МОТОГОНКИ.РУ, 16 июня 2023 - На Sachsenring состоялись 24 гонки Королевского класса (20 в MotoGP и еще 4 в GP500), и с 1998 года на подиум поднимались неизменно пилоты Honda, как минимум, один из них. Но большинство гонок заканчивалось однозначно - победой прототипа Honda - 17 из 24.
Мик Дуэйн заложил основы традиции - побеждать в Sachsenring на Honda
Как Sachsenring стал площадкой Honda
Мик Дуэйн, Макс Бьяджи и Алекс Кривье оккупировали дебютный подиум GermanGP в 1998 году, причем, партнер Бьяджи - Алекс Баррош дополнил ТОП-4. Так вся история началась. В 1999 произошло нечто: Алекс Кривье ошибся и пропустил на 1-е место Кенни Робертса-мл., и так завод Suzuki смог записать на свой счет первую и единственную победу на Саксонском Кольце, но больше такого шанса представителям Хамамацу никто не дал. В 2000, с приходом в MotoGP Валентино Росси, началась новая эра. За победу в Оберлунгвице сражались между собой Валентино и Алекс Баррош, и бразилец опередил Росси на финише всего на 0.078 секунды, но оба они ехали на Honda NSR500; подиум дополнил тот же Кенни Робертс-мл. на том же Suzuki RGV500, непосредственно в схватке за победу американец не участвовал.
Золотая троица Honda - Баррош, Бьяджи и Хейден
22 июля 2001 года пилотам Yamaha удалось произвести переворот в событиях и сделать то же, что в 1998 - Honda: Макс Бьяджи, Карлос Чека и Шинья Накано заняли подиум, а Норику Абе досталось 4-е место. Ближайшим Honda на финише оказался Баррош, в 19 секундах позади от лидера. Тот уикенд можно считать исключением, но три красных Yamaha YZR захватили лидерство с самого начала и доминировали в заезде на раскаленном до +54 градусов асфальте Sachsenring.
Валентино Росси на заводском Honda RC211V (2002)
Росси вернул Honda победу в 2002, в 2003 Сет Жибернау поспорил с Валентино за 1-е место - оба ехали на новеньких заводских Honda RC211V. В 2004 Макс Бьяджи, Баррош и новобранец MotoGP Никки Хейден - все трое на Honda RC211V - встретились на подиуме. Дани Педроса выиграл гонки 2007 и 2010 годов, еще несколько раз взошел на подиум вместе с напарниками. С приходом в MotoGP Марка Маркеса, Honda Racing окончательно заграбастала себе доминирующую позицию на Sachsenring: Марк выиграл все гонки MotoGP с 2013 по 2019, а затем, вернувшись в строй после травмы, повторил успех в 2021, взяв в сумме 11 побед (плюс к GP125 и Moto2).
В чем фишка?
Главным преимуществом Honda на Sachsenring является... сам Sachsenring - дизайн трассы очень важен в данном случае. Короткий круг с достаточно узкой дорожкой, созданный специально для мотогонок, с поворотами среднего радиуса и тремя зонам очень жесткого торможения - всё это идеально подходило для Honda. Поскольку 4-тактный прототип RC211V унаследовал шасси NSR500, все сильные стороны прототипа Honda на Sachsenring сохранились.
Короткое и очень жесткое шасси с высоко посаженным V-образным двигателем идеально подходило для Кольца, а гонщики Honda знали, как извлечь из этого максимальную выгоду. В работе с Honda RC213V пилоты Корпорации всегда плясали от переднего колеса, то есть, строили работу, опираясь на вращении мотоцикла вокруг front-end и хорошего, уверенного держака.
Боевые тесты в Ле-Мане и Муджелло выявили две характерные особенности новой рамы Kalex-Honda: она прекрасно работает в узких поворотах и на коротких виражах, а на длинных скоростных - хуже, чем японская рама. Маркес продолжает работу с Kalex и считает, что это идеальное шасси для битва за Sachsenring.
Мест для обгона на Sachsenring не так много, и торможение всегда имело значение. Лучше Honda на других мотоциклах с этим справлялись только двое - это Кейси Стоунер на Ducati и Валентино Росси на Yamaha, каждый по своей причине.
Наиболее опасным противником для Honda на Sachsenring в начале эры MotoGP были заводские пилоты Yamaha, потому что у YZR-M1 было шасси старого, но уже проверенного YZR500, с близкими к оптимальным балансом и поворачиваемостью. Именно выдающаяся управляемость помогла Валентино Росси перехватить инициативу у Honda в 2005-06 годах, а затем, с приходом в FIAT Yamaha Хорхе Лоренцо, порадовать взыскательную немецкую публику парой очень близких внутрикомандных дуэлей. Победа Росси над Лоренцо в 2009 вошла в анналы истории, как одна из выдающихся и красивых.
Пилоты Ducati всегда серьезно страдали в Германии, поскольку длинное и низкое шасси Desmosedici не позволяло проходить узкие повороты Sachsenring достаточно безопасно, как это делали «японцы». Сколько вылетов Ducati произошло с 2004 по 2016 годы в связке 2-3-4 поворотов!!! Это стало классикой, особенно, на первых двух кругах, когда свежие покрышки еще не достаточно прогрелись.
Если перемены произошли, то мы узнаем об этом здесь!
Но с 2014-16 года произошло много перемен, и новые покрышки Michelin обеспечивают непревзойденный держак, что облегчает задачу Ducati по передаче мощности на трек. И если курс, взятый командой Луиджи Даль′Иньи был верен во всем, то победа Ducati (или даже вдойной-тройной подиум) могут стать доказательством, что мировой порядок в MotoGP окончательно переменился.
Гонка 2022 года уже могла бы стать таким доказательством, но она серьезно отличалась от многих других. Во-первых, в ней не участвовал Марк Маркес (в этот момент он проходил реабилитацию после операции в Америке). Во-вторых, Фабио Куартараро сделал всё правильно сразу, выиграв Гран-При уже на старте. Он не позволил Пекко Баньяе развить успех и использовать сильнейшие стороны Ducati, связав соперника по рукам и ногам плотной борьбой. Переоценка возможностей покрышек и поведения Ducati привела Баньяю к неожиданному (для него) вылету в начальной стадии заезда.
Куартараро использовал главную силу Yamaha YZR-M1 - лучшую поворачиваемость по сравнению с Ducati GP22: захватив лидерство на старте, Куартараро побил Баньяю в короткой дуэли на торможении на втором круге, ввернув M1 в 1-й поворот так, как Пекко не смог бы сделать. Подогретый этим уколом итальянец окончательно "перегрелся" на следующем круге. Он не понял, в какую ловушку заманил его Фабио. Срыв переднего колеса Ducati произошел без всякого предупреждения на выходе из 1-го во 2-й поворот - Пекко зашел в 1-й поворот по слишком крутой траектории, на перекладку шел с явно завышенной (для Ducati) скоростью, да еще и поддал газу.
Гран-При Германии 2022 года Куартараро проехал просто безупречно, никому из преследователей не удалось его догнать, хотя претенденты были. Жоан Зарко оказался ближайшим на подиуме, но больше всех прогресс по ходу гонки продемонстрировал Джек Миллер, тогдашний напарник Баньяи по Ducati Lenovo Team.
Что изменилось с 2021 года? Прежде всего, все Ducati подобрались вплотную к ТОП′у. Вероятно, и у Баньяи был шанс побороться за победу с Куартараро на последних стадиях гонки в 2022, но такой сверхспособностью обладает только Зарко - вот, кто умеет сохранить резину до последнего и начать прорыв, когда до финиша остается 3-4 круга, когда другие уже не могут ни тормозить, ни ускоряться.
Но кого не хватает в списке претендентов?
Aprilia и KTM. В 2023 году Aprilia вряд ли будет в числе претендентов на подиум. Человек, который хотел бы и мог бороться за подиум - Алеш Эспаргаро вступает в уикенд с двойным переломом правой пятки и разорванными связками, и вообще пока не ясно, как ему удастся пройти это испытание. Кроме того, концепция RS-GP схожа с Desmosedici, и этот байк великолепно работает на трассах с длинными скоростными поворотами и прямыми, благодаря хорошему уровню развития аэродинамики. Здесь же требуется масса физических усилий, чтобы вращать мотоцикл в поворотах - сейчас у Алеша нет столько сил. Впрочем, большинство пилотов MotoGP называют Sachsenring - «легким треком» с точки зрения физических усилий, потому что он преимущественно левосторонний, а травмируют гонщики обычно правые конечности. У них есть время немного отдохнуть на дуге между 5-м и 10-м поворотами.
А вот KTM - тут есть масса нюансов. Из всех актуальных прототипов MotoGP именно KTM RC16 наиболее близок к Honda RC213V по своим свойствам и геометрии: короткое шасси, V-образный двигатель с высокой точкой посадки, жесткая рама, высокий уровень поворачиваемости, юркость и требовательность к точнейшему контролю над front-end. Наконец, двигатель KTM уже несколько раз продемонстрировал запредельный потенциал по мощности и топовой скорости. На Sachsenring топовая скорость не имеет такого значения, как в Муджелло, но рывок в гору на старт-финишной прямой - это место силы сильных и место боли для тех, у кого мощности может не хватать. В остальных местах приложение лошадок не играет такой роли. Похожий на Sachsenring трек - Circuito de Jerez, где узкая дорожка сочетается с крутыми поворотами.
Как провели Гран-При Испании в этом году напарники по Red Bull KTM Factory Racing? Джек Миллер и Брад Биндер доминировали большую часть гонки, сражаясь, преимущественно, между собой. И позицию лидера они упустили только по этой причине. Но как они проехали гонку, это - тема! Sachsenring может стать вторым шансом на двойной подиум.
Sachsenring прямо сейчас - пока солнечно и сухо
Три дня уикенда - три разных ситуации в 2023
На Sachsenring стартуют свободные практики. Погода в Саксонии в эти выходные может подкинуть пару сюрпризов. Например, в четверг, сразу после пресс-конференций паддок накрыло ливнем, но уже через полчаса после этого разогретый солнцем асфальт был снова сухой.
Прямо сейчас на Sachsenring солнечно и сухо, но прогноз говорит другое.
Разница по температурам по ходу уикенда будет меняться радикально: сегодня ожидается, максимум, +20 и дожди в середине дня; к воскресенью Саксонию накроет волна жары и температуры в разгар дня достигнут +27-29 градусов. Но каждый день Гран-При Германии - ключевой: в пятницу нужно пробиться в Q2 любыми средствами; в субботу - провести FP3, чтобы подготовиться к квалификации в актуальных погодных условиях; воскресная гонка будет совершенно отличаться от субботнего спринта, как по настройкам, так и по выбранным комплектам резины.