МОТОГОНКИ.РУ, 8 мая 2023 - Это был очень важный, как технический, так и политический вопрос - допускать Panigale V2 с двигателем 955 куб.см. в класс, созданный для «шестисоток». Обсуждение шло на протяжении всей зимы, МФР и Комиссия по ШКМГ консультировалась с командами, промоутер искал рабочую формулу - как допустить 150-сильные V2 в класс, где большинство мотоциклов имеют максимальную мощность до 120 л.с.
Решение по новому Тех.регламенту и Правилам было принято достаточно поздно из-за многочисленных согласований, в том числе, в МинСпорте РФ, но у участников Чемпионата России было достаточно времени, чтобы привести свою технику к соответствию правилам до визита в Грозный.
«Принятие Регламента затянулось, потому что в Правила мотоспорта в этом году добавились сразу две дисциплины, и был трудный путь согласования. Ведь принимается не одна поправка, а весь документ, со всеми изменениями. На это ушло достаточно времени» - говорит Директор гонок Борис Телегин.
Глядя на мировой регламент, в Технической дирекции LAVR MOTORING пошли по наименее трудному (для всех) пути - балансировке производительности двигателей мотоциклов путем наложения физических и электронных ограничений. В случае с Ducati V2, чья базовая мощность составляет 155 л.с. при 10750 об./мин. и 104 Нм крутящего момента при 9000 об./мин по данным производителя, требовалось привести прошивки мотоциклов к состоянию, в котором пиковая мощность не превышала бы 120-123 л.с. - т.е. установить ограничения на обороты двигателя.
Отправной точкой в планировании поправок в Регламент было соотношение мощности к массе на уровне 0.7 л.с./кг. Именно такое сейчас почти у всех «шестисоток», как в "титульном" Supersport, так и в начальном Supersport 3. Дело в том, что время "запиленных" «мировых» двигателей на стартовой решетке Чемпионата России прошло, и сейчас в распоряжении у команд не осталось 140-145-сильных моторов Yamaha YZF-R6, которые в действительности могли бы спорить с базовым V2 на прямых.
Но новые, современные мотоциклы уровня Ducati Panigale V2, а также Triumph, MV Agusta с моторами от 765 куб.см. и выше - все они изначально, без предварительной подготовки - «из коробки» обладают большей мощностью и моментом, чем рядные "японцы". И в целом, с учетом сокращения выпуска 600-кубовых мотоциклов всеми производителями из Японии - и Yamaha, и Honda, и Kawasaki, и Suzuki - плавный переход на более объемные моторы, близкие по кубатуре к 1000 куб.см., неизбежен со временем. Но пока в Чемпионате России ставку делают на мотоциклы с рядными 4-цилиндровыми моторами объемом 599 куб.см., чья мощность (по данным на стенде) не превышает 120 л.с.
«Как правило, из того, что мы видели, это 116-118 л.с. Но они гораздо легче по сравнению с теми же Ducati, так что можно добиться паритета» - добавляет Телегин.
В первый, тренировочно-квалификационный день в Грозном произошло небольшое недопонимание. Несколько пилотов в классах серии Supersport вышли на сессии на мотоциклах с V2, и их результаты радикально отличались от показателей «в среднем по палате» среди «шестисоток». А некоторые времена круга оказались даже лучше, чем в начальных подклассах Superbike!
К счастью, такие "пилотные" этапы Чемпионата России, как в Грозном, и существуют, чтобы выявлять недоработки и неоднозначности в Регламентах, а также в подготовке команд к выполнению требований. Поэтому, решение было принято быстро.
С командами, показавшими такие результаты, Дирекцией была проведена беседа: представители команд и пилоты высказали свое мнение, которое не совсем совпало с мнением Дирекции и не совсем соответствовало Регламенту. Отсутствие ограничителей не скрывалось от Дирекции, поэтому результаты 1-й квалификации пилотов Ducati были исключены; команды обязали устранить несоответствие (ограничения по оборотам двигателей), что было сделано и позволило допустить V2 на вторую квалификацию в субботу и на старт гонок. В целом, инцидент был исчерпан.
«На вводной технической комиссии перед началом уикенда ТехКом не проверяет досконально мощности и прочее, задача другая - убедиться, что мотоциклы, заявленные на соревнования, безопасны. Затем, мы увидели результаты квалификации, серьезный разрыв с "шестисотками". Подобные вопросы решаются в установленном порядке. Конечно же, сразу возник вопрос - а соответствует ли мотоцикл Регламенту? Установлен ли лимит по оборотам? Оказалось, что нет. Поэтому, результат квалификации был аннулирован».
«Мы разработали алгоритм, по которому можно контролировать выполнение требований Регламента, и часть его была воплощена в Грозном: ограничения оборотов введены, мы допустили пилотов на Ducati к участию в квалификациях в субботу, на старт гонок. Теперь же, более тщательно этим вопросом занимаемся. По расчету, мощность Panigale V2 должна быть порядка 123 л.с., чтобы соответствовать балансу мощности/массы. Эксперименты и замеры сейчас, уже по возвращении из Грозного, в Москве проводятся, и ко второму этапу будут четкие параметры, которые легко контролировать даже на вводном техосмотре. Так, кроме оборотов двигателя, должен быть установлен рестриктор на ход ручки газа. Это уравняет шансы, чтобы не возникло больше неоднозначных ситуаций, и все были довольны».
Результаты 1-й гонки сезона в классе Supersport 3 более-менее однозначно показали верность принятых решений: в самой гонке участвовали два пилота на Ducati V2 - Станислав Теравский из питерской B2Race и Сергей Лосев из московской ProRace. Пилоты показали разный уровень владения мотоциклом, заняли 2-е и 7-е места на финише гонки. Победу в заезде одержал Иван Данилов из команды DC Motorsport by Petrukovich, выступавший на стандартном Yamaha YZF-R6. Данилову удалось невероятное восхождение с последней стартовой позиции, где он оказался из-за ошибки перед выходом на стартовую процедуру, к лидерству на последних 6-ти кругах. Отрыв от Теравского на финише составил 10.795 секунды.