МОТОГОНКИ.РУ, 27 декабря 2024 - Внедрение радарных технологий перестало быть фантастикой. Не только во флагманских Mercedes-Benz есть адаптивный круиз-контроль, но даже на китайских авто среднего класса, а установить дополнительный апгрейд на японцев с АКПП можно в любом дилерском центре за сравнительно вменяемые деньги.
Суть большинства подобных устройств - в предупреждении водителя о потенциальной угрозе приближения объекта. Есть два принципиальных типа радара: лидары (лазерные радары), устанавливаемые в области капота автомобиля, которые являются частью системы адаптивного круиз-контроля и выполняют функцию активного мониторинга ситуации; и ряд микроволновых датчиков, которые устанавливают по периметру для сигнализации об опасном сближении.
Система Parktronic (парктроник) является простейшим примером пассивного радара, предупреждающего водителя о сближении с объектом, расположенным в слепой зоне (обычно, всё, что позади и ниже капота). Они помогают ориентироваться на парковке и избегать наезда на стены, заборы и прочие предметы, которых водитель автомобиля просто не в состоянии увидеть физически. Расширенная версия парктроника - с камерой, которая еще и демонстрирует наглядно позицию.
По тому же самому принципу работают и датчики контроля слепых зон, только они более "дальнобойные" и мониторят ситуацию уже не в радиусе 1-1.5 м, а на 10-15 м. И в отличие от парктроника, эти датчики работают постоянно, даже если автомобиль стоит на месте.
Общая схема работы адаптивного круиз-контроля на базе систем Bosch
Фронтальные радары система адаптивного круиз-контроля работают по другой схеме, они гораздо сложнее, как и контрольное ПО, поскольку на них лежит ответственность за контролем дистанции и скорости автомобиля. Таким образом, производитель берет на себя большой груз ответственности перед клиентом и окружающими: если адаптивный круиз-контроль заглючит, быть большой беде!
А что с мотоциклами? Есть ли в природе такие, «с глазами на спине»?
Их уже достаточно много: у BMW, Ducati, Kawasaki, Yamaha и KTM есть интегрированные системы на базе разработок Bosch; а Piaggio Group и Honda Motor Co. разрабатывают собственные программу, чтобы быть независимым от дышащих на ладан немцев.
Kawasaki Ninja H2 SX (2022-)
Японский производитель мотоциклов Kawasaki первым представил гипербайк Ninja H2 SX, оснащенный радарной системой еще на Миланском Мотосалоне EICMA-2021. Сенсоры у него установлены в тыльной части, за поворотниками и рамкой номерного знака. Набор сенсоров мониторит слепые зоны позади и побокам мотоцикла, предупреждая пилота о приближении объектов, сигнализируя об этом с помощью ярких значков на зеркалах (так же это устроено на большинстве автомобилей).
Kawasaki Ninja H2 SX (2022)
Также, Kawasaki оснастили Ninja H2 SX фронтальным радаром, интегрированным в светодиодную фару. Ninja H2 SX оснащен системой адаптивного круиз-контроля (ACC). Когда ACC активен, радар мониторит пространство впереди, измеряет расстояние до объекта впереди и динамику изменения скорости, используя эти данные, автоматически корректирует скорость движения мотоцикла. Система Bosch в данном случае задействует блок управления двигателем ECU и дроссельные заслонки с электронным приводом, чтобы поддерживать ровный темп; за торможение отвечают сервоприводы системы ABS, подключенные к блоку управления, также произведенному Bosch. Принцип работы такой же, как на автомобилях. Разумеется, контроль скорости осуществляется сугубо в рамках одной выбранной передачи КПП, так что на райдере по-прежнему лежит большая доля ответственности за безопасность движения.
Когда ACC деактивирован, фронтальный радар работает в пассивном режиме предупреждения столкновений (FCW - Front Collision Warning). Информацию о ненормальном изменении динамики скоростей радар выдает на контрольную панель.
Moto Guzzi V100 (2024)
Moto Guzzi V100 (2024)
На Миланском Мотосалоне EICMA-2024 была представлена целая плеяда итальянских мотоциклов Piaagio Group, оснащенных собственным «4D-радаром», способным мониторить окружающую обстановку, не только в слепых зонах позади и по бокам от мотоцикла, но и впереди него. Ранее, летом этого же года Moto Guzzi представила версию туристического мотоцикла Stelvio 1000 PFF Rider Assistance Solution, а на EICMA-2024 к нему добавили и спорт-туриста V100 Mandello.
У него нет адаптивного круиз-контроля, а Rider Assistance Solution призвана сигнализировать о наличии потенциальной опасности при перестроении и движении в плотном трафике. Сигнализация чисто визуальная: значок потенциальной угрозы появляется на большом экране контрольной панели.
Moto Morini Corsaro GT (2025)
Moto Morini Corsaro GT (2025)
Также на EICMA-2024 был представлен первый мотоцикл среднего класса из Италии, который был оснащен системой контроля слепых зон - туристический Moto Morini Corsaro GT. Это первый мотоцикл с двигателем класса 750 куб.см., который получил инновационную систему безопасности, что по мнению менеджеров компании должно дать преимущество перед бюджетными конкурентами Yamaha Tracer 7 и Kawasaki Versys.
BMW K1600GT (2025)
BMW R1250RT (2021-) и K1600GT (2021-)
Радарная революция началась в 2021 году. Разумеется, BMW Motorrad как компания наиболее близкая к Bosch идеологически и географически, одной из первых реализовала схему адаптивного круиз-контроля для мотоциклов класса Grand Tourismo - для флагманов K1600GT и R1250RT (теперь R1300RT). У BMW используется такой же набор электроники Bosch, как на Kawasaki, и те же принципы.
BMW Active Cruise Control на R1250RT и R1300RT
Система контролирует радаром дистанцию, динамику изменения скорости, но также получает сведения об угле наклона мотоцикла от инерциальной платформы (та же Bosch). Круиз-контроль имеет два режима - Dynamic Cruise Control (DCC) и Active Cruise Control (ACC): первый режим - традиционный круиз-контроль, в котором мотоцикл поддерживает заданную пилотом скорость; второй - полноценный "адаптивный", который может держать дистанцию до идущего впереди транспортного средства, меняя скорость в зависимости от динамики. В ACC учитывается положение мотоцикла в пространстве, жесткость торможения регулируется электронно: чем ровнее стоит мотоцикл, тем больше используются тормозные контуры; если он наклонен, то преобладает торможение двигателем.
Схема работы адаптивного круиз-контроля BMW ACC
Водитель получает постоянный мониторинг ситуации впереди мотоцикла на экран контрольной панели. Дистанцию до следующего ТС в режиме ACC можно задать и менять клавишами на пультах, по-умолчанию, она определяется "как есть" на момент активации системы. Есть два режима работы ACC - «комфортный» и «динамичный». Соответственно, разнится активность разгона и замедления - от плавного до агрессивного. Задать скорость адаптивного круиз-контроля можно в диапазоне, ограниченном 25-159 км/ч. В режиме DCC верхняя планка скорости ограничена 219 км/ч.
KTM 1390 Super Adventure S EVO (2025)
Пока не совсем ясно, как будет обстоять дело с производственными планами KTM после анонса банкротства компании, но Маттигхофен перед тем, как откинуть копыта, представил совершенно новую систему автоматизированной КПП (AMT) и ряда существенных электронных обновлений своего флагманского туристического мотоцикла.
KTM 1390 Super Adventure S EVO (2025)
Вообще, KTM одним из первых (после BMW) внедрил системы круиз-контроля на свои туристические мотоциклы, это произошло еще в 2013 году. В отличие от систем BMW, у KTM они были на тот момент прямо-таки революционными - 100% электронными, тесно связанными с блоками управления, инерциальной платформой, блоком контроля ABS и всем прочим - все на технологиях Bosch, но с собственными доработками.
Режимы адаптивного круиз-контроля на KTM
В 2024 году KTM, наконец, ввел полноценную систему адаптивного круиз-контроля, почти как у BMW, но гораздо более развитую и конфигурабельную. Мотоцикл оснащен датчиками нескольких разных зон контроля, и ACC может выполнять разные функции. Здесь есть возможность контроля езды в группе (чего нет у BMW): то есть ACC KTM может следить сразу за несколькими объектами в мотоколонне. А поскольку у флагманской модели Super Adventure S есть и AMT, диапазон контроля скоростей почти безграничен - AMT еще и сама будет переключать передачи за водителя!
Список опций ACC от KTM занимает полторы страницы печатного текста и нуждается в тщательном изучении перед применением.
Honda Gold Wing GL1800 (2026)
Но Honda идет своим собственным путем. Honda Motor Co. заявила о разработки оригинальной системы с несколькими лидарами с контролем нескольких зон безопасности вокруг мотоцикла, почти на 360 градусов.
Honda Gold Wing GL1800 (2025)
Напомню, что только у Honda есть полноценная и легко управляемая система АКПП - DCT, которая не является по сути своей просто роботизированной МКПП, как у Yamaha и KTM. DCT обеспечивает практически непрерывный поток крутящего момента на колесо, действуя по собственной программе, зависящей от многих параметров окружающей мотоцикл среды. DCT позволяет трогаться буквально с места (с 0 км/ч) и развивать максимальные скорости, не ограниченные по объему передачи крутящего момента. То есть, Honda может себе позволить создать 100% автоматизированный мотоцикл с истинным адаптивным круиз-контролем, который будет останавливать мотоцикл на светофорах, а затем обеспечивать старт с места.
Патентные схемы Honda Gold Wing с пятью зонами контроля радаром
Технология пока не представлена во плоти, но известно, что Honda Gold Wing GL1800 в 2025 году получит ее, а в 2026 она станет серийной. Патенты в США были оформлены еще в августе 2024 года.
Патентные схемы Honda Gold Wing с пятью зонами контроля радаром
Судя по ним, Gold Wing следующего поколения будет сообщать водителю о потенциальных угрозах в слепых зонах по пяти секторам. Зеркала Gold Wing обеспечивают непревзойденный обзор, но даже у него есть слепые зоны справа-сзади и слева-сзади, а также непосредственно позади мотоцикла из-за огромного кофра. Также, Gold Wing - это один из самых широких мотоциклов на рынке (92 см по зеркалам), и ему просто необходимы вспомогательные гаджеты для комфортной парковки и перемещения в узком пространстве.