МОТОГОНКИ.РУ, 7 октября 2024 - Далее идет изложение идей Дирнбека с добавлениями и комментариями МОТОГОНКИ.РУ. Многие из его идей крайне интересны.

Романо Альбезиано, технический директор Aprilia Racing
Кто прошлой ночью спал хуже всех?
Романо Альбезиано! Почему? Ответ не лежит на поверхности, но есть все предпосылки, что Романо допустил стратегический просчет в своем выборе.
Массимо Ривола решился на революцию в Aprilia
Aprilia полностью перестраивает свой проект в MotoGP с полной сменой состава пилотов, шефов команд и ведущего разработчика прототипа RS-GP: в 2025 году на смену Романо Альбезиано, построившему этот прототип вместе с Джиджи Даль′Иньей, а затем перестроившего его полностью в 2016, придет человек принципиально иных взглядов, подготовки и инженерной специальности - Фабиано Стерлаккини, ранее бывший правой рукой Даль′иньи в Ducati Corse, а с 2022 года возглавлявший разработку KTM RC16 на базе KTM Motorsports в Мундерфинге.

Альбезиано и Эспаргаро были эффективной командой... до 2024 года
Алеш Эспаргаро и Маверик Виньялес уходят из команды и забирают с собой своих гоночных инженеров, а также некоторых механиков. Команды обновятся на 80% с приходом Хорхе Мартина и Марко Беццекки.
Романо Альбезиано решился на радикальный челлендж, приняв приглашение Honda, которое до этого было адресовано именно Стерлаккини! На данный момент не совсем ясно, почему HRC не удалось рекрутировать Фабиано. Вероятно, его тоска по родным просторам Италии (чем он мотивировал отказ продлевать контракт с KTM и оставаться в Мундерфинге) - правда, поэтому, он избрал заведомо менее денежную работу в Ноале, а не в Сайтаме (Япония). И это правильная комбинация, как для Aprilia, так и для инженера Стерлаккини.
Но Альбезиано принял радикальное решение, которое полностью поменяет его жизнь и карьеру. И вполне возможно, заведет выдающего инженера в тупик.
...и Aprilia нуждается в революции
Доминирование Ducati в Мотеги было подавляющим оба гоночных дня. Противостоять фаворитам Борго-Панигале мог только Педро Акоста, но обе попытки завершились для него падением. Это лишь значило, что Педро заведомо переоценил свой потенциал, но также потенциал своего KTM и, максимум чего заслужил, это упоминания в авторской колонке по понедельникам.
У KTM есть скорость, и сегодня это №2 после Ducati по ряду причин. Поэтому, Маверик Виньялес так и стремился покинуть Aprilia ради контракта с KTM, и получил его в итоге. Для Виньялеса старт с заглавной линии ничего не дал: слив оба заезда, он получил очередной пруфом верности решения - сбежать в KTM, где он будет на вторых ролях после Биндера и Акосты в 2025 году.

Маверик Виньялес продолжает жаловаться. На деле, он уже просто докатывает сезон...
После гонки Виньялес пожаловался, что старт не удался из-за сбоя в работе RHD. Aprilia подтвердила эту информацию, добавив, что Маверик сам виноват в этом - недостаточно загрузил вилку перед стартом, чтобы зафиксировать holeshot device. Виньялес пытался восстановить позиции, пока не грохнулся. Виньялес заранее знал, что у него ничего не выйдет, но пытался. Акоста пытался, не зная наверняка о своем потенциале. В этом разница между двумя гонщиками - опытным и новобранцем MotoGP. Оба испытали разочарование, но каждый по-своему.
Но для Aprilia это был еще один сигнальчик: либо Виньялес уже окончательно "расстроился", как было в истории с Yamaha; либо в RS-GP24 действительно столько недоработок, что... KTM надежно закрепились впереди. А это значит, что надо что-то срочно менять. Радикально. Революционно, а не эволюционно.
Массимо Ривола заручился поддержкой Президента Piaggio Group Коланинно еще в июне, что радикальная смена картины в проекте необходима. Всё началось, вероятно, раньше внезапного перехвата Хорхе Мартина в Муджелло. Однозначно, задумки в голове Риволы были уже в тот момент... Жалоб от Алеша, Маверика, Рауля и Мигеля было достаточно. В конечном счете, Эспаргаро основывал свое решение о выходе в отставку, четко понимая, что RS-GP24 оказался, в итоге, даже хуже модели 2023 года. Все вложения в аэродинамику и прочие гаджеты не окупились.
Стерлаккини как решение
В Мотеги должно было произойти что-то такое: либо Стерлаккини объявили бы новым разработчиком Honda, либо... они назвали Альбезиано, что стало неожиданностью.

Фабиано Стерлаккини, KTM Factory Racing
Фабиано Стерлаккини сменит Альбезиано в Aprilia Racing на следующий же день после Гран-При Валенсии, то есть, приступит к работе незамедлительно, даже не дожидаясь окончания календарного года. Судя по всему, то же самое ожидает Альбезиано (но официально это нигде не уточнялось).
Главная идея: Aprilia нуждалась в смене главного конструктора больше, чем Honda
Романо Альбезиано хранил молчание и уходил от любых комментариев Мотеги, что свидетельствует о главном внутреннем состоянии Aprilia: ему либо намекнули, что он не справляется (нет прогресса), либо он сам принял решение - сойти с корабля в ближайшем порту. Но вероятнее всего, первое: Ривола поставил Романо перед фактом, и Альбезиано понял, что для него больше нет места в команде. Если бы было иначе, он был уже рассказал обо всем в каком-нибудь интервью для итальянских СМИ... но его пока нет (и не было?)

Массимо Ривола, настоящий босс Aprilia Racing
Массимо Ривола - истинный лидер проекта Aprilia, который, будучи внешне мягким и приятным человеком, способен на жесткие, радикальные решения, в том числе, кадровые. Имея полную поддержку Piaggio Group, он правит сильной рукой, не взирая на ранги и заслуги. Для меня [для Дирнбека, прим. МОТОГОНКИ.РУ] он идеальный босс, поэтому доверие Коланинно к нему 100%. Ривола вырвал у Yamaha команду-саттелит, обеспечил TrackHouse Racing превосходным техническим пакетом, укомплектовал ее сильными пилотами, вернул в MotoGP Давиде Бривио и так далее. В 2025 году Aprilia может нанести ответный удар KTM.
Но проект Aprilia Racing с 2015 года варился в собственном соку, полагаясь только на свои разработки (наследие Даль′Иньи, победителя чемпионата World Superbike, не MotoGP!) Aprilia не перекупала спецов из японских команд и Борго-Панигале, полагаясь на свой потенциал. Наем ключевого сотрудника Ducati Corse с 2-летним опытом руководства проектом KTM Factory Racing - решение великолепное.
Тест-пилот KTM Пол Эспаргаро так отзывался о Стерлаккини в 2024 году: «Он скорее организатор и менеджер, не только гонок, но и тестов, чем просто инженер. Он знает, что конкретно хочет получить от каждого действия и от каждого подразделения»
Иными словами, Фабиано Стерлаккини, руководивший в Ducati созданием шасси Desmosedici, в KTM получил богатый опыт управления проектом в целом. Он - явный лидер группы инженеров, знает, что требовать от каждого из них, от тест-пилотов и так далее. Просто его методы работы не совсем совпали с процедурами, принятыми в KTM Motorsports. А Ривола пообещал ему полную свободу действий.
Главной целью, конечно, является 2027 год...
Honda идет ва-банк? Вряд ли
Honda Racing начала большую перестройку в 2022 году под давлением Марка Маркеса и объективных обстоятельств. Но скорость этой перестройки Марка не удовлетворила, и HRC потеряла свой самый ценный актив. Вместе с Марком, HRC избавилась от ветеранов-руководителей, сидевших на своих креслах со времен Сухея Накамото, то есть, с начала 2010-х. Тяжеловеса-руководителя Синики Кокубу, наконец, заменили на более молодого, но опытного Сина Сато. А главного конструктора RC213V Тетсухиро Кувату - на Таити Хонда. Команду усилили Кеном Каваюти, бывшим ведущим разработчиком Suzuki GSX-RR, но влияние его прихода на проект пока нее ощущается так явно.

Repsol Honda напряженно трудится в Мотеги, Гран-При Японии
Из всего коллектива неизменным элементом остается только Альберто Пуч, директор Repsol Honda. Именно ему удалось рекрутировать Романо Альбезиано, благодаря свой "европейскости". Японцы никогда бы не смогли сманить итальянца на свою сторону! Это к вопросу о том, почему Пуч, после всех "провалов" Honda в MotoGP, по-прежнему у руля заводской команды - и будет продолжать эту работу в 2025.
В отличие и от Yamaha, HRC не переносит всю разработку RC213V в Италию. Нет. Ключевым остается Сайтама и центральный R&D Корпорации. Японцы уже видели: аутсорсинг работает не так хорошо, как in-house разработка. Поэтому, сотрудничество с Kalex прекращено. Но HRC нужны светлые головы с большим опытом, тяжеловесы с непререкаемым авторитетом, чтобы противопоставить их японским.
Ключевое слово тут - противопоставить. И в этом кроется скрытая угроза. Для Романо, не для Honda
Чем Альбезиано будет полезен Honda?
Альбезиано изучал аэрокосмическую технику в Туринском университете, после выпуска с 1995 по 1997 год работал в компании Fondmetal Technologies. Там разрабатывалась аэродинамика для Mercedes AMG в DTM и для чемпионата FIA GT. Карьера Романо в мотоспорте началась с Cagiva в начале 2000-х. И в статусе уже опытного разработчика Альбезиано пришел на работу в Aprilia Racing в 2005 году, работал под началом Джиджи Даль′Иньи до конца 2013 года.

Бывший глава разработки Suzuki GSX-RR Кен Каваюти теперь в Honda Racing
Когда Даль′Инья сбежал в Ducati, именно на плечи Альбезиано легла вся ответственность за проект Aprilia в MotoGP. Вклад Альбезиано в RS-GP - это, прежде всего, разработка аэродинамики и общей эффективности прототипа, и RS-GP24 - вишенка на торте его инженерной карьеры.
У японцев меньше других опыта разработки аэродинамики и сложных инженерных компонентов. В этом они всегда полагались на подрядчиков, щедро подписывая контракты с британцами и итальянцами. Многие разработки HRC в действительности были куплены готовыми. Например, Seamless transmission, которую Honda первой из всех внедрила в прототип MotoGP 2011 года, была разработана британской Zeroshift Performance. И что интересно, Альбезиано затем купил ее у той же компании, чтобы поставить на Aprilia RS-GP в 2014. Оба проекта были закомуфлированы под "собственную" разработку, но детальное изучение опубликованных позже фотографий и чертежей вскрыло ситуацию - Zeroshift просто адаптировала хондовскую разработку для Aprilia.
Так что у Альбезиано богатый опыт в двух областях сразу - мотористике и общей производительности (performance)
Но поможет ли это изменить менталитет Honda?
Ответ слишком очевиден: нет! Honda останется Honda, хотя Альбезиано, очевидно, окажет на проект большое влияние и отдаст все свои ценные знания без остатка. Возможно, какая-то небольшая (по его мнению) идея окажется ключевой в улучшении RC213V и поможет произвести эволюционный скачок. Но в целом, один итальянец не сможет радикально изменить философию Honda как разработчика и производителя с 70-летней историей. Базовая культура японского завода Honda никуда не денется, а попытка изменить ее изнутри провалится с треском. Хорошо, если это не приведет к скандальному расставанию.
Жоан Зарко в Мотеги прямо высказался о вступлении Альбезиано: «Хорошо, что вступает только один [итальянец]. Мне нравится, как работают японцы. Они погружены в себя большую часть времени, но они занимаются реальным делом. Романо принесет с собой идеи, что очевидно. Но японские корни не должны меняться».
В общем, переход Альбезиано в Honda - это крайне неоднозначный выбор для итальянца. Сколько он там продержится и какой вклад внесет, 2025 год точно не покажет: придется подождать 2027-го, чтобы узнать ответ.