МОТОГОНКИ.РУ, 12 июня 2024 - На первом послевоенном саммите Международной Мотоциклетной Федерации, состоявшемся в 1947, она была переименована в FIM (Fédération Internationale Motocycliste). На состоявшемся в январе 1949 года симпозиуме FIM было объявлено о создании единого международного чемпионата мира по кольцевым мотогонкам.
Основание Больших Призов
Тогда в мире еще не было национальных серий, классов и понятий, различающих серийные и прототипные мотоциклы. В то время, они классифицировались строго по кубатуре: были 125-кубовые, 250-кубовые, 350-кубовые, 500- и 1000-кубовые двигатели, все вперемешку - 2- и 4-тактные. В гонках использовались серийные версии с небольшими доработками (с них, обычно, просто снимали лишние для гонок детали, чем всё и ограничивалось).
![Трасса Mountain Course на острове Мэн (1949 год) Трасса Mountain Course на острове Мэн (1949 год)](http://motogonki.ru/images/news/newsimage_202406121450062.png)
Трасса Mountain Course на острове Мэн (1949 год)
Великобританию можно назвать родиной кольцевых мотогонок, поскольку именно там, на острове Мэн проводилось традиционное ежегодное событие - турист-трофи Isle of Man TT, где каждый желающий мог подать заявку и выйти на старт гонки на время по длинному кругу, образованному дорогами общего пользования вокруг острова - Mountain Course. Гонки турист-трофи на закольцованных дорожных трассах были и в Европе, например, в Голландии (в Ассене). Но остров Мэн стал первым местом, где сами собой сложились условия для формирования классификаций - участников стало достаточно много. FIM определила эти классы и обозначила даты проведения первого события в истории чемпионата мира Мотоциклетных Больших Призов, в 2002 году получившего привычное нам короткое имя - MotoGP. Официально, чемпионат, как и в 1949 году, в документах называется FIM Grand Prix World Championship.
Даты первой гонки - почему их несколько
Isle of Man TT - это не какой-то отдельно взятый уикенд, а событие, растянутое почти в две недели. Обычно, IOMTT укладывается в 10 дней от первых тренировок до решающей в гонки в самом зрелищном классе Senior TT. Гонки в разных классах проводятся в разные дни. Так было в 1949 году, так есть и сейчас. Поэтому, первые Большие Призы были разыграны не в один день, а разбросаны на дистанции от 9 до 17 июня.
![Джоф Дюк, первый победитель гонок Мото Гран-При (на фото - награждение 1951 года) Джоф Дюк, первый победитель гонок Мото Гран-При (на фото - награждение 1951 года)](http://motogonki.ru/images/news/newsimage_202406121530392.jpg)
Джоф Дюк, первый победитель гонок Мото Гран-При (на фото - награждение 1951 года)
Согласно официальным данным FIM, самый первый Гран-При в рамках Isle of Man TT был вручен Джофу Дюку 10 июня 1949 года. Это была гонка Clubmans Senior TT, где вместе с британскими гонщиками вышли на старт подавшие заявки в FIM пилоты из Европы. Им предстояло пройти 3 полных круга по острову Мэн, более 111 миль или почти 180 км. Погода, согласно рассказам ветеранов, была неплохой в тот день, однако, падений и вылетов хватало - в заезде из 42 вышедших на старт доехал 31 пилот.
Джоф Дюк на 500-кубовом Norton выиграл гонку, показав среднюю скорость на круге в 82.97 мили/час и проехав 3 круга за 1 час 21 минуту 53 секунды, став не только победителем заезда Clubmans Senior TT, но и обладателем первого Большого Приза.
![Джоф Дюк, первый победитель гонок Мото Гран-При Джоф Дюк, первый победитель гонок Мото Гран-При](http://motogonki.ru/images/news/newsimage_202406121531192.jpg)
Джоф Дюк, первый победитель гонок Мото Гран-При
13 июня 1949 года на острове Мэн состоялась гонка в классе 350 куб.см., который в тот момент был назван FIM главным классом Гран-При - «Королевским». В то время, класс «350» был действительно самым массовым и популярным, как в Британии, так и в Европе. Гонка проводилась в рамках заезда Clubmans Junior TT, в ней участвовали более 100 (!!) человек, 75 из которых смогли пройти всю дистанцию в 4 круга или 425 км, на что потребовалось более 3 часов и 10 минут. Та гонка также унесла жизнь Бэна Дринкуотера.
Были заявлены гонщики на мотоциклах AJS, Norton, Velocette и Excelsior, преимущественно, британцы. Но были и итальянцы, немцы, французы. В общем, достаточно для розыгрыша Большого Приза.
![Самая первая гонка Мото Гран-При - Фредди Фрит на Velocette возглавляет заезд 1949 года Самая первая гонка Мото Гран-При - Фредди Фрит на Velocette возглавляет заезд 1949 года](http://motogonki.ru/images/news/newsimage_202406121554242.jpg)
Самая первая гонка Мото Гран-При - Фредди Фрит на Velocette возглавляет заезд 1949 года
Первым победителем Гран-при в Королевском классе (350) стал британец Фредди Фрит, один из немногих, кому посчастливилось выиграть гонки Isle of Man TT, как до войны, так и сразу после нее. Фрит представлял Velocette, и на этом мотоцикле он смог пройти 425 км за 3 часа 10 минут 26 секунд. На подиум вместе с ним взошли Эрни Лайонс на таком же мотоцикле, а также Атри Белл на Norton, оба проиграли Фриту более минуты.
Наконец, 17 июня 1949 года был разыгран и комплект наград в классе «250» - Lightweight TT. Здесь примущество было уже за итальянскими моторами. Победу в гонке одержал британец Мэнлифф Баррингтон на Moto Guzzi, которому на 4 круга понадобилось 3 часа 23 минуты и 13.2 секунды. Вторым стал Томми Вуд на таком же Moto Guzzi, третьим - Роланд Пайк на Rudge.
Великие чемпионы
За 75 лет в Мото Гран-При было разыграно 126 титулов во всех классах.
56 гонщиков стали чемпионами более чем в одном классе, 70 взяли титулы лишь раз в своей карьере или многократно, но только в одной категории.
![Джакомо Агостини Джакомо Агостини](http://motogonki.ru/images/news/newsimage_202406121550582.jpg)
Джакомо Агостини
Джакомо Агостини был и остается самым титулованным мотогонщиком всех времен, благодаря 15 мировым титулам: 8 из них он взял в классе 500 куб.см., 7 - в классе 350 куб.см. Агостини доминировал в чемпионате с 1966 по 1975 год, выступая одновременно сразу в двух классах - выходил на старт по два раза в день, поэтому смог записать на свой счет 122 победы в Мото Гран-При и заработать за карьеру 1577 очков.
Анхел Нието стал чемпионом мира 13 раз в младших класса и является самым титулованным испанским гонщиком в истории: 7 раз он выиграл титулы в классе GP125 и 6 в классе 50 куб.см.
У трех гонщиков есть по 9 титулов: итальянцы - Карло Уббиали (6 в GP125 + 3 в GP250) и Валентино Росси (7 в MotoGP, по 1 в GP125 и GP250), а также у британца Майка Хейлвуда (4 в 500 куб.см., 2 в 350, 3 и 250).
8 титулов есть только у одного - действующего пилота MotoGP: Марк Маркес выиграл 6 раз в MotoGP, по одному - в Moto2 и GP125. Учитывая настрой Маркеса на 2025-26 год, он намерен взять еще, как минимум, один титул в MotoGP, чтобы сравняться, а еще лучше - превзойти Валентино Росси. Если Маркесу удастся его план, он станет 3-м самым успешным мотогонщиком в истории с 10-ю мировыми титулами.