МОТОГОНКИ.РУ, 19 сентября 2024 - Ожидается, что FIM и Dorna Sports объявят о правиле заморозки разработки моторов в MotoGP на 2025 и 2026 годы (до вступления в действие нового регламента) сегодня или завтра в Мизано, в рамках Гран-При Эмилии-Романьи. Но это правило будет действовать не для всех: Yamaha и Honda останутся в рамках системы концессий, им будет позволена любая деятельность в плане R&D, вплоть до создания принципиально новых двигателей, испытания их и внедрения.
Так же в 2002 году было, когда появился класс MotoGP вместо 2-тактного GP500: в первый сезон на стартовую решетку допускались, как новые 990-кубовые прототипы, так и старые 2Т 500 куб.см. К концу сезона большинство команд перешли на 990-кубовые машины. Победу в чемпионате Валентино Росси обеспечил прототип Honda RC211V первого поколения с двигателем V5 объемом 990 куб.см. Для Yamaha первый год MotoGP стал менее успешным, хотя пилотам завода удавалось бороться с Honda. В 2003 году к чемпионату присоединился и завод Ducati со своим Desmosedici GP03, который позволил бороться за подиум с первой же гонки. Иными словами, переход на 4Т состоялся полноценно. Suzuki и Kawasaki присоединились к коллегам и плавно набирали обороты. Никаких концессий тогда не было, и до 2009 года действовало правило свободного выбора партнеров по покрышкам, так что битва шла сразу в двух направлениях - на уровне моторов и обеспечения лучшей передачи мощности. С переменным успехом в обоих сферах.
У Yamaha принципиальной концепцией прототипа YZR серии Mission One (M1) был рядный форм-фактор с 4-мя цилиндрами. Это было необходимо для разработки в рамках MotoGP технологий для последующего внедрения в серийное производство мотоциклов. Ряд моторных технологий, изобретенных в R&D Yamaha Racing, таких как crossplane crankshaft (крестообразный коленвал для рядного двигателя), с помощью которого можно менять углы и порядок зажигания, теперь применяется во всех топ-моделях для гражданского рынка. С помощью crossplane Yamaha удается задавать характер рядным 2-, 3- и 4-цилиндровым двигателям, похожий на V-образный с болеее плавной характеристикой передачи мощности на колесо и "спокойной" пульсацией. Но ключевой технологией всегда была именно Line-4 (рядная четверка).
О том, что этот форм-фактор исчерпал свой потенциал в MotoGP в свете всех применяемых сегодня технологий, а актуальным снова стал V4, в том числе, для Yamaha, заговорили еще в 2022 году, когда стало известно о закрытии Suzuki своей гоночной программы во всех видах мотоспорта. Suzuki и Yamaha оставались сторонниками рядных "четверок", но теперь они есть только у Yamaha. Именно в тот период заговорили, что и Yamaha будет вынуждена перейти на V4. Но это меняет в сущности весь проект разработки прототипа, нужны иные инженеры с иным опытом.
Yamaha наняла на работу нескольких специалистов с богатым опытом из числа бывших топовых сотрудников Ducati и Aprilia. Цель никогда не раскрывалась. Но слухи не утихали: Yamaha делает новый прототип с двигателем V4. Ни у кого нет явных доказательств, что это происходит, поскольку работу ведут в Японии, и тесты (если они ведутся) засекречены. Никаких утечек, кроме разговоров.
Но Массимо Ривола уверен, что это именно то направление, в котором Yamaha следует двигаться, если они хотят вернуть былое величие. Но Риволу немного беспокоит, что переход на новый двигатель может состояться под прикрытием концессий и правила заморозки разработки моторов - в ущерб Aprilia, KTM и Ducati.
«Мы согласны, что разработку моторов можно заморозить, - заявил Ривола. - Но мы хотели бы, чтобы правила были равными для всех. Если Yamaha хочет разрабатывать V4, хорошо, поскольку они и так в концессионном классе "D", им это можно. Но если с внедрением нового мотора они вдруг выстрелят и смогут завершить сезон в классе "C" [где сейчас находятся Aprilia и KTM, прим. МОТОГОНКИ.РУ], мы считаем это уже не совсем корректным. Yamaha сделала встречное предложение: они против правила заморозки для всех, и мы не совсем согласны, что всё честно по отношению к нам».
Aprilia ведет разработку нового мотора под правила 2027 года, когда объем двигателей сократится до 850 куб.см. И это будет V4, такой же, как сейчас на Aprilia RS-GP.
«Я не моторист, но хорошо понимаю преимущества [этого форм-фактора]. История и механические особенности подтверждают корректность нашей концепции, так что мы остаемся приверженцами V4. Если это всё - правда, и в Yamaha думают в том же направлении, они думают правильно. С технической точки зрения, это было бы верным решением. Весь вопрос в реализации. Мы обсуждаем такие вещи в рамках MSMA и с Комиссией FIM по Большим Призам» - добавил Массимо Ривола.