МОТОГОНКИ.РУ, 28 августа 2025 - Письмо было подписано двумя генеральными директорами - от Mercedes-Benz Group выступил Ола Келлениус (Ola Källenius), а Маттиас Цинк (Matthias Zink) представлял группу компаний по производству систем трансмиссий и шасси Schaeffler Gruppe.

Генеральный директор Mercedes-Benz Group Ола Каллениус (Ola Källenius)
Основным посылом письма было, что в нынешних условиях требование ЕС (прежде всего, к европейским производителям транспортных средств) о постепенном снижении объемов производства автомобилей, грузовиков и мотоциклов с ДВС и плавной замене их на транспортные средства с «альтернативными» ("зелеными") силовыми установками не является выполнимым, поскольку ДВС составляет основу индустрии и бизнеса компаний, и дальнейшая кастрация технологий просто приведет к краху крупнейших компаний.
«Достижение жестких целевых показателей по выбросам CO2 для легковых автомобилей и фургонов к 2030 и 2035 годам в сегодняшнем мире просто нереально» - цитирует письмо Reuters
Они сообщают, что есть три основных момента.
Во-первых, невозможно снизить сами выбросы CO2 ниже тех значений, которых удалось добиться на данный момент чисто технологически. ЕС предписывает автопроизводителям снизить выбросы на 50% по сравнению с показателями 2021 года для легковых автомобилей и на 55% для комтранса к 2030 году. Каждый новый шаг, который компании делают в этом направлении, делает транспортные средства неподъёмно дорогими при отсутствии альтернатив, а внедрение новых технологий ДВС в коммерческую эксплуатацию требует от 3 до 5 лет. Японцы поняли эту ситуацию гораздо раньше, поэтому сейчас активно внедряют усовершенствованные ДВС в производственные программы.
Во-вторых, сама идея замещения транспортных средств с ДВС на электромобили провалилась. Европейские производители стали слишком зависимыми от азиатских поставок, и любые шаги Китая по их сокращению или контролю сразу приводят к коллапсу в планировании производства. Прежде всего, ощущается нехватка компонентов для производства аккумуляторных батарей, основы (и главной составляющей стоимости) современных гибридных автомобилей и электромобилей. Если однажды Китай решит полностью отказаться от поставок редкоземельных металлов в Европу с целью защиты своих производителей, заводы ЕС просто встанут.
Наконец, ключевой момент: никакого революционного обновления инфраструктуры для новой "системы" за последние 2-3 года в Европе не произошло. Инфраструктура поддержки EV (чистокровных электромобилей) и HEV (гибридов) не поспевает за объемами продаж. Не хватает самих зарядок; не хватает мощностей для питания уже существующих стационарных зарядных пунктов; не хватает мощности в домохозяйствах, а потребление и стоимость электричества неуклонно растут. Кто бы мог подумать?
Reuters сообщает, что доля электромобилей в Европе составляет всего 15%, а на рынке комтранса и того меньше - 9%. Это не позволяет производителям воплощать главную директиву ЕС - она ведет их к неминуемому краху в ближайшие годы
Европейская Ассоциация автопроизводителей уже отмечала, что поддержка тренда на снижение выбросы CO2 ведет к слишком большим издержкам, при которых они теряют конкурентоспособность. И что обозначенные "зелеными" рамки в 55% для легковых авто и 50% комтранса следует пересмотреть. И уж точно, к 2035 году никакого перехода на "чистую" энергию не произойдет.
Почему моторный спорт вдруг стал играть важную роль
Речь вообще не об авто- или мотоспорте, а об индустрии в целом. Автоспорт, как и мотоспорт могут быть витриной передовых технологий, но там их только начали обкатывать, и разработчики ведущих R&D заводских проектов уверены: к 2035 они не придумают революционных технологий для замены ДВС.

Маттиас Цинк представляет новую разработку Schaeffler Gruppe для BMW Motorsport
Однако, есть уверенность, что ведущие разработчики могут радикально снизить вредные выбросы, если не до 100%, до действительно в разы по сравнению с тем, что есть есть, применяя другие подходы, например, топливо, синтезированное под конкретные условия применения. Внедрение всего этого займет от 5 до 10 лет, то есть к 2035 году разработчики только придут к поиску решения, а не к глобальному его внедрению.
Технологи из мира моторного спорта, напрямую связанные с заводскими инженерами головных предприятий, создают будущее здесь и сейчас, и они уверены, что потенциал ДВС не исчерпан, и на ближайшие 35-50 лет нам хватит современной 4-тактной технологии. Тем более, что она продолжает совершенствоваться
Например, в самом важном с точки зрения развития моторных технологий чемпионате мира по MotoGP переход на 100% синтетическое топливо намечен на 2027 год.
Сейчас, в 2025 году - первая ступень этого перехода, использование 40% био-топлива, которая показала, что это не влияет на производительность современных систем ДВС, поскольку те имеют грандиозный запас мощности, которую физически трудно реализовать на 100% - она уже достигла и превысила расчетные 300 л.с. на 1000 куб.см.
В течение 2025-26 годов все нефтяные компании, которые имеют у себя в ассортименте гоночное биотопливо ведут его прямую разработку в Формуле-1 и MotoGP. Генеральный промоутер MotoGP должен будет выбрать поставщика - единого технического партнера на 2027 год, который обеспечит таким топливом все гоночные классы.
И это - единоначалие - может сделать технологию работоспособной, а не конкуренция на свободном рынке.
«Чистый переход» возможен только всем миром
Переход на "чистую" транспортную инфраструктуру подразумевает параллельное замещение имеющейся уже сейчас исключительно развитой индустрии обслуживания ДВС, которая достигла технологического пика, что невозможно без грандиозных субсидий со стороны государств, участвующих в этой программе.

Чистый переход - отказ от ископаемых видов топлива с переходом на экологически чистые
Этот тренд должен быть глобальным и происходить одновременно, что невозможно с точки зрения разницы в уровне экономики стран и целых регионов, даже входящих в так называемую группу «основных рынков развитых стран» (под этим понятием подразумевают США, Японию, Великобританию, Евросоюз). Та же Австралия, которая всегда была близка к США, Великобритании и Японии, не способна совершить этот скачок из-за национальных особенностей и географии. Реализация программы возможна только в замкнутых контролируемых условиях, например, в Японии, где государственное влияние сильно и есть 100% контроль над всей инфраструктурой островов.
В США внедрение "зеленых" инфраструктур имеет крайне ограниченное применение и обусловлено грандиозным различием климатических условий. Как пример, Калифорния, где никогда не бывает холодно и много солнца; с другой стороны, есть Аляска, где никогда не бывает слишком тепло даже летом, а зима длится полгода. Заставить жителей Аляски пересесть на электромобили было бы сравни самоубийству.
Пересечение Америки с запада на восток на электромобиле или электромотоцикле по-прежнему является экстремальным приключением с великим шансом продолжения пути на эвакуаторе. За последние 5 лет не произошло никакого масштабного прорыва.
Сейчас мир не готов к «чистому переходу»
Есть еще такой нюанс как свободный рынок сам по себе, который построен по иным принципам и буквально не позволит совершить «чистый переход» в ближайшие годы.

Снежный шторм и резкое похолодание в Техасе, февраль 2021
Снегопад «Зимний шторм» 2021 года в Техасе, приведший к многочисленным жертвам и в целом к катастрофическим последствиям из-за полной неготовности штата к длительным холодам (отрицательные температуры держались трое суток подряд) выявил особенность региональной экономики: электричество, которое всегда стоило чуть-чуть из-за отсутствия спроса, внезапно стало стоить баснословных денег из-за того, что все в моменте включили отопление - кондиционеры и обогреватели, и возник реальный дефицит энергии.
Потребовался переток электричества из соседних штатов по коммерческим тарифам, которые локальными энергетическими компаниями индексировались пропорционально повышению спроса. И счета за те несколько суток, которые техасцы сидели дома со включенными на полную катушку обогревателями, составили от $2500 и до $10000-12000. Это лишь один из примеров реального саморегулирования рынка. В Европе он тоже работает. Или полностью не работает, как показал энергетический коллапс в Испании весной 2025 года.
Подробнее: Энергетический коллапс в Испании 2025
В связи со сложившейся ситуацией Фон дер Ляйен назначила на 12 сентября встречу с руководителями европейских автомобильных концернов, где будет обсуждаться сложившаяся ситуация. Также, на этой встрече ожидается, что глава ЕС назовет предпринятые Евросоюзом шаги для смягчения последствий роста импортных пошлин в США, а также о программе сдерживания роста конкурентоспособности автопрома Китая.
Фото: Reuters