МОТОГОНКИ.РУ, 8 апреля 2025 - Losail International Circuit, переименованный в 2022 году в Lusail International Circuit, был построен поистине в рекордные сроки, менее чем за год в окрестностях Дохи, близ деревни Лусаил, которая сегодня разрослась в современный процветающий пригород катарской столицы, поскольку этот район был избран властями для развития национального проекта - продвижения Катара как прогрессивной страны, готовой принимать на высшем уровне самые крупные спортивные события, как MotoGP, Формула-1, Кубок или чемпионат мира по футболу, также быть круглогодичной тренировочной площадкой для профессиональных спортсменов и любителей.
Строительство автодрома началось зимой 2003 под руководством проектного бюро Tilke Engineering Германа Тильке, которое, кстати, затем получило и предложение на реконструкцию в 2023 году.
На площадке круглосуточно в несколько смен работали более 1000 строителей, бюджет составил 58 миллионов долларов. Официальная сдача пустынной трассы состоялась 30 сентября 2004 года, а 2 октября там состоялось и первое событие - Гран-При Катара по MotoGP под эгидой FIM, полностью спонсированное QMMF (Катарской Авто- Мото Федерацией).
Автодром длиной 5380 м в 16 поворотов (10 правых и 6 левых) стал одной из жемчужин в коллекции Tilke Engineering. Разнообразная по дизайну трасса также имеет одну из самых длинных стартовых прямых в календаре MotoGP - 1068 м, где установлено несколько рекордов максимальной скорости на предсезонных тестах.

WSBK Qatar - на старте с проектировщиком Losail International Circuit Германом Тильке
перейти в фотогалерею
Надо отметить, что с осени 2004 и до зимы 2023-го на Lusail International Circuit никогда не производилось никаких ремонтов, обновления асфальта и даже его регламентной замены. Почему? Ведь по мануалу Германа Тильке смену асфальта хорошо бы проводить не реже чем раз в 8-10 лет.
В 2014 году, на открытии этапа World Superbike Герман Тильке объяснил это так: здесь уникальный момент - автодром построен в Аравийской пустые на недвижимой природной бетонной подушке толщиной в 17 метров!
Этот слой природного бетона образовался в прибрежной зоне залива Корниш за миллионы лет. Раньше эта часть полуострова была морским дном, многометровые отложения органики сформировали смесь с идеальным соотношением известняка и песчаника. Собственно, этот бетон добывается открытым способом всего в нескольких километрах от автодрома - из него сделана вся Доха, все дворцы шейхов, все дома, мосты и небоскребы, дороги. Благодаря стабильности бетонной подушки, Losail International Circuit простоял 20 лет, и на всей поверхности трека за это время не появилось ни единой трещины или неровности. И, кстати, именно этот бетонный панцирь является естественным саркофагом, который хранит неисчерпаемые запасы природного газа, за счет которого Катар и разбогател...
Лишь одна проблема вскрылась лишь через много лет после строительства: учитывая сухую пустынную природу, в проект автодрома не были включены системы дренажа. Но оказалось, что дождь в пустыне не просто возможен, а может иметь катастрофические последствия... об этом чуть позже.
Первый Гран-При MotoGP
Первая гонка Мото Гран-При состоялась 2 октября 2004 года, сразу после открытия трассы. До того, в Лусаиле не проводилось никаких событий, даже тестов. Первые же сессии вскрыли несколько особенностей: новый асфальт оказался чрезвычайно скользким при температуре воздуха +35 градусов, а из пустыни ветром на трассу надувало много пыли и песка.

Стартовая решетка Гран-При Катара и следы от резины, оставленной механиками Росси
История Гран-При Катара сразу началась со скандала. В ночь с 1 на 2 октября две группы поддержки пилотов MotoGP, а именно Валентино Росси и Макса Бьяджи вышли на стартовую решетку и стали натирать стартовые позиции своих гонщиков резиной, чтобы обеспечить им лучший старт. Метод "натирки" был традиционным: механики на командных скутерах отжигали резину, чем и привлекли внимание конкурирующих команд. Те, разумеется, на следующее утро стукнули в Дирекцию. Так что Росси и Бьяджи получили штрафные 6 секунд к квалификационному времени, так что переместились на последнюю линию решетки. Росси, в итоге, так и не доехал до финиша, пытаясь прорваться вперед - вылетел. Бьяджи удалось финишировать на 6 месте.
Победу в той гонке одержал Сет Жибернау. Говорят, что именно его механики застукали Росси и Бьяджи и доложили об этом властям, и что именно по этой причине между Валентино и Сетом навсегда пробежала черная кошка - они стали заклятыми врагами, как на треке, так и вне его. Именно в тот день Валентино Росси "проклял" Жибернау, заявив итальянским журналистам буквально - «Он больше не выиграет ни одного Гран-При!» - это вошло в историю как «проклятие Росси», поскольку оно действительно сработало, и Жибернау больше не выигрывал гонок MotoGP, а Росси затем стал 9-кратным чемпионом мира.
Перенос Гран-При Катара в начало сезона
В 2005 году Гран-При Катара уже выиграл Росси. Но он сам, а также ряд других команд сделали заявление, что выступать в Лусаиле днем при палящем солнце, когда асфальт прогревается до температуры +60 градусов, физически невозможно - покрышки "горят", мотоциклы перегреваются, двигатели взрываются и так далее.
Под этим давлением, Dorna решила перенести Гран-При Катара на весну. QMMF получила эксклюзивный контракт - открывать сезон MotoGP на протяжении неограниченного срока.
Также, Dorna зимой 2006 года провела уникальные тесты с целью выяснить возможность организации гонок при искусственном освещении. В тестах участвовали несколько топовых пилотов MotoGP, включая Лориса Капиросси, которые составили карту и инструкции по тому, как, где и под какими углами надо размещать прожекторы и софиты, чтобы они не создавали бликов и не слепили мотогонщиков. По их рекомендациям затем были составлены инструкции.
Свет! Камера! Мотор!
Осенью 2007 года Lusail International Circuit произвел первый глобальный апгрейд автодрома, снабдив его самой мощной в мире системой освещения.

WSBK Qatar - ночные гонки Superbike 2014: прогрев осветительной системы Losail International Circuit
перейти в фотогалерею
К проекту привлеки американскую компанию Musco Lighting из Айовы, известную проектами освещения футбольных стадионов в США, а также Daytona International Speedway во Флориде. Дизайнеры Musco создали сеть осветительных мачт таким образом, чтобы создать постоянную и ровную заливку светом 100% трассы, без явного пересечения и наложения световых пятен. В основу матрицы легли сверхмощные прожекторы рассеянного света Green. Повороты доукомплектованы вторым ярусом софитов направленного света Mitran, направленных сверху-вниз под углом 60 градусов для сглаживания теней. Таким образом, если вы находитесь на трассе, вы не будете отбрасывать тени, под каким углом не встанете или не поедет на мотоцикле.
12 ноября 2007 в Лусаиле состоялись первые тесты системы с привлечением гонщиков всех заводских команд MotoGP, где те оценили саму возможность проведения гонок в данной конфигурации. В тот момент была введена в эксплуатацию только первая очередь, порядка 50% мощности сети. Но и этого хватило, чтобы проезжать круги с достижением максимальной скорости 300 км/ч, четко и безопасно контролируя ситуацию, без бликов, теней и перепадов уровня освещения, как днем.

Алексей Иванов изучает ночной Losail International Circuit: тени падают только в стороны и назад, а спереди - нет!
перейти в фотогалерею
Последняя мачта освещения была установлена в Лусаиле 28 января 2008 года, а 9 марта там состоялась первая гонка Гран-При Катара MotoGP в темное время суток.

WSBK Qatar - ночные гонки Superbike 2014: схема освещения трассы Losail International Circuit
перейти в фотогалерею
Реализация проекта заняла 1300 рабочих часов. Потребовалась установка 1000 мачт освещения, как на крупнейших футбольных стадионах, где их обычно лишь четыре. Кабельная сеть в итоге составила 500 км, а пиковая мощность потребления осветительной сети из 3600 прожекторов - 5.4 МВт. Чтобы подпитывать сеть, на Lusail International Circuit было установлено 44 генераторные станции Pramac для дублирования или дополнительной подпитки энергетической системы Лусаила. Учитывая, что бензин на заправке, расположенной на автодроме, буквально - бесплатный, то дизельные генераторы также можно использовать автономно.
Суммарной мощности генераторов Pramac в 13 МВт хватило бы, чтобы осветить дорогу от Дохи до Москвы - прямую в 3600 км, чего так же хватило бы для освещения 3000 домов в случае отключения электроэнергии
Второй важной частью апгрейда 2007 года стало создание защитного барьера от песка и пыли из 5-метровых зон "астрограсса" - искусственной травы, которая являлась своего рода фильтром, задерживающим песчинки, что действительно здорово помогло в борьбе со скользячкой, особенно, в последней связке поворотов.
Катар стал уникальным в мире мотоспорта
Гран-При Катара 2007, 2008 и 2009 года стали шоу Кейси Стоунера, как под палящим солнцем в 2007, так и под светом софитов в 2008. Выиграв свою первую битву с Валентино Росси в качестве пилота Ducati, Стоунер дважды "щелкал" Доктора по носу, увеличивая отрыв от итальянца на финише - до 5 секунд в 2008 и до 7.77 в 2009 году.
Особенностью проведения гонок в Лусаиле в ночное время (т.е. при искусственном освещении) является то, что температура воздуха и асфальта быстро стремится к балансу. Осенью, в октябре речь идет о примерно +32 градусах (что, впрочем, не ощущается как "жара"). Весной, температуры комфортней - порядка +26.
Под впечатлением от идеи проведения ночных гонок MotoGP, босс Формулы-1 Берни Экклстоун также организовал первую ночную гонку F1 в Сингапуре, которая была признана «лучшим событием сезона».
В 2014 году в Катаре состоялись также и первые ночные гонки World Superbike - финал чемпионата, где пилот Aprilia Racing Сильван Гвинтоли вырвал титул у действующего чемпион Kawasaki Тома Сайкса.
Дождь в пустыне
В 2009 году в Лусаиле произошло экстраординарное событие: из-за проливного дождя накануне Гран-При Катара автодром оказался подтоплен. Отсутствие дренажа сказалось - воде просто некуда было уходить, она скапливалась в низинах, образовав несколько глубоких луж (в одной из таких даже "утонул" автомобиль безопасности BMW). Вода также не могла уйти из зон вылета, которые превратились в озера.

MotoGP: QatarGP - Гран-При Катара 2017 - решено: днем или ночью, если сильный дождь - гонок не будет
перейти в фотогалерею
Чтобы не отменять событие, общим решением, в котором также приняли участие представители телекомпаний, Гран-При Катара 2009 года перенесли с вечера воскресенья на вечер понедельника. За сутки воду из низин и зон безопасности удалось откачать, а трек полностью высох, так что гонки прошли нормально. И все же, несколько вылетов в гравий сопровождались большими брызгами.
Ситуация с подтоплением повторялась дважды после этого, и FIM поставила перед Lusail International Circuit задачу - провести реконструкцию, как минимум, создав систему отвода дождевой воды (дренажа). Реализация проекта затянулась на 7 лет и была реализована только в 2023, когда перед Катаром замаячила перспектива, наконец, заполучить долгосрочный контракт с Формулой-1.
«Лучший автодром в мире»
Реконструкция 2023 года практически не затронула общий дизайн трассы, хотя асфальт и поребрики были сняты на 100% площади трека. Также, была частично изменена заливка бетонной подушки (базового основания под асфальтовой дорожкой). Изменения были произведены для лучшего соответствия требованиям FIA для Формулы-1. Длина гранприйного кольца стала 5419 метров за счет изменения радиуса поворотов в 4-м секторе, а также легкой коррекции еще трех радиусов в других секторах. Также, впервые трасса получила обширную систему дренажа с автоматизированным водоотведением в канализационную систему.
Реконструкция затронула, прежде всего, инфраструктуру сооружения - все ее здания, парковки и вообще, пространство, как в паддоке, так и снаружи. Паддок был перестроен на манер большой аллеи, какие делают на первых линиях фешенебельных морских курортов. Гаражная зона была расширена до рекордных 402 метров (занесено в Книгу Рекордов Гиннесса).

Новый облик паддока Lusail International Circuit
Здания отделаны мрамором и известняком, что сделало паддок гораздо более светлым в целом, даже в вечернее время. Построен 5-звездочный отель с видом на стартовую прямую. Вся территория паддока и его внешние зоны получили освещение и легкий доступ на трибуны. Вокруг автодрома также были построены трибуны для зрителей, чего раньше никогда не было. Сервисные дорожки перенесены, расширены и полностью заасфальтированы (еще в 2014 году они представляли из себя дорожки, засыпанные гранитной крошкой, что усложняло перемещение на скутерах и самокатах).

Обновленный в 2023 году Lusail International Circuit
Иными словами, в 2023 году Lusail International Circuit превратили в одно из чудес света, жемчужину Ближнего Востока, что незамедлительно привлекло в Доху массу туристов и зрителей на Гран-При Катара.
О «магическом влиянии Ф-1»
В первые годы MotoGP посещаемость Лосаила не превышала 8000 человек, включая журналистов и приглашенных гостей (коих было до 1500 человек). Даже в самые жирные годы Мото Гран-При гонки в Дохе ездили смотреть не более 32 тысяч самых страстных фанатов - уж больно дорого и... мало что видно.

Главная трибуна на Гран-При Катара
Реконструкция и «магическое влияние Формулы» полностью изменила ситуацию.
Посещаемость Гран-При Катара Формулы-1 2023 года составила сразу 120 тысяч и выросла до 155 тысяч в 2024 году. Последовавшее за Формулой-1 событие MotoGP 2023 года привлекло 55000 человек, правда, весной 2024 года посещаемость откатилась к отметке в 40 тысяч.
Посмотрим, изменится ли ситуация в 2025, когда появилось столько интриг!
Кстати, Гран-При Катара, как и Таиланд, абсолютно открыты для российских зрителей - достаточно иметь действующий более 6 месяцев загранпаспорт: 30-дневная виза открывается автоматически при въезде в страну в Международном аэропорте Дохи.