезон MotoGP 2027 года - это более серьезная причина для возвращения под крыло Honda Racing, чем медийная политика Dorna Sports и нового владельца Мотоциклетных Больших Призов, Liberty Media.
Сколько стоит слово Трампа: заявление Президента США привело к росту акций европейских автогигантов
Сколько стоит слово Трампа: заявление Президента США привело к росту акций европейских автогигантов

Биржевой курьер сообщает о резком росте акций европейских производителей автомобилей из-за решения Дональда Трампа об отмене взятого США курса на тотальную экономию топлива и пересмотре базовых стандартов экономичности, ранее принятых правительством Джо Байдена. Результаты этой вербальной атаки Трампа немедленно дали результаты и впечатлили инсайдеров.
Прототип MotoGP 2027 года KTM уже тестируется в Хересе
Прототип MotoGP 2027 года KTM уже тестируется в Хересе

Похоже, что KTM Factory Racing удалось повторить свой прорыв 2011 года, когда прототип Moto3 RC250R был создан в кратчайшие сроки, менее чем за 3 месяца: новый KTM RC16 с двигателем 850 куб.см. уже протестирован Полом Эспаргаро на Circuito de Jerez.
Остальные паспорта - Welcome! Road to MotoGP вводит бонус 200 тысяч евро для гонщиков не из Испании и Италии
Остальные паспорта - Welcome! Road to MotoGP вводит бонус 200 тысяч евро для гонщиков не из Испании и Италии

FIM объявила о выплате грандиозных призовых для команд, чьи пилоты в 2026-2028 годах выиграют юниорский чемпионат мира Moto3, станут призерами этой серии, либо выиграют чемпионат Европы по Moto2. Один нюанс: на пути в MotoGP не хотят видеть испанцев и итальянцев. Остальные паспорта - Welcome!
Организовавший продажу MotoGP корпорации Liberty Media Дан Россомондо покидает Dorna Sports
Организовавший продажу MotoGP корпорации Liberty Media Дан Россомондо покидает Dorna Sports

Интересный поворот в истории бывшего президента NBA, ставшего в 2023 году коммерческим директором чемпионата мира по MotoGP Дана Россомондо (Dan Rossomondo): Dorna Sports объявила, что расстается с американцем с 1 января 2026 года.
Живые фотографии с Миланского Мотосалона EICMA 2025
Живые фотографии с Миланского Мотосалона EICMA 2025

На МОТОГОНКИ.РУ новая фотогалерея - реальные фотографии из Милана, с Миланского Мотосалона EICMA 2025 года! Картинки с выставки начали поступать: самые важные новинки предстоящего сезона не в студийных фотосетах, а какими их показали публике производители.
Новости мотокросса: обновление в календаре чемпионата мира MXGP 2026
Новости мотокросса: обновление в календаре чемпионата мира MXGP 2026

Календарь чемпионата мира по мотокроссу MXGP/MX2 по-прежнему содержит несколько неизвестных, но определилось, где и когда он стартует в 2026 году. Вторая версия опубликована FIM перед уходом на зимние каникулы.
Мотомаршрут по ТЦ СпортХит: увидеть Маттерхорн с правильного ракурса и не ослепнуть от великолепия
Мотомаршрут по ТЦ СпортХит: увидеть Маттерхорн с правильного ракурса и не ослепнуть от великолепия

Новая глава в истории о поиске сокровищ, которые, как выясняется, рядом. В 2019 отдыхали на высокогорном курорте в Швейцарии, в Церматте. С погодой в конце сентября повезло - солнце стояло высоко, а вот мои солнцезащитные очки остались в машине... И хорошо, потому что иначе я бы не открыл для себя новый мир, в котором некоторые Крутые Бренды мало чего значат, потому что «просто красивые». Настоящий ТОП технологий стоит не сильно дороже, хотя и выглядит скромно... по-швейЦАРСКИ.
 
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 1 ноября 2025
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2025 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ.

Все содержащиеся на cайте сведения носят исключительно информационный характер. Информация о товарах не является публичной офертой. Указанные цены являются ориентировочными и могут отличаться от действительных цен на конкретные единицы продукции.

Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
МОТОГОНКИ.РУ


7.68 МЛН
годовая
аудитория
461782
посетителей
в месяц
5005
прочитано статей
сегодня

РЕКЛАМА В СМИ
Новости Фото Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости индустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOFOTO.RU © 2003-2025

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message
motogp чемпионат мира результаты мотокросс wsbk world superbike мото гран-при worldsbk видео большие призы mxgp марк маркес комментарии квалификация валентино росси интервью repsol honda гонка moto2 мотогп moto3 тесты ducati motogp23 mx2 травма мотогонки суперкросс авария сезон-2024 ktm motogp24 хорхе лоренцо ama supercross трансляция honda чемпионат россии circuito de jerez misano world circuit гран-при катара hrc aprilia racing yamaha евгений бобрышев qatargp fp2 world supersport honda racing sepang international circuit phillip island