МОТОГОНКИ.РУ, 11 мая 2022 - История вопроса в двух словах: британский журналист Мэт Оксли опубликовал переданные ему «надежным, но анонимным источником» материалы - протокол контроля давления в шинах по ходу Гран-При Испании; если судить по этому протоколу, Пекко Баньяя имел преимущество над Фабио Куартараро, благодаря сниженному давлению с переднем колесе. На протяжении всей гонки оно было ниже регламентной нормы в 1.9 бар. Подробнее об этом - MotoGP: Ducati вновь обвиняют в читерстве, на этот раз, в манипуляции с давлением в колесах.
Луиджи Даль′Инья в своем интервью для группы журналистов на он-лайн конференции во вторник, 10 мая, объяснил, что это не было читерством. Проблема заключается в отсутствии единого стандарта датчиков давления и примитивном протоколе контроля поступающих данных. Так что данные о давлении могут различаться в реальности плюс-минус на десятые доли, хотя при замере в боксе или на стартовой решетке это будут всё те же 1.9 бар. Но факт, что по ходу гонки на горячем асфальте, как в Хересе (+47 градусов на момент старта заезда), давление растет и может достигать даже 2.2 бар, при которых держак существенно ухудшается - что и происходило у Фабио Куартараро из Yamaha...
TPMS датчик на колесном диске прототипа MotoGP
История обязательной комплектации прототипов MotoGP датчиками TPMS [tyre pressure monitoring system - система мониторинга давления в колесах, прим. МОТОГОНКИ.РУ] началась в 2017 году после пары больших инцидентов, причиной которых стал разрыв или разбортовка покрышек. Расследования Michelin в каждом из случаев привели к тому, что команды пытались играть с давлением в колесах для обеспечения лучшего пятна контакта. Но это приводило к нарушению нормальной работы Michelin Power Slick. Подробнее: система TMPS была массово протестирована на тестах IRTA MotoGP в Сепанге.
А вот, что поведал Пьеро Тарамассо, ответственный менеджер Michelin Motorsport:
«Факт, что у нас есть правила, которые задокументированы и обязательны для исполнения для всех. Процедура есть, мы ее утвердили. Но действовать она начнет только с 2023 года, так что сейчас никакие штрафные санкции не действуют. Но в следующем году мы начнем наказывать пилотов и команды, которые не уважают регламент».
«В данный момент, штрафов нет. Есть предупреждения, что-то вроде желтой карточки. Но все и так в курсе, что злостно нарушать правила не получится, потому что всё под контролем, так или иначе. Если одна команда делает это, другие видят, что это происходит - информация открыта для всех команд... Мы стараемся работать на доверии. Кстати, с давлением в задних колесах у всех всё чисто. Что касается передних, мы фиксировали подобную ситуацию дважды с начала года - у разных гонщиков, на разных мотоциклах разных производителей. Это минимальная погрешность, я бы так сказал. Но со следующего года всё будет гораздо жестче: штраф и никаких вопросов».
Даль′Инья заявил, что проблема в отсутствии стандарта по сбору информации с датчиков. Как будет решаться этот вопрос?
«Да, это тоже факт - мы должны стандартизировать сбор этой телеметрической информации. Сейчас у каждого поставщика колесных дисков свой набор TPMS, но единый протокол передачи данных. Данные можно прочитать удаленно, но основная функция - сбор и мониторинг данных через дата-логгер мотоцикла. Показания с него снимаются инженерами Michelin после каждой сессии с помощью всё того же беспроводного интерфейса. Параллельно с этим, давление проверяют традиционным средствами - с помощью манометров» - говорит Тарамассо.
Система сбора и мониторинга TPMS, которую в 2017 году использовали Michelin
«Мы собираем данные на протяжении всей гонки, чтобы иметь четкие представления о том, как ведут себя наши покрышки, для дальнейшей аналитики. В Moto2 и MotoE те же самые правила и принципы контроля. Но сейчас это, в основном, для мониторинга и будущих исследований, а не с целью контроля за нарушителями».
«Чтобы решить этот вопрос - с точностью сбора данных, - нам нужно обязать всех устанавливать одинаковые датчики (сейчас их - три разных). Мы выберем наиболее точный, потому что погрешность у них разная. Унификация будет отражена в Регламенте 2023 года».
Как команды и пилоты могут обходить правила и имеет ли это смысл?
Пьеро Тарамассо: «На самом деле, практически все делают давление ниже перед стартом гонки, потому что после первых кругов оно повышается от нагрева. Мы начинаете с чуть меньшим давлением, и через 4-5 кругов оно выходит на рабочий уровень. Цель - обеспечить стабильность работы колес от старта до финиша, простая уловка, которую трудно назвать "читерством", потому что все ей пользуются. Это касается передних колес, потому что с задними проблем обычно нет. Но при езде в слипстриме, в зависимости от погодных условий, от асфальта, переднее может здорово менять свои свойства».