МОТОГОНКИ.РУ, 9 февраля 2025 - История автоматических трансмиссий на мотоциклах стара так же, как история самих мотоциклов. Идея о том, чтобы оснащать легкие дорожные байки автоматическим сцеплением пришла Соитиро Хонде в далеком 1960 году. Первым дорожным байком, оснащенным 3- и 4-ступенчатой КПП, но без необходимости выжимать сцепление, стал самый успешный мотоцикл всех времен - Honda Cub. Идея была реализована достаточно просто, с помощью центробежного автоматического сцепления, которое активировалось при достижении определенного уровня оборотов, при сбросе газа размыкалось.
Honda Cross Cub 110
Honda Super Cub и его версии, включая Honda Cross Cub 110, остаются одними из самых популярных и бюджетных мотоциклов на каждый день: они доступны у дилеров Honda в России по ценам от 379900 руб.

Honda Cross Cub 110
Honda Cross Cub 110 оснащается 4-ступенчатой КПП с автоматическим сцеплением, что делает управление этой внедорожной скутереттой очень легким. На байк установлены большие 17-дюймовые колеса с бескамерными зацепистыми покрышками для эксплуатации в любых условиях. Изначально, такие мотоциклы назывались «Trail bike», то есть мотики для езды по лесу или пляжам, для чего Соитиро Хонда и создал Super Cub! В октябре 2017 года Honda отчиталась о производстве 100-миллионного Super Cub, официально являющегося самым продаваемым мотоциклом в истории.

Honda празднует производство 100-миллионного Super Cub
Honda Hunter Cub 110 является вариацией на тему Cross Cub, но больше ориентирован на чисто внедорожную езду с возможным пересечением водных прекраг глубиной до 40 см: выхлопная система мотоцикла выведена под сиденье.
Но Соитиро Хонда пошел дальше, разработав вместе со своими инженерами полноценную автоматическую трансмиссию Hondamatic и внедрив ее в полноразмерный дорожник Honda CB750A в 1976 году. Изначально, Hondamatic разрабатывалась для автомобилей компании и была впервые внедрена в Civic 1973 г.в., но затем упрощена для применения в мотоциклах и квадроциклах. Hondamatic представляет из себя систему передач, подключаемых параллельно: водитель может переключать передачи без выжима сцепления, но лишь последовательно, поскольку одновременно "активированы" две соседние. При переключении активизируется гидравлика, которая приводит в движение привод сцепления. Такая схема применялась в мотоциклах до 1983 года, а в квадроциклах Honda до 2007, но затем ее заменила принципиально иная, гораздо более совершенная технология.
Honda DCT
Это первая в истории полноценная автоматическая трансмиссия (роботизированная, если быть точнее), осуществляющая переключение передач полностью без участия водителя, либо при нажатии водителем клавиш принудительного повышения/понижения передач ("режим ручного управления"). У мотоциклов с DCT полностью отсутствует ножная лапка переключения передач и рычаг сцепления. Лапку переключения можно установить как аксессуар, по сути своей, она просто дублирует нажатие клавиш «+» и «-» на пульте, если водитель уж очень привык к "механике" и чувствует себя неловко, когда у него под мыском левого мотобота - пустота.
Двигатель Honda DCT
Ключевым преимуществом DCT является абсолютное отсутствие риска блокировки двигателя по любой причине: это невозможно, если двигатель и система DCT исправны, поскольку алгоритмы DCT мгновенно размыкают поток крутящего момента (переход в нейтральное положение), либо осуществляют переключение на пониженную передачу в случае критических показателей (низких оборотов двигателя). Это способствовало снижению аварийности среди начинающих мотоциклистов на 85%, согласно данным Honda Safety Programm, которая существует во многих странах мира с 1973 года.

Honda VFR1200FD (2010)
Самый первый тест Honda VFR1200FD с DCT
Honda DCT (Dual Clutch Transmission) была представлена на рынке в 2010 году, а первым мотоциклом, который оснастили этой трансмиссией стал спортивно-туристический Honda VFR1200FD. Вторым стал его собрат, кроссовер Honda Crosstourer VFR1200XD, а вместе с ним на рынок вышла серия Honda NC700/750, плюс, построенный на их базе максискутер Honda Integra NC700D, который по всем характеристикам и повадкам гораздо больше мотоцикл, нежели скутер.
Все мотоциклы, выпущенные Honda с 2010 года с DCT, продаются сегодня на вторичном рынке и пользуются огромной популярностью, прежде всего, именно за наличие АКПП.
Двигатель Honda Africa Twin с DCT
По данным Honda, озвученным на презентации в Кёльне осенью 2016 года, к тому моменту, уже 51% всех продаваемых мотоциклов компании в Европе были с "автоматом". А к 2022 году это соотношение достигло соотношения 55/45.
Honda NC750X
Самый доступный и массовый кроссовер с двигателем 745 куб.см. мощностью 58 л.с. является бестселлером по обе стороны Тихого океана, особенно, в Европе. Хотя его максимальная скорость не превышает 175 км/ч, мотоцикл является крайне надежным, очень послушным и проворным, благодаря дизайну шасси с очень низким центром тяжести (бензобак расположен под сиденьем).
Вся история тест-драйвов Honda NC700 - NC750 на МОТОГОНКИ.РУ

Honda NC750X
На месте бака перед водителем - объемный багажный кофр на 23 л, куда без проблем помещается любой полноразмерный шлем или полный рюкзак. Кроме того, современные версии (с 2021 года) оснащаются набором электронных помощников, включая систему трекшн-контроля HSTC, Ride by Wire, ABS, режимами езды (STD, SPORT и RAIN).
Стоимость на вторичке Honda NC700XD - от 500 до 650 тыс. руб.
Стоимость на Honda NC750XD - от 650 тыс. до 1.2 млн руб.
Новые Honda NC750XD с гарантией от дилеров - от 1.6 до 1.8 млн руб.
На базе NC также существует ряд особенных мотоциклов, которые также доступны на вторичном рынке.
Honda Integra
Honda Integra NC700D является уникальным вариантом для тех, кому хочет больше комфорта при езде, но все ощущения именно от езды на мотоцикле. Японские инженеры взяли NC700, сняли с него все облицовки и бардачок, занявший место бензобака, и просто построили на том же самом шасси байк, напоминающий внешним видом максискутер. Но только по посадке с постановкой ног водителя спереди, а не по бокам.
Самый полный тест-драйв Honda Integra NC700D
В итоге, получается, что вы сидите «в мотоцикле», а не «на нем». Но во всем остальном - в ощущения от езды, прохождении поворотов, разгоне-торможении, возможности агрессивной езды на скоростных шоссе и так далее - это мотоцикл. На низких и средних оборотах двигателя ощущается он, как 800-кубовый... чоппер. Почему? Потому что точка посадки - ниже почти на 10 см, чем у мотоцикла Honda NC, и это лучше передает вибрации от 2-цилиндрового двигателя и пульсацию работы выпускной системы - вы их чувствуете всем телом. Все "недостатки", которые владельцы NC700 и NC750 считают таковыми, становятся плюсами и преимуществами Integra для неспешной, даже расслабленной езды. В то же время, он способен мгновенно оторваться от преследования на автостраде, благодаря отлично подобранным передаточным отношениям и предельно четкой работе DCT.
Стоимость Honda Integra 700 и 750 на вторичном рынке в РФ составляет от 500 до 700 тыс. руб.
Honda Forza 750
В 2021 году Honda Integra с DCT в модельном ряду заменила модель Forza 750, ставшая гораздо более максискутером, нежели Interga NC750D: здесь установлен «скутерный» набор колес (15 дюймов сзади) ради увеличения объема подседельного багажного пространства и немного иная развесовка, что делает езду на Forza 750 более вальяжной и менее активной, чем можно было получить от Integra.
Honda NM4 Vultus
Футуристичная модель мотоцикла в стиле японских комиксов манга, впрочем, обладающая всеми свойствами NC700 и построенная, как и Integra, буквально без изменений на шасси этого мотоцикла.

Honda NM4 Vultus
Honda NM4, в отличие от Integra, выпускался в обоих версиях - с МКПП (NC700J) и с DCT (NC700JD), так что следует внимательно относиться к описанию мотоцикла. По ощущениям от езды, это супер вальяжный уличный байк, гораздо ближе по стилю пилотирования к круизеру, нежели Integra, хотя обеспечивает те же ощущения.
Honda Africa Twin CRF1000/1100
Honda первой в истории стала выпускать внедорожные и приключенческие мотоциклы, сразу оснащенные автоматической трансмиссией DCT, представив на Миланском Мотосалоне EICMA-2014 революционный Honda Africa Twin CRF1000L. Мотоцикл получил версию с DCT, которая появилась в мотосалонах в 2016 - CRF1000LD.
Самая полная энциклопедния по Honda Africa Twin

Самая полная энциклопедия по Honda Africa Twin
Версия 2015-2019 годов оснащалась 2-цилиндровым рядным двигателем объемом 998 куб.см. мощностью 95 л.с., который разгонял Honda Africa Twin до 215 км/ч при абсолютно плавном ходе, что позволяет пилоту держать темп 150-160 км/ч на протяжении нескольких часов езды по асфальтированным дорогам. В 2020 году новый двигатель был увеличен до 1084 куб.см., мощность поднята до 102 л.с., но максимальная скорость осталась прежней, зато значительно улучшилось поведение на сверхнизких скоростях и подхват на низких передачах.
Africa Twin нового поколения, также как его более спортивная версия Adventure Sports, стали одними из самых массовых приключенческих мотоциклов на рынке после 2015 года, как раз, благодаря наличию DCT.
О том, что Honda Africa Twin нового поколения стала выдающимся мотоциклом, говорит то, что даже сегодня потрепанные мотоциклы 2016 года выпуска ценятся дороже всех новых китайцев: стоимость CRF1000D с пробегом на авто.ру начинается от 1 миллиона!
Стоимость новых мотоциклов Africa Twin CRF1100D без пробега у московских дилеров доходит до 3 млн руб.
Honda Rebel 1100
Совершенно уникальным предложением Honda стал кастом-круизер Rebel 1100, построенный на платформе Africa Twin CRF1100 с DCT в 2020 году. Боббер по своей сути, то есть круизер, с которого снято всё лишее, стал самой зажигательной новинкой сезона. Мнения по поводу установки DCT на "чоппер" разделились в сообществе диаметрально противоположно: 50% влюбились в этот мотоцикл, другая половина отвергла сам его смысл.

Honda Rebel 1100 DCT
Тест-драйв Honda Rebel 1100 DCT
Но Honda удалось создать буквально идеальный круизер класса Sportster, в котором были учтены все недочеты ранее созданных серийных "чопперов", особенно, по управляемости: на дороге это идеально управляемая и предсказуемая ракета, которая легко проскакивает даже самые крутые повороты на скоростях свыше 120 км/ч. А со светофора невзрачный Rebel 1100 с DCT способен "обидеть" даже спортбайки, насколько четко и быстро переключается АКПП с двойным сцеплением. Мотоцикл также оснащается полным набором контролирующей электроники, что делает передачу мощности на заднее колесо предсказуемой и плавной. Единственный момент - максимальная скорость мотоцикла электронно ограничена на отметке 172 км/ч, что сделано дизайнерами Honda сознательно, учитывая общую концепцию мотоцикла.
На вторичке Honda Rebel 1100 с DCT можно найти на 1.2-1.4 млн руб.
Новые продаются с гарантией у дилеров от 2.1 млн руб.
Honda Gold Wing
Топовой моделью Honda, получившей АКПП DCT (особенную, 8-ступенчатую версию), является Honda Gold Wing GL1800 нового поколения, появившегося в 2018 году. Модель с DCT называется TOUR. К 2021 году некоторые национальные представительства Honda вовсе отказались от закупок Gold Wing с МКПП, поскольку те попросту не покупались - все хотели версию TOUR.

Honda Gold Wing GL1800
Тест-драйв и все особенности Honda Gold Wing Tour (2018)
Цена? Бесценно.
Для тех, кому нужен "голдвинг" подешевле, Honda выпустила NT1100 - мотоцикл, построенный на шасси и двигателе Africa Twin:

Honda NT1100 (2022)
Все подробности о новом Honda NT1100
Вот список всех мотоциклов Honda DCT, которые можно найти на российском рынке и на аукционах в 2025 году:
Honda Super Cub (1960-)
Honda Cross Cub 110 (2013-)
Honda Hunter Cub CT125 (2022-)
Honda VFR1200FD (2010-2017)
Honda Crosstourer VFR1200XD (2012-2018)
Honda NC700/750SD (2012-)
Honda NC700/750XD (2012-)
Honda Integra NC700/750D (2012-2020)
Honda Forza 750 (2021-)
Honda Africa Twin CRF1000D (2016-2019)
Honda Adventure Sports CRF1000D4L (2018-2019)
Honda Africa Twin CRF1100D4L (2020-)
Honda Adventure Sports CRF1100LD (2020-)
Honda Gold Wing TOUR GL1800 (2018-)
Honda Rebel CMX1100D (2020-)
Honda NT1100D (2022-)
Honda e-Clutch
Новое изобретение Honda Motor Co, представленное на рынке в 2023 году - дополнительный блок автоматического привода сцепления, которое в качестве опции можно устанавливать на мотоциклы Honda среднего ценового диапазона. Предполагается, что дооснастить (сапгрейдить) уже купленные двигатели нельзя, но начиная с 2023 года Honda предлагает как вариант поставки - мотоцикл с E-Clutch и без него. В этом случае, на заводе изначально меняются крышки двигателя (они имеют иную форму), блок управления и лапка переключения передач.
Фото, видео и описание: как работает Honda e-Clutch

Honda e-Clutch
E-Clutch представляет из себя расширенную прошивку блока управления, а также два сервопривода, устанавливаемых на привод вала стандартного сцепления мотоциклов CB-серии (CB650, CB750 и XL750 поколения 2023-). При выжиме лапки переключения передач, сцепление размыкается и смыкается автоматически, гораздо быстрее, чем это мог бы сделать пилот. Причем, рычаг сцепления остается в конфигурации мотоцикла и может быть использован в любое время. При старте с места выжим сцепления с установленным блоком e-Clutch не требуется - оно уже находится в выжатом состоянии до достижения пилотом минимальных оборотов двигателя, на которых создается достаточный крутящий момент.
Массово технология пока не применяется и в России не встречалась.

Мотоциклы с e-Clutch: Honda CBR600RR и Honda CB650R
Мотоциклы Honda, оснащаемые e-Clutch и доступные при заказе с аукционов из-за рубежа:
Honda CB650R (2024-)
Honda CBR650R (2024-)
Honda Hornet CB750 (2024-)
Honda Transalp XL750 (2024-)
Yamaha FJR1300 AE/AS
Идея, похожая на Honda e-Clutch, была реализована еще в 2005 году, когда Yamaha объявила о запуске в серию гранд-туриста FJR1300 в комплектациях AE и AS с автоматизированным сцеплением и электрическим приводом КПП, которые позволяли не отвлекаться на работу рычагом (его вовсе не было), а переключать передачи с кнопок. Тем не менее, ответственность за переключение передач ложилась на плечи водителя - здесь никакого намека на АКПП.

Yamaha FJR1300AS (2011)
Это была первая реализованная на мотоцикле полуавтоматическая КПП, где пилот мог переключать передачи без выжима сцепления, как левой ногой, так и с помощью кнопок на пульте - действие по сути дублировалось. Технология предполагала наличие на мотоцикле (FJR1300AE) блока автоматического выжима сцепления EFM, который реагировал на момент нажатия водителем лапки переключения КПП или клавиши на пульте (FJR1300AS). Подели производились с 2006 по 2010 год для американского рынка, а после - для остальных, как минимум, до 2021 года.
Yamaha FJR1300AS бесспорно является одним из самых комфортных "диванов" для перемещения на расстояния в тысячи километров, оставаясь не самым тяжелым и громоздким среди аналогов. Учитывая, что мотоцикл производился серийно до 2021 года, на него достаточное количество запасных частей и аксессуаров.
Цены на вторичном рынке колеблются от 700 тыс. руб за первое поколение до 1.7 млн за мотоцикл выпуска 2020 года.
Yamaha Y-AMT (Automated Manual Transmission)
Yamaha последовала за Honda в стремлении облегчить мотоциклам езду, взяв на себя все тяготы выжима сцепления. Yamaha Y-AMT - продвинутая версия e-Clutch, которая не только выжимает сцепление за пилота, но также и позволяет переключать передачи без участия человека. Двигатель оснащается двумя системами сервоприводов, которые сами переключают за водителя передачи и выжимают сцепление. С точки зрения технологии, это робот, который берет на себя функции человека.
Пульт управления Yamaha Tracer 9 GP Plus с Y-AMT
Но с точки зрения использования, это ближе к хондовской DCT, поскольку Y-AMT берет на себя всю ответственность за переключение передач. Мотоциклы с Y-AMT не имеют лапки переключения передач, а оснащены лепестками переключения «+» и «-», если водителю хочется выбирать передачу самостоятельно. Но в режиме «D» это делает автоматика. В режиме «D+» переключения осуществляются на более высоких оборотах, чтобы обеспечить "спортивный стиль" езды.

Yamaha Tracer 9 GP Plus с Y-AMT
В данный момент Yamaha выпускает два мотора, которые могут на заводе оснащаться Y-AMT - это 2-цилиндровый CP07 и 3-цилиндровый CP09.
Список комплектуемых Y-AMT мотоциклов Yamaha:
Yamaha MT-07 (2024-)
Yamaha Tracer 9 (2024-)
Yamaha Tracer 9 GT (2024-)
Yamaha Tracer 9 GT+ (2024-)
BMW Motorrad Automated Shift Assistant
В BMW всегда выступали за "натуральность" («трушность») мотоциклизма, и до последнего топили за «истинные ценности», включающие в себя, конечно же, МКПП и лапку переключения... ровно до того момента, как...

Технология BMW Automated Shift Assist
...как в 2024 году не была представлена новейшая технология BMW ASA (Automated Shift Assistant) - автоматического выжима сцепления за водителя при сохранении необходимости переключать передачи левой ногой (режим «M»), либо полностью автоматического переключения передач за водителя автоматикой (режим «D»).
Технология подразумевает установку в двигатель двух сервоприводов (на сцепление и МКПП), замену блока управления (TCU).

BMW R 1300 GS Adventure ASA (2025)
На данный момент, системой ASA оснащаются только два флагманских BMW R 1300 GS и BMW R 1300 GS Adventure.
Стоимость BMW R 1300 GS Adventure с ASA составляет от 4.35 до 4.8 млн руб.
KTM AMT
Самая последняя технология KTM, представленная в середине 2024 года - электро-механическая автоматизированная трансмиссия (Automated Manual Transmission), которая всё делает за водителя, но позволяет ему вернуться к использованию старого доброго полностью ручного режима переключения КПП.

KTM 1390 Super Adventure S EVO (2025)
Как и в случае с BMW, KTM AMT состоит из системы сервоприводов, выжимающих сцепление и переключающих КПП за водителя, в том числе, в полностью автоматическом режиме. В отличие от BMW, двигатели KTM с AMT имеют немного иной дизайн и поставляются отдельной комплектацией с завода. При этом, сцепление в мотоцикле с AMT имеет иной дизайн, чем на обычном с МКПП.
KTM предлагает лишь несколько версий из своей топовой линейки мотоциклов, заранее оснащенных AMT, но рассчитывает доработать технологию, чтобы ей можно было оснащать и младшие модели, начиная с 890 куб.см.
Первым из них является последнее поколение 2025 года 2025 KTM 1390 Super Adventure S EVO...
Но похоже, что появление этого мотоцикла на рынке несколько задержится в связи с неожиданным банкротством KTM AG и поиске выхода из кризиса, который либо разрешится, либо окончательно захлопнется 25 февраля 2025 года.
*** KTM убрал из своих каталогов всю серию «1390» 2025 года, как ожидается, пока не будут распроданы складские остатки модельного ряда 2024 года. Это может занять неограниченное количество времени...