МОТОГОНКИ.РУ, 10 мая 2022 - Все знают, что в битве на уровне MotoGP исход сражения может решить любая деталь преимущества над соперником. В последнее время, шинный менеджемент, а также обратная связь пилота с передним колесом и всем front-end - определяющий фактор уверенности в гонках. Дуэль Баньяи и Куартараро в Хересе является наглядной демонстрацией этого постулата. Почему Фабио испытывал серьезные проблемы с передним колесом: говорил, что давление в нем зашкаливало уже после пары первых кругов, а колесо «стало как каменное». И почему Баньяе удалось убежать от француза, не испытывая аналогичных проблем? Наконец, что означали его слова - «мы знали, что у Yamaha будет проблема с передним колесом»?
Мэт Оксли, ссылаясь на предоставленную ему «надежным человеком» распечатку, делает вывод, что в командах Ducati инженеры снова идут на хитрости, чтобы обеспечить своим пилотам превосходство. Вот этот утёкший в эфир протокол:
Утечка - итоговый протокол давления в покрышках Гран-При Испании MotoGP
В двух словах: в нем отмечено, давление в переднем колесе мотоцикла Баньяи было ниже нормы на протяжении всех 25 кругов Гран-При Испании, у Мартина - только на 1-м круге. Но Мартин грохнулся практически сразу после старта гонки. Третьим, кому не удалось справиться с мотоциклом, стал Алекс Ринс - и у него в этом протоколе указано снижение давления (после 11 кругов, когда он выкатился в гравий на большой скорости).
Не совсем понятно, кем и когда и на каких данных он создан. Можно лишь предположить, что это протокол инженерной службы Michelin, которая следит за выполнением регламента. Но почему к Пекко Баньяе и Хорхе Мартину не появилось вопросов сразу после гонки в Хересе?
Смысл слива в следующем: существует правило, прописанное в Техническом регламенте MotoGP - давление в передней покрышке должно быть не менее 1.9 бар (27.6 psi), в заднем не менее 1.7 бар (24.6psi). Эти требования одинаковы для всех и они выведены Michelin экспериментальным путем.
В то же время, снижение давления в покрышке может помочь с увеличением пятна контакта, обеспечив лучший держак. Когда колесо перегревается в жарких гонках, его профиль меняется, пятно контакта уменьшается - именно на это с начала сезона жалуется Куартараро. Но сделать давление ниже, чтобы предотвратить перегрев, Yamaha не может - из-за правил. Но в Ducati, похоже, на это пойти могут!
Michelin никогда не выносила сор из избы, стараясь не создавать прецедентов и скандалов внутри MSMA. Все решалось путем "джентльменского соглашения", когда инженер одной команды шел к другому и указывал ему на некие данные, прося по-хорошему больше так не делать. Но похоже, что кому-то понадобилось надавить на Ducati со стороны.
Новость и копию протокола растиражировали по сети незамедлительно, так что вброс удался, и в пятницу, на очередной встрече Комиссии по Безопасности MotoGP вопросов об этой утечке информации не избежать.
Оксли цитирует этого инженера, не называя его имени: «Для меня совершенно очевидно, что на протяжении длительного времени некоторые команды нарушают шинный регламент. Конечно, мы не рады, потому что так неправильно. Проблема в том, что большинство команд уважают регламент и наше джентльменское соглашение, но некоторые - нет. И это повторяется раз за разом. Поскольку все знают, что сегодня MotoGP чрезвычайно конкурентная серия, все ищут минимальные зацепки, чтобы превзойти соперников. Но нелегальное преимущество - не тот путь, которым они могут победить».
Данные с датчиков давления, расположенных во всех колесах, которые бортует ТОЛЬКО техническая команда Michelin (это жесткое правило), удаленно могут получать только инженеры Michelin. Но корректировать давление и снимать показания с датчиков локально могут все. Единственный способ читерства - снижение давление в покрышке непосредственно перед выездом на стартовую решетку, поскольку на решетке действия механиков находятся под прицелом многочисленных камер, а также глаз соперников.