МОТОГОНКИ.РУ, 19 мая 2025 - Альберт Валера не был большим игроком на рынке MotoGP, да и вообще не имел с чемпионатом серьезных дел, работая в Johnson & Johnson. Чемпионат пересекался с разными компаниями, как с партнерами и спонсорами, поэтому Валера бывал в паддоке в роли менеджера со стороны спонсора и общался с гонщиками, следил за их медийной активностью, но не более того.
Так продолжалось, пока Валера не пересекся с Хорхе Лоренцо. Это произошло в 2012 году. Альберт признался Motorsport, что именно Лоренцо вовлек его во всю эту историю:
«Я никогда не думал о собственном агентстве. Я только что закончил факультет делового администрирования и менеджмента и хотел поехать за границу, чтобы получить степень магистра. Но появился Лоренцо, и все изменилось»

Альберт Валера и Хорхе Лоренцо, начало
История Хорхе Лоренцо в MotoGP очень сложная. После того, как совсем молодой Хорхе вырвался из-под власти своего отца и наставника, Чичо Лоренцо, который научил его ездить на мотоцикле, юношу взял под опеку Маркус Хирш, сделавший из него настоящего атлета и бойца. Но для уровня MotoGP Хирш не дотягивал, поэтому под давлением Yamaha в 2011 году они с Лоренцо расстались. Хорхе требовался новый менеджер. Будучи человеком проницательным и очень умным, Лоренцо увидел в Альберте большой потенциал - и не прогадал!
В беседе с Motorsport, Валера признался, что все «золотые горы», которые ему удалось заработать на контрактах с Хорхе Лоренцо, были добыты не непосильным трудом, а благодаря умному решению, нюансам, которые затем были прописаны в контрактах - начиная с Ducati, а после (уже с другими пилотами) - с KTM, а теперь и с Aprilia Racing. И это - ключевой момент!
«Я живу в Андорре, в квартире со своей семьей. Мы ни в чем не нуждаемся, но и особой роскоши у нас нет. Вот, купили небольшой дом на Ибице, но это и все. Миллионеров в мотоспорте немного, но вы должны четко понимать свои цели и задачи, поэтому сегодня я счастлив» - сказал скандально известный менеджер.
Суть процветания пилотов под менеджментом компании, основанной Альбертом Валера - Playmaker - в очень четко прописанных юридических нюансах, делающих пилота ключевой фигурой договора, а не мотоцикл или производителя
Первое подобное решение было принято после не слишком радостного расставания Лоренцо с Yamaha, где в контрактах ничего такого еще не прописывали. Пилот оставался "собственностью" завода до самого конца договора, до 31 декабря... Но договор с Ducati в 2017 году уже был составлен грамотно, и дела пошли в гору: Лоренцо заработал (и теперь это официально подтверждено) 25 миллионов евро за два сезона, 25% из которых (порядка 5 млн евро после уплаты налогов) заработал Валера. Даже после разрыва отношений с Ducati, Лоренцо сохранил за собой 100% гонорара и получил "свободу" сразу после завершения чемпионата.
В 2013 году с Playmaker взяла под крышу Алеша Эспаргаро, а с 2014 года - и юного Хорхе Мартина. В истории с Эспаргаро всё более-менее ровно. Но Мартин - главная фигура, с которым Альберт провернул первую из своих «умных сделок».
Хорхе Мартин был одним из сильнейших пилотов в программе «Академии KTM» и рассчитывал вступить в MotoGP сразу после успеха в Moto2. Заводская команда KTM всегда считала своих пилотов в некотором смысле собственностью завода и, несмотря на "семейное отношение", распоряжалась из карьерой по своему усмотрению. Производство юных чемпионов было поставлено на поток, а заводской проект в MotoGP процветал, получая каждый сезон новобранцев, с которыми можно было не церемониться. Но на опыте сделки с Ducati 2017 года, в контракт с KTM Factory Racing юристами Playmaker был вписан очень важный пункт, который сделал пилота главным.
Пункт о том, что в случае неконкурентоспособности прототипа, пилот оставляет за собой право выбора - продлевать многолетний договор или разрывать его, если у него есть другое предложение. Пункт также имеет в себе дополнение, по которому обстоятельством для выхода пилота из-под действия договора может являться любое «стечение неблагоприятных событий и обстоятельств, негативно влияющих на производительность пилота»
Так, в 2020 году, именно благодаря этому подпункту про «стечение неблагоприятных событий», Мартину удалось выйти из программы KTM и подписать контракт с Ducati, зайдя в Pramac Racing. В качестве «стечения неблагоприятных событий», которые не позволили тогда KTM ввести Мартина прямиком в заводскую команду MotoGP, стала пандемия Covid-19. И хотя Маттигхофен поначалу сопротивлялся, сделка состоялась. В Ducati впервые (и единственный раз в истории) заплатили небольшой выкуп за пилота из Moto2, который в 2024 году стал чемпионом MotoGP и принес заводу еще один Кубок Производителей.

Массимо Ривола подписал это?!..
И вот, тот же самый пункт был внесен в договор с Aprilia Racing в июне 2024 года! Альберт Валера вновь сделал пилота ключевой фигурой сделки, а Массимо Ривола, воодушевленный приобретением, согласился... и это стало его главной ошибкой. Возможно, эта ошибка теперь будет стоить Риволе карьеры в Aprilia.
Валера также признался, что, несмотря на имеющуюся лазейку в контракте, он старается не доводить до скандала - многие подобные вопросы были решены полюбовно, не вынося сор из избы. И уход Лоренцо из Ducati был, в конечном счете, полностью сглажен - «расстались не друзьями, но и не врагами - каждый при своих». Совсем не так, как в случае с KTM в 2020 году, когда дошло до взаимных претензий.
Вполне возможно, что аналогичные могут возникнуть и в деле Aprilia...
Но ведь у Альберта есть еще один клиент-вундеркинд, Педро Акоста, который может разбежаться с KTM Factory Racing в конце сезона-2025... и снова за этим будет стоять Валера и его супер-пункт.
Пора закупать поп-корн?