МОТОГОНКИ.РУ, 6 ноября 2024 - Новый двигатель получил объем 890 куб.см., а его базовая мощность будет 120 л.с. или 126 л.с. с установкой официального гоночного кита, в который входит система выпуска и настройка ECU. Новинка радикально отличается от имеющегося сейчас в наличии у Ducati двигателя Superquadro объемом 955 куб.см. и мощностью 158 л.с., который устанавливается на Ducati Panigale V2 класса «Суперспорт» (я нарочно пишу русскими, чтобы не возникло недопонимания далее).
Новый мотор Ducati V2 (2025-)
Как не запутаться в трех разных Ducati V2
Путаница в названиях уже достигла апогея, и чтобы ее прекратить, в Ducati поступили следующим образом:
нынешний V2, который выиграл титул чемпиона World Supersport с 955-кубовым мотором в модельном ряду называют Panigale V2 Superquadro [Final Edition]; новый с двигателем 890 куб.см. - Ducati Panigale V2; а есть еще Ducati Supersport 950, оснащаемый 937-кубовым Testastretta 11° мощностью 110 л.с.
Так вот, из трех, тот который Supersport 950 - вообще не для гонок: это мотоцикл в стиле спортбайка, но начального уровня; у него даже есть версия мощностью до 35кВт для обладателей прав категории А2 (в Европе).
Ducati летом объявила, что проект Superquadro закрывается в 2025 году, и новая версия - Final Edition со 158-сильным 955-кубовым двигателем - остатки былой роскоши: эта самая финальная редакция будет выпущена тиражом всего 555 экз. и распродана по спец.ценам.
Славная история Superquadro - Finita!
Ducati Panigale V2 (Superquadro) - это полноценный спортбайк для гонок, унаследовавший от топовых версий Panigale все их черты, как дизайн рамы-монокока, геометрию, развесовку и стиль пилотирования.
Презентация Ducati Superquadro и Panigale 1199 на EICMA-2011
Двигатель Superquadro V2 был представлен на EICMA 2011 и лег в основу супербайка Panigale 1199. Имя свое мотор получил в честь того, что диаметр цилиндра почти вдвое превышал ход поршня (112 мм на 60.8 мм). Со временем этот мотор подрос до 1285 куб.см. и мощности в 194 л.с. Почти одновременно, в 2013 году появился на свет и малый Superquadro объемом 898 куб.см., который в 2016 подрос до 955 куб.см. Единый стандарт хода поршня 60.8 мм сохранился во всей линейке, разницу в объеме делал диаметр: у 955-кубового он был 100 мм, у 1285 - 116 мм.
С расширением регламента World Supersport доп.категорией «Next Gen», Ducati Panigale V2 с Superquadro добился отличных результатов и эти результаты удалось перенести из чемпионата мира и в национальные гоночные серии класса «Суперспорт», включая Россию.
Николо Булега, чемпион World Supersport 2023 года с Ducati
Особенностью Ducati Panigale V2 было то, что купленный в салоне мотоцикл не нуждался в какой-либо радикальной доработке для участия в гонках, а только в тонком тюнинге. Двигатель и система питания здесь используется в буквальном смысле «из коробки», без какого-либо вмешательства, что обеспечивает высокую надежность и износостойкость по сравнению с высокофорсированными рядными двигателями Yamaha R6, Kawasaki ZX-6R и Honda CBR600RR, для участия в гонках на которых требуется иметь запас 1-2 мотора. Ducati же способен проехать 2 сезона на одном моторе без переборки и вообще какого-либо вмешательства. Единственное, что требуется (для полного соответствия регламентам), это заменить блок управления ECU с базового (заводского) на гоночный, который имеет все необходимые доступы для технического персонала чемпионата. И - ограничение по пику оборотов, чтобы сбалансировать производительность (соотношение массы к мощности и пиковой скорости) с традиционными (японскими) спортбайками.
В 2024 году Ducati Panigale V2 принес чемпионские титулы пилотам World Supersport, British SuperSport, MotoAmerica SuperSport, а также в чемпионате России (Антон Федоров, Ratchet Motorrika).
Но вот этот - новый V2 объемом 890 куб.см., он совершенно иной. Принципиально другой мотор Ducati, в котором (о, ужас!) попраны все устои Борго-Панигале
V-twin с углом наклона цилиндров 90° оснащен системой регулировки газораспределения на впуске и вовсе не имеет десмодромного механизма клапанного привода. Зато, он полностью удовлетворяет требованиям Евро 5+.
Мотор весит всего 54.5 кг, что на 9.4 кг меньше, чем у V2 Superquadro 955 куб.см. Это абсолютный рекорд в соотношении массы силового агрегата к мощности, которую он способен развить в истории Ducati. Пик мощности в 126 л.с. с гоночным китом или 120 л.с. без него, в базовой комплектации достигается на 10750 об./мин., но главное - 80% крутящего момента доступны уже на 3500 об./мин. Пик момента в 93.3 Нм достигается на 8250 об./мин.
Готовый к бою Ducati V2 (без топлива) весит 179 кг в базе со 120 л.с., но Ducati V2 S с более легкими подвесками, оснащенный гоночным китом - это уже 171.5 кг и 126 л.с., соотношение мощности к массе достигнет 0.74 л.с./кг
Суммарно, новый Panigale V2 легче на 17-21 кг, чем предшественник на базе Superquadro. Ducati заявляет, что новый V2 заменит Superquadro в ближайшем будущем (с 2026 года) во всех сферах и, как платформа, станет базой для младших серий Multistrada, Streetfighter, Panigale и пр. Для "гражданских" мотоциклов будет выпускаться версия мотора V2 мощностью 115 л.с., а также зарезанная до 35кВт для тех, у кого категория «А2».
Новый двигатель Ducati V2 в деталях
Привод клапанного механизма - "классический", с рокерами и пружинками, с двойным верхним распределительным валом и синхронизацией на впуске. Синхронизация или контроль системы газораспределения (IVT) в диапазоне 52° осуществляется за счет привода синхронизатора, установленного на распределительном валу.
Миланский Мотосалон EICMA 2024: новый двигатель Ducati V2 890 куб.см. без десмодромного механизма ГРМ
перейти в фотогалерею
Синхронизация впуска обеспечивает более плавный рост момента, благодаря чему 70% момента доступны пилоту уже на 3000 об./мин, а с 3500 до 11000 об./мин. в руках у пилота контроль над 80-100% или от 75 до 94 Нм момента в самом рабочем диапазоне оборотов. Иными словами, никакого перепада, а только плавность и эластичность, как у электровоза. При этом, вы продолжаете ехать на бензиновом V2! С точки зрения эксплуатации на гоночной трассе, это просто находка.
Сам механизм ГРМ существенно легче большинства, предлагаемых на рынке, за счет использования Ducati полых клапанов, которые на 5% легче цельных и создают меньше инерции при работе. Эти 5% снижают нагрузки на ГРМ. Плюс, сам двигатель остается относительно низкооборотистым по сравнению с рядными «четверками».
Миланский Мотосалон EICMA 2024: новый двигатель Ducati V2 890 куб.см. без десмодромного механизма ГРМ
перейти в фотогалерею
Выбор геометрии 90-градусоного V-twin позволил Ducati уменьшить угол поворота цилиндров до 20° относительно горизонтальной плоскости, что также снижает инерцию в системе и обеспечивает компактность.
Если Ducati планирует оставаться в World Supersport, то введение нового мотора в эксплуатацию выглядит неоднозначно. Однако, есть иное мнение, зачем отказываться от 955-кубового Superquadro.
Зачем резать золотые яйца
Формат регламента Supersport пляшет вокруг нового рабочего объема двигателей 750-950 куб.см., но при балансировании мощностных характеристик Техническая Дирекция FIM отталкивается от некоего «ground zero» - базового уровня, коим сегодня является производительность Yamaha R6. Но этот мотоцикл морально устарел и де-факто снят с производства японцами, ему на смену придет Yamaha R9 с 3-цилиндровым двигателем объемом 890 куб.см. Он, кстати, также был представлен на EICMA-2024, но до того Yamaha анонсировала все характеристики, детальные фото и гоночную версию для World Supersport на финале чемпионата мира в Хересе.
Объем 890 куб.см. станет этой самой точкой отсчета, поэтому Ducati и решила урезать рабочий объем, существенно потеряв в базовой производительности
Что получается в реальности: 158 л.с. в базе Ducati V2 Superquadro не разрешено применять никому, даже (и особенно) в России. Лимит по оборотам Ducati V2 в World Supersport составил 11750 об./мин., в LEMARC чемпионате России и A5Motors Motoring - это 11500 об./мин. В этих диапазонах реальный «выхлоп» двигателя (на колесе) не превышает 135 л.с. в мировой спецификации и 125 л.с. в российской.
Иными словами, использовать 955 куб.см. и всю производительность Superquadro даже итальянцы не могут. Проще поднять мощность с базовых 126 л.с. до 135-140 л.с. для конкуренции с Yamaha, не имея при этом рестрикций от Дирекции.
Большим плюсом здесь является заложенная базовая философия Panigale V2: мотоцикл эластичный и легкий, с полным контролем над крутящим моментом в самом рабочем диапазоне. Это влечет за собой меньший расход задней покрышки; меньшее вовлечение контролирующей (ограничивающей пики мощности) электроники; и лучшую обратную связь пилота с мотоциклом.
Какие плюсы в целом: легкий переход с мотоцикла класса «Суперспорт» - в «Супербайк», где все привычки и стиль пилотирования останутся неизменными; отсутствие необходимости держать при себе 2-3 готовых к бою запасных моторов, поскольку общая надежность объемной низкооборотистой ЦПГ - выше по сравнению с рядной 4-цилиндровой схемой.
Примерно об этом всем и думали в Борго-Панигале, предлагая клиентам новую версию платформы Panigale V2.
Больше подробностей станет известно после сегодняшней презентации на Миланском Мотосалоне EICMA 2024 - следите за новостями на МОТОГОНКИ.РУ!