МОТОГОНКИ.РУ, 24 мая 2025 - Опубликованные с большой задержкой официальные финансовые отчеты за 2024 год, как после аудита KTM AG, так и самого Pierer Mobility Group, подтверждают финансовую несостоятельность обеих компаний.
Ситуация однозначна: при всем огромном производственном и технологическом потенциале, для полноценного перезапуска и выхода на уровень 2023 года требуется больше денег, чем компания сможет заработать в ближайшие пару лет
В связи с этим, ни один инвестор не решился играть в среднесрочной перспективе. Требуется долгосрочный выход из тупика, а на это способен только партнер с большим запасом прочности - это Bajaj, BMW или BRP.
В сложной схеме владения акциями KTM сама PMG занимает 50.5%, то есть, владеет контрольным пакетом, а 49.5% принадлежат европейской дочке Bajaj. Но так больше продолжаться не может, поскольку у PMG де-факто нет денег даже для обслуживания собственных предприятий, тогда как у Bajaj запас прочности огромен, и индусы легко смогли получить кредит для "спасения" партнера на сумму в 566 млн евро. KTM и PMG такие деньги, как стало ясно за последние два месяца, не доверит никто, даже «стервятники» - фонды, наживающиеся на проблемных активах.
Глядя на происходящее, все они отошли в сторонку, чтобы посмотреть, выкарабкается ли KTM из ситуации, или нет, и если нет, тогда можно было бы наброситься и раздербанить активы компания по их себестоимости (фактически, по цене недвижимости).
Отчет за 2024 год по PMG раскрыл реальные цифры крушения компании:
- падение продаж по всем брендам, принадлежащим группе, составил 29% по сравнению с предыдущим периодом;
- оборот за 2024 год составил всего 1.643 млрд евро;
- капитализация опустилась ниже нулевой отметки до отрицательного значения -199 млн евро.
Задержки с публикацией отчета и были связаны с тем, что аудит выявил вот этот пункт об уходе в глубокий минус, но это требовалось перепроверить... увы, это факт!
Индия перехватывает инициативу
Согласно отчету, PMG все же удалось реализовать в 2024 году 292497 мотоциклов всех марок (KTM, GASGAS и Husqvarna, но также в отчет были включены и мотоциклы MV Agusta). Примерно 60000 мотоциклов из этого отчета были произведены на заводе Bajaj в Пуне.
В отчет включили и мотоциклы, произведенные в 2023-24 годах, проданные на мегараспродаже с февраля по конец апреля. Распродажа еще продолжается в европейских странах, поэтому, европейский регион заметно лидирует в мире по продажам с отметкой в 110 тысяч мотоциклов, что составляет 38% отчета. Следующим регионом в отчете идет Северная Америка с 24%, но на 3 месте - Индия с 21% всех продаж.
И тут Bajaj снова встает во весь рост: еще в 2018 году Штефан Пирер сделал пророческое заявление о том, что «компании, которые не захотят уходить в Азию, вскоре сгинут». Идея этого высказывания в том, что азиатский рынок остается крупнейшим потребителем мотоциклов и скутеров. На массовом рынке обороты и основную прибыль делают именно массовые продажи техники, а не топ-модели с заоблачной ценой. Топ-модели всегда были и остаются технологической "витриной" компаний, но любое колебание в ситуации на рынке тут же обрушивает всякую долгосрочную и даже среднесрочную стратегию.
Азия во главе роста мотоиндустрии
Малые мотоциклы продавались массово даже в самые сложные годы, делая оборот и прибыль японским гигантам, любые провалы легко компенсировались.
Вот, почему Honda и Yamaha остаются абсолютными лидерами рынка мотоциклетной техники - и останутся ими надолго, особенно, Honda, которая планирует через 3-4 года оттяпать 50% всего мирового рынка производства мотоциклов в абсолютных показателях. Ни один производитель в мире не способен создать - и, что важнее, - продать более 20 миллионов мотоциклов и скутеров, а Honda делает это регулярно с 2018 года, и даже пандемия не сильно пошатнула позиции японского гиганта.
Подавляющая часть оборота Honda - это мотоциклы и скутеры с объемом двигателя до 500 куб.см. (более 90%)
Индия и Китай по потреблению мотоциклов (особенно, Индия) уже давно опередили все развитые страны по потреблению мотоциклов, и график продолжает расти. В отчете PMG четко видно, что США и Канада по-прежнему являются главными потребителями спортивной (гоночной) техники и флагманских мотоциклов с двигателями более 790 куб.см. Но вал обеспечивает Индия, и скоро она обгонит США, как по количественным, так и в качественным показателям.
Не стоит забывать, что Bajaj на базе полученных от KTM по партнерскому соглашению технологий производит собственные мотоциклы, которые продаются внутри страны как горячие пирожки, и один только Dominar 400 (он же KTM 390 Duke, только в дизайне не от Kiska) вплотную подобрался к отметке в 10000 проданных за год мотоциклов. Bajaj Dominar 400 - это флагман линейки индийской компании и "премиум" на индийском рынке, поскольку он стал действительно крутым и цельным продуктом, ничем не уступающим современным японским "четырехсоткам".
«Бросай ружье и всплывай поскорее!»
Абсолютным провалом для империи Штефана Пирера стала велосипедная история, здесь в 2024 году компанию ждал реальный крах, и закрытие велобизнеса KTM предопределено: в 2025 году PMG должна избавиться от всех ранее приобретенных брендов и, вероятно, продать собственный.
Вторым провалом стала линейка элетромотоциклов - все три бренда (KTM, Husqvarna и GASGAS), большая часть их, произведенная в 2023-24 годах до сих пор остается на складах дилеров и не продается даже при скидках до 40%.
Не добавляет оптимизма волна отзывных кампаний по спортивной технике Группы.
Почему BAJAJ реально рискует
По договору с BAJAJ Auto, целевой кредит в размере 200 млн евро, выданный в марте, а также два кредита на суммы 450 и 150 млн евро, выданные в 20-х числах мая для погашения задолженности, конвертируются в акции. В случае, если KTM не сможет отдать этот кредит деньгами через 12 месяцев, все залоговые акции переходят в собственность голландского офиса BAJAJ. В денежном эквиваленте эти суммы уже перекрыли рыночную стоимость компании, так что индусы станут единоличными владельцами KTM.
И вряд ли им это нравится! Единственный плюс, они смогут полностью пересмотреть свои договора с KTM, заключенные еще в 2008 году, относительно технологических ограничений в области мотористики и электроники. Сейчас Bajaj, поскольку производит весь модельный ряд мотоциклов KTM от 125 до 390 куб.см., производит и собственную линейку мотоциклов на этих моторах. Но всё, что выше 390, им было закрыто. Технологии от 790 до 1390 куб.см. были переданы китайскому CFMoto, однако, китайцы отказались вкладывать деньги в спасение KTM!
Вполне вероятно, что после перехода власти в руки Bajaj, лицензионные соглашения с CFMoto будут пересмотрены или приостановлены, если индийская сторона посчитает это в своих интересах.
Проблемой для BAJAJ является то, что фактически KTM уже сейчас в полном объеме может производиться в Китае, и Маттигхофен для этого больше не нужен! На заводе CFMoto собирают моторы 790-, 890- и 1390 куб.см., которые затем едут в тот же Маттигхофен уже в собранном виде. Уровень автоматизации производства в Китае на порядок выше австрийского, что также положительно сказывается на качестве сборки и надежности силовых агрегатов Made by CFMoto. Если Штефан Пирер когда-то задумывал такую махинацию, чтобы манипулировать договоренностями с индусами, то ему всё удалось, и Китаю больше не требуется какое-либо участие в "спасении" KTM - они уже всё получили, что нужно было. И Пирер может спокойно умыть руки.
Сможет ли Пирер уйти спокойно?
Бывшему боссу KTM, пока еще остающемуся главой собственной компании PMG Штефану Пиреру теперь предстоит разборка с властями ЕС, которую те запустили в марте, но затем затормозили до момента выполнения KTM своего первого обязательства перед кредиторами (возврат 30% долга к 23 маю 2025 года). Но после, как считают инсайдеры, за Штефана и его Ко. возьмутся всерьез.
Над Пирером висят два дела - о сокрытии экономической ситуации на предприятии и несообщении (несвоевременном сообщении) о неплатежеспособности. Если власти докажут, что кризис в KTM разразился не в ноябре 2024 года, а еще в июле, Пиреру грозит уголовное преследование, поскольку за заявлением о неплатежеспособности KTM последовала цепная реакция обанкрочивания десятка подрядчиков, не самых маленьких предприятий Австрии и Германии, увольнение в общей сложности более 3500 человек на этих предприятиях, включая 1300 человек непосредственно в Маттигхофене. Всё это произошло прямо перед рождественскими праздниками, потому имело большой резонанс в СМИ.
Увольнения - это самая «плохая история» для ЕС: в этом случае, на региональные власти ложится большая ответственность и расходы по страховым выплатам, пособиям и поиску новой работы для этих служащих - многомиллионные траты, которые непросто будет вернуть в бюджет. Подобное больно бьет по имиджу стабильной Европы.