МОТОГОНКИ.РУ, 28 ноября 2022 - Тренд на рынке очевиден: японские заводы отказываются от дорогих в производстве, очень производительных, но уже несовременных V2 (V-Twin) и L4 (Line-Four), заменяя их повсеместно на дешевые L2 (Line-2 - рядные "двойки") и наращивая объем силовой установки.
Подробнее: Полные технические характеристики, детальные фотографии Honda CB750 Hornet 2023
![Honda CB750 Hornet (2023) Honda CB750 Hornet (2023)](http://motogonki.ru/images/news/newsimage_202211281727282.jpg)
Honda CB750 Hornet (2023)
Культура технологической отмены
Чтобы снизить вредный выброс, надо заставить мотор отдавать прежнюю мощность на более низких оборотах, навешав всяких катализаторов для дожига остатков не сгоревшей смеси и "фильтрования" выхлопа. BMW, Ducati, MV Agusta, Triumph, H-D и другие давно идут этим путем, но японцы 10 лет пытались держаться стандартов - «классов» техники, условно - Supersport (мотоциклы с моторами до 600 куб.см.) и Superbike (все, что от 1000 куб.см. и выше).
Японская мотористика достигла пика к 2014 году. Сегодня ее можно эксплуатировать и получать удовольствие, но... кто-то за океаном решил, что это слишком просто, и предложил отменить достижения Страны Восходящего Солнца, чтобы жизнь малиной не казалась.
Начиная с 2000-ных ни американцы, ни европейцы не могли конкурировать с японцами на высочайшем уровне. Дешевле оказалось переписать правила. И Европа легко согласилась с американскими идеями - отреклась от сложившихся за десятилетия стандартов, начав собственную игру: их производства в сотни раз меньше японских, но они же и более гибкие.
Вначале была Африка...
В больших компаниях, вроде Honda, революции не происходят за день. В Honda Motor Co. всё, что мы видим сегодня, зародилось в 2015 году.
На Миланском Мотосалоне были представлены несколько мотоциклов, включая ряд классических образцов с 4-цилиндровыми рядными и V-образными двигателями. Но центральным экспонатом всё же был новенький Honda CRF1000L Africa Twin - знаковый, ключевой момент для компании: демонстрация начала перевооружения, смены парадигмы. Остальные мотоциклы слегка обновлялись, и по производственному плану выпускались тысячами, однако, развитие CBR, CB и VFR к тому моменту уже остановили - судьба их была предрешена.
![Двигатель Honda CRF1100L Africa Twin (1084 куб.см.) 2019 Двигатель Honda CRF1100L Africa Twin (1084 куб.см.) 2019](http://motogonki.ru/images/news/newsimage_202211281825562.jpg)
Двигатель Honda CRF1100L Africa Twin (1084 куб.см.) 2019
Истинное перевооружение началось с Honda CRF1000L Africa Twin - первой принципиально новой платформы на базе 2-цилиндрового рядного двигателя объемом 998 куб.см. со смещением шатунной шейки на 270°, создававшим эффект работы «как у V-Twin», но гораздо более экономичной, стабильной и дешевой. Базовый двигатель Africa Twin выдавал почти равный показатель мощности и момента - 95 л.с. на 98 Нм при потенциале съема мощности в 140-145 л.с. Но в Токио решили, что долговечность и огромный запас прочности важнее, ведь речь о туристическом мотоцикле, который эксплуатируют по 7-10 лет в самых экстремальных условиях.
В 2020 формула CRF была усовершенствована: объем CRF1100L подрос до 1084 куб.см., чтобы показатели перешагнули отметку «100» - 102 л.с. и 105 Нм. Эта формула стала стандартом платформы для нескольких серий мотоциклов - туристического эндуро Africa Twin и Adventure Sports, спорт-турера NT1100 и круизера Rebel CMX1100. Мотор настолько хорош, что менять в нем что-то в ближайшем будущем не планируется.
И всё же, это достаточно дорогой мотор.
![Двигатель Honda CB750 Hornet (2023) - 2 цилиндра, 8 клапанов, 755 куб.см., 92 л.с., 75 Нм Двигатель Honda CB750 Hornet (2023) - 2 цилиндра, 8 клапанов, 755 куб.см., 92 л.с., 75 Нм](http://motogonki.ru/images/news/newsimage_202211281728222.jpg)
Двигатель Honda CB750 Hornet (2023) - 2 цилиндра, 8 клапанов, 755 куб.см., 92 л.с., 75 Нм
Он изначально разрабатывался для совмещения с оригинальным "автоматом" Honda DCT (Dual Clutch Transmission). Нужен был более дешевый и доступный силовой агрегат для массового производства, аналогичный по концепции. Так появился 2-цилиндровый рядный вариант на 755 куб.см. с тем же 270-градусным коленом и похожей на CRF1100 конструкцией. Но новую "семисотку" не стали "квадратить": при 75 Нм крутящего момента здесь 92 л.с. мощности, то есть всего на 10 л.с. меньше, чем у литровой версии. Смысл этого - обеспечить «задорный» характер байку при работе в среднем и верхнем диапазоне оборотов.
Когда в 2016 вышла новая "Африка", владельцы классических Africa Twin с 750-кубовыми V-образниками забухтели: «не торт, не торт!» Но факт, что каждый, кто пересаживался со своей "старушки" на CRF1000L, затем впадал в депрессию - настолько современный вариант превосходил классику по параметрам и ощущениям...
Может ли произойти то же самое с Honda Hornet?
Испанское представительство Honda устроило ездовой тест-драйв Honda CB750 Hornet на юго-востоке страны, предложив журналистам проехать достаточно большой маршрут - от Альмерии вокруг нацпарка Сиерра-Невада, задействовав весь арсенал серпантинов и скоростных автострад в 380 км.
Четыре основных цвета Honda CB750 Hornet (2023)
И первые впечатления тест-пилотов в Испании оказались ожидаемыми: им понравилось!
«Двухстволка с мягкой отдачей»
Вот, что пишет Клим Копецки из австрийского Motorrad Magazine: «Параллельная "двойка" со 270-градусным коленом на самом деле является источником чистого удовольствия и не лишена взрывной энергии, а также ощущения стабильной тяги. Движок молниеносно раскручивается во всем диапазоне оборотов и дает 190-килограммовому Hornet хороший пинок под зад. Я не почувствовал ни единого провала или пика крутящего момента во время тест-драйва, характеристики двигателя больше напоминают пресловутую "швейную машинку" - он линеен и предсказуем. Два балансирных вала эффективно нейтрализуют любую вибрацию».
![Тест-драйв Honda CB750 Hornet (2023) - за рулем Клим Копецки Тест-драйв Honda CB750 Hornet (2023) - за рулем Клим Копецки](http://motogonki.ru/images/news/newsimage_202211281820032.jpg)
Тест-драйв Honda CB750 Hornet (2023) - за рулем Клим Копецки
Максимальная мощность двигателя в 92 л.с. остается неизменной при выборе разных ездовых режимов. У CB750 Hornet 2023 года их три основных, плюс, настраиваемый владельцем "USER". В каждом из пресетов (RAIN, STANDART и SPORT) есть готовый комплект настроек чувствительности трекшн-контроля (HSTC), отдачи мощности (Power) и торможения двигателем (Engine Brake - EB). Но контроль отдачи мощности обеспечивается иначе - это "острота" реакции двигателя на поворот ручки дросселя, а не ограничение пиковой мощности. То есть, мотоцикл сглаживает резкость поворота ручки.
«На дороге полностью отсутствуют какие-либо вибрации, и ощущение от работы двигателя, будто это "электричка"»
Пепе Бургалета из испанского Motociclismo - о своих впечатления именно об этой особенности: «Очевидно, что две сферы применения нового Hornet - это город, где он будет чувствовать себя супер комфортно, а также извилистые узкие дорожки, серпантины. Для города у него очень удобная низкая посадка, тонкая талия. На дороге полностью отсутствуют какие-либо вибрации, и ощущение от работы двигателя, будто это "электричка". Еще, что приятно выделяет CB750 - это "электрическое" ощущение от работы ручкой газа: плавность реакции двигателя даже при полном закрытии ручки, никаких взбрыкиваний».
Тест-драйв Honda CB750 Hornet (2023) - за рулем Пепе Бургалета
Honda поставляет полноценный двусторонний квикшифтер с прописанным в ECU алгоритмом «блипов» [автоматической перегазовки] для активного сброса передач на торможении, эффективность которого ярко проявляется на испанских серпантинах. Квикшифтер не является базовым компонентом Honda CB750 Hornet и приобретается за 290 евро.
«Как по мне, квикшифтер - первый аксессуар для Hornet, который должен быть приобретен владельцем: он окупает каждый потраченный на него цент и добавляет комфорта, а также удовольствия. Идеально работает вместе с антипробуксовочной муфтой сцепления» - считает Копецки.
![Квикшифтер на Honda Hornet CB750 (2023) - главный must have по мнению тест-пилотов Квикшифтер на Honda Hornet CB750 (2023) - главный must have по мнению тест-пилотов](http://motogonki.ru/images/news/newsimage_202211281835382.jpg)
Квикшифтер на Honda Hornet CB750 (2023) - главный must have по мнению тест-пилотов
Двигатель Hornet - это высокооборотистый агрегат, который требует от пилота держаться пика крутящего момента, то есть, стараться не опускать обороты ниже 5000-6000. Классическое применение "спортивных" двигателей Honda серии CBR и CB: самый смак - при постоянной езде в диапазоне от 6000 до 10000 об./мин. Пик мощности достигается на 9500 об./мин., то есть его легко можно использовать без надрыва. Пик момента для четкого контроля двигателя наступает гораздо раньше, уже на 7000-7300 об./мин., что делает езду комфортной.
![Тест-драйв Honda CB750 Hornet (2023) - контрольная панель Тест-драйв Honda CB750 Hornet (2023) - контрольная панель](http://motogonki.ru/images/news/newsimage_202211281829222.jpg)
Тест-драйв Honda CB750 Hornet (2023) - контрольная панель
Идеально для «покататься»
В Испании много Hornet 600 всех трех поколений, особенно 3-й генерации (2007-2012). Но надо сказать, что для Испании это слишком спокойный мотоцикл, и для действительно долгих путешествий не слишком подходит - его комфортный темп не превышает 120-130 км/ч на автострадах. И если надо за день пересечь Иберийский полуостров от Хереса до Барселоны, к вечеру вы вымотаетесь так, что на следующий день не захочется возвращаться в седло. Но для небольших дневных поездок по 300-400 км и прежний Hornet был в самый раз! Но он ушел в 2013, и его место тут же заняли конкуренты - Yamaha, Suzuki, а также Kawasaki.
Honda CB600 Hornet (2011) - классика в золотом
Возвращение Honda CB750 Hornet должно заполнить образовавшийся вакуум, считает Бургалета: «Перед нами сложный класс техники. Среднекубатурные нейкеды не слишком универсальны по своей природе. У каждого японского завода в этой нише было по одному байку. Yamaha MT-07 с очень спокойным 3-цилиндровым мотором, Suzuki SV 650 со своим расслабленным V-Twin [который теперь заменили на GSX-8S]. Но у Kawasaki есть Z750, мощный и агрессивный 4-цилиндровый монстр [106 сил]. У Honda был Hornet, который располагался между ними всеми: комфортнее и практичнее, чем Z750, но гораздо мощнее Yamaha и Suzuki. И вот, мы вернулись лет на 10 назад, когда и Yamaha, и Suzuki, и Honda, и Kawasaki снова хотят играть на равных в этом сегменте. И CB750 - это для тех, кто любит отправляться на выходных в туры до 1000 км».
![Honda Hornet CB750 (2023) в туристическом обвесе Honda Hornet CB750 (2023) в туристическом обвесе](http://motogonki.ru/images/news/newsimage_202211281835552.jpg)
Honda Hornet CB750 (2023) в туристическом обвесе
Honda настаивает на безопасности дорожного движения, поэтому на руле и на приборной панели по мнению разработчиков Hornet не должно быть ничего лишнего - ни смартфонов, ни навигаторов. USB-разъем для подключению смартфона спрятан под сиденьем, а все необходимые опции для контакта с телефоном зашиты в головное устройство.
«...музыкой управлять очень просто - вообще не глядя на панель или пульт, всё под рукой, вернее, прямо под большим пальцем»
Функция HSVC (Honda Voice Control) теперь есть во всех мотоциклах и скутерах Honda, она позволяет соединять телефон с Bluetooth-гарнитурой на шлеме - через головной устройство мотоцикла. В смартфоне для этого должно быть установлено приложение Honda, есть для Android и iOS. Смысл такого соединения: вся информация о звонках и музыке выводится на TFT-экран контрольной панели, а управление связью производится в режиме hands-free кнопками и "джойстиком" на левом пульте. Это важная и интересная опция, которая позволяет действовать, не отрывая рук от руля.
![Управление контрольной панелью и всеми опциями HSVC - кнопками и джойстиком на левом пульте Управление контрольной панелью и всеми опциями HSVC - кнопками и джойстиком на левом пульте](http://motogonki.ru/images/news/newsimage_202211281839362.jpg)
Управление контрольной панелью и всеми опциями HSVC - кнопками и джойстиком на левом пульте
Копецки: «Мне не так много удалось побаловаться этой прекрасной опцией, но музыкой управлять очень просто - вообще не глядя на панель или пульт, всё под рукой, вернее, прямо под большим пальцем».
Полноценный Hornet
Концепция Honda CB750 Hornet 2023 года отличается от идей, воплощенных в классическом Honda CB650R с 4-цилиндровым рядным двигателем от CBR650R. Всё шасси Hornet весит 16.6 кг, на 11% легче CB650R, несмотря на похожую по идеям стальную раму и маятник. Но здесь более короткая колесная база (1420 мм) и куда более крутой угол наклона вилки в 25° с выносом всего в 99 мм. Острота реакции Hornet на любое действие пилота превосходит ожидание!
![Honda Hornet CB750 (2023) - идеально для покататься Honda Hornet CB750 (2023) - идеально для покататься](http://motogonki.ru/images/news/newsimage_202211281836082.jpg)
Honda Hornet CB750 (2023) - идеально для покататься
«Хотя внешне Hornet не выглядит слишком спортивным из-за более чем классической задней части, здесь всё крутится вокруг основы основ инженерных идей HRC о централизации масс гоночных прототипов. Если характеризовать управляемость Hornet одним словом, то это будет слово «фантастика». Дополнительную остроту и мгновенность реакции байка на желание хозяина обеспечивает узкая передняя покрышка Michelin Road 5 размера 160/60-17».
Поскольку Honda разрабатывает последние серии мотоциклов для конкретных рынков, это учитывает и эргономику регионов. Для среднестатистического европейца ростом 174-180 см CB750 Hornet будет абсолютно комфортен.
![Живые фотографии Honda CB750 Hornet (2023) еще привлекательней, чем с выставки! Живые фотографии Honda CB750 Hornet (2023) еще привлекательней, чем с выставки!](http://motogonki.ru/images/news/newsimage_202211281840222.jpg)
Живые фотографии Honda CB750 Hornet (2023) еще привлекательней, чем с выставки!
Рослый австрияк пишет: «Эргономика Hornet оказалась на высоте. Во мне полноценных 180 см роста, но сев на байк в Арагоне и спешившись в Альмерии, за несколько часов езды не ощутил ни малейшего дискомфорта. Учитывая его спортивность, надо понимать, что наклон к баку станет нормой. Но угол расположения подножек идеален. Колени четко ложатся в выемки на баке, никаких намеков на упоры и лишние элементы. При этом, в большинстве случаев, спина остается прямой, нагрузка как-то сама собой распределяется по всему корпусу, плечи не устают. Мне показалось, что мой сосед по тесту (кажется, он из одной из азиатских стран) не чувствовал себя неуклюже в седле, высота которого 795 мм. Думаю, это из-за того, что передняя арка сиденья продумана для комфортного сползания вперед на остановках - вы всегда будете надежно стоять подошвами на асфальте, а не цепляться за него мысками мотоботов».
Итого
На презентации Honda CB750 Hornet в Кёльне, в октябре этого года звучали предположения о базовой цене в Германии в 7890 евро. Что интересно, в Испании его же будут продавать уже за 7650 евро.
Но реальная цена на Hornet в 2023 году с учетом установки пары ценных опций должна составить 8690 евро. Как минимум, эту цифру озвучили несколько тест-пилотов, посетивших тесты в Испании на прошлой неделе. Даже с учетом этого ценника, CB750 Hornet способен стать новой ультимативной машиной для любителей серпантинов.