МОТОГОНКИ.РУ, 9 июля 2024 - Все мотогонщики на треке используют беруши. Это – необходимость. Профессиональные гоночные шлемы имеют идеальную аэродинамику, могут быть прочными и красивыми, но в отличие от уличных и туристических лишены шумоизоляции в угоду снижения массы и нагрузки на шею райдера.
Выпускная система гоночного мотоцикла – это настоящая «двухстволка» 12-го калибра, но которая выстреливает не раз в минуту, а много раз каждую секунду. Звуковая нагрузка гоночного выхлопа превышает 110-115 дБ, что делает езду на мотоцикле не просто некомфортной, а травмирующей. Уровень шума двигателей Moto3 и MotoGP составляет 130 дБ, на грани болевого порога, так что в MotoGP все пилоты и механики в обязательном порядке используют беруши и акустические системы активного шумоподавления (изолирующие наушники, как профессиональные стрелки и артиллеристы).
Беруши решают проблему, практически полностью изолируя слуховой аппарат гонщика от ряда постоянных звуковых раздражителей
Звук своего двигателя – один из них, но также есть постоянный шум ветра, который просто оглушает, когда речь о заезде на 30-40 минут на скорости под 300 км/ч. Также, нельзя забывать, что ехать в «полном вакууме» тоже небезопасно: водителю любого транспортного средства нужно следить за происходящим вокруг, и даже в гонках это работает!

Гонщику нужно четко представлять, что происходит вокруг, где соперник, что они планирует
Вам нужно слышать, как соперники подбираются сзади, как работают их двигатели, где они находятся относительно вас – справа, слева или сзади. Перед стартом гонки, уже в шлеме необходимо слышать голос гоночного инженера. Как быть? Как решается этот вопрос? Чисто механически: в профессиональных берушах есть так называемые фильтры – тонкие каналы со сменными вставками, благодаря изменению диаметра которых можно выбирать частотный диапазон, который будет «проходить» через беруши и достигать слуха райдера без искажений; при этом, остальные частоты будут глушиться самим материалом затычки.
Беруши есть трех видов
Самые простые из полипропилена можно купить в любой лавке канцтоваров, они снижают уровень шума на 35 дБ. Такие используют для сна, поскольку такого уровня защиты достаточно.

Беруши обыкновенные
Использовать их для езды на мотоцикле можно: уровень внешних шумов на гоночном треке будет, как если бы вы ехали по оживленному шоссе среди автомобилей со стандартными выхлопными системами. Обычно, такие беруши одноразовые. Минус один: когда они принимают свою начальную форму и заполняют ушной канал, начинают оказывать давление; и если у вас узкий ушной канал, длительное ношение берушей приведет к дискомфорту и желанию поскорее от них избавиться.

Беруши силиконовые, многоразовые
Силиконовые многоразовые беруши в форме зонтика – это уже более сложный продукт, который имеет много дизайнов и назначений. Есть специальные беруши для езды на мотоцикле со сменными фильтрами. Фильтр – миниатюрный цилиндр, который вставляется в канал, ведущий снаружи – внутрь. В фильтре есть сквозное отверстие. Соответственно, меняя фильтр, можно варьировать уровень блокировки частот – от полной блокады до весьма обширного диапазона.

Беруши с активным шумоподавлением
Третья версия – наиболее «технологичные» беруши для сна и для работ в агрессивной среде. Они оснащаются системой шумоподавления – пассивного (за счет сменных фильтров большого диаметра) или активного (электронного). Эти беруши аналогичны по дизайну силиконовым, но имеют широкую шляпку с внешней стороны, которая закрывает большую часть ушной впадины. Такие также используют спортсмены, стрелки и строители, но только в тех случаях, когда не нужно надевать наушники или плотно прилегающий шлем. Под шлемом, особенно, если внутренняя обивка плотно прилегает к уху, может возникнуть дискомфорт и даже травма.
Но есть и еще один тип – беруши, изготавливаемые на заказ, персонально под конкретного человека и его внутренний ушной канал. Именно такие протестировал на «Игора Драйв» Антон Федоров из команды Ratchet Motorrika

Антон Федоров, команда Ratchet Motorrika
У нас появилась возможность протестировать персональные беруши, созданные эксклюзивно под мои уши. Смысл процедуры – в создании индивидуального слепка внутреннего уха с последующей репликацией формы канала, присущей только вам.
После того, как мы поехали в офис производителя, где с меня сняли мерку, мы получили беруши прямо перед стартом этапа «Моторинг» на «Игора Драйв». Беруши сразу пошли в работу, без дополнительных примерок и тюнинга – точно в том виде, в котором мы их «заказывали». Ожидания оправдались: сделанные точно по слепку беруши, идеально сели – и сразу поехали на трек. На двух сессиях перед квалификациями удалось в них поездить, чтобы оценить, насколько они удобны по сравнению с обычными силиконовыми берушами, которые я использовал регулярно.

Беруши 44Sound изготовленные по персональному заказу
Мы просили изготовить для сравнения два комплекта – беруши с фильтром на определенную частоту и ограничение по децибелам, а также «глухой» вариант без фильтра и сквозного отверстия.
Беруши с фильтром оказались очень шумными даже по сравнению с обычными силиконовыми, даже в режиме трек-дня, не говоря уже о гоночном режиме. Поездив в них, пришла в голову мысль, что этот фильтр прекрасно подошел бы для езды в городе с гарнитурой, установленной в обычном уличном шлеме с хорошей шумоизоляцией. Но не в гоночном.

Беруши 44Sound изготовленные по персональному заказу
«Глухие» беруши гораздо комфортней для гоночного использования. Любой материал имеет определенную пропускную частоту, и материал, из которого изготовлены эти беруши, прекрасно справляется с блокадой беспокоящих шумов – будь то ветер, шум собственного двигателя и шум приближающего двигателя соперника. И то, и другое есть в «эфире», но на комфортном уровне и не мешает концентрации внимания. Я стоял на стартовой решетке уже в шлеме и отчетливо слышал разговоры механиков.
Сравнительные тесты на гонках показали явный выбор в пользу «глухих» берушей, это оправдано
В чем преимущества персональных берушей?
При использовании многоразовых силиконовых берушей в форме зонтика есть такой эффект, что в напряженной обстановке или жаре, если в ухе повышается влажность, попадает капелька пота, затычка начинает приходит в движение, что вызывает дискомфорт и может снизить эффективность ее работы. Беруши, изготовленные четко под твой ушной канал, сидят как влитые по очевидной причине, поскольку они плотно прилегают по всей площади ушного канала.

Антон Федоров, команда Ratchet Motorrika
Еще одна особенность персональных берушей, это гарантированное соответствие толщины затычки ушному каналу. Не всегда удается подобрать комплект универсальных берушей идеального размера. Беруши должны сидеть плотно, но не давить и не тереть поверхность внутреннего уха. Персональные беруши лишены этого недостатка. И они совершенно не мешают, не ощущаются под шлемом.
Старт гонки Моторинг: Антон Федоров возглавляет заезд
Вердикт:
Данные беруши мне очень понравились, и я буду продолжать ими пользоваться. Я уже побывал на тренировке в закрытом помещении, и это также хорошо сработало на MiniGP-мотоцикле. Плюс, просил изготовить беруши с веревочкой, чтобы они всегда висели у меня на шее и не терялись, что производитель сделал (и что мы успели испытать до того, как начать ими пользоваться). Поставляются беруши в индивидуальной упаковке, они моющиеся и рассчитаны на очень длительный срок эксплуатации. Готов ли я их рекомендовать коллегам? Да, это тот продукт, который не будет лишним в мотогонках!