МОТОГОНКИ.РУ, 8 мая 2023 - Bugatti Circuit является стационарной частью легендарной трассы 24 Heures du Mans, пролегавший в окрестностях Ле-Мана под дорогам общего пользования. Хотя гонки по ней проводили с 1906 года, стационарные трибуны, паддок и сооружения появились только 1965 году. А с 1967 здесь стали проводить Гран-При Франции Формулы-1, а затем и MotoGP, а с 1988 года еще и World Superbike.
Ле-Ман не самая старая в календаре трасса (по сравнению с тем же TT Circuit Assen), но одна из самых известных и притягательных, и то, что 1000-й этап MotoGP состоится именно во Франции, делает событие особенным.
Мото Гран-При "до нашей эры"
Чемпионат Мото Гран-При под эгидой FIM появился в 1949 году, самая первая гонка состоялась в рамках Isle of Man TT 17 июня 1949 года, Большой Приз был разыгран среди всего 12-ти человек в классе 500 куб.см., и достался он Гарольду Даниэлу, представлявшему британский завод Norton. Только год спустя, на остров Мэн приехали два других класса - 125 и 250 куб.см.
Самый первый победитель Мото Гран-При - Гарольд Л. Даниэл, Norton (1949)
Британцы были сильны в мотогонках, поскольку у них были заводы, которые производили технику и выставляли ее на гонки. Они были еще до войны, и после захватили лидерство.
Лесли Грэм из AJC стал первым чемпионом в Премьер-классе по итогам сезона 1949 года. Но благодаря проведению Мото Гран-При в Европу - в Швейцарии (в Берне), Нидерландах (в Ассене) и в Италии (в Монце), итальянцы и немцы получили доступ на трек и смогли быстро восстановить паритет.
Итальянские гонщики и производители вскоре прорвали британскую блокаду и на годы оккупировали подиумы. В 60-х уже британские гонщики считали за честь присоединиться к итальянским командам и заводским проектам. Пока в чемпионат не вступили японцы.
Легенды MotoGP и Honda Racing: Марк Маркес и Джим Редман праздную 800-ю победу Honda в чемпионате мира и 8-й титул Марка
В 1966 году Honda выиграла впервые, благодаря усилиям Джима Редмана. К Yamaha первый титул пришел в 1974 году. С середины 70-х и до конца 90-х Королевский класс уже представлял из себя пеструю интернациональную серию, в которой были представлены и американцы, и австралийцы, и британцы, и итальянцы. А за титулы боролись уже Honda, Yamaha и Suzuki.
90-е запомнились доминированием Мика Дуэйна и 2-тактной технологии Honda, доведенной до совершенства к 1995 году в прототипе Honda NSR500.
Смена поколений произошла вместе с технической революцией 2002 года.
Новая история MotoGP
В 2001 FIM и Dorna Sports объявили, что индустрия переходит на 4-тактные моторы. Договоренность была достигнута с большинство производителей, в основном, под давлением доминировавших в чемпионате заводов - Yamaha и Honda. Главной причиной смены парадигмы было тотальное ужесточение экологических требований к мотоциклам и автомобилям после 2000 года, и ключевые игроки на рынке должны были обеспечить себе плавный переход на рынке.
Dorna Sports назвала новый класс «MotoGP» - что-то совершенно отличное от всего, что было до 2002 года. Затем, судьбу 2-тактных 500-кубовых ракет повторили 125- и 250-кубовые мотоциклы. Теперь у нас есть MotoGP, Moto2 и Moto3 - преемники GP500, GP250 и GP125.
В первые годы MotoGP японцы, которые и замутили "революцию", доминировали, благодаря богатым наработкам в сфере 4-тактных технологий. Honda и Yamaha выиграли в 2002, 2003, 2004, 2005 и 2006. Но переход на 990-кубовые двигатели позволил вступить в чемпионат новому игроку - Ducati. Дебют состоялся в 2003 и был удачным. Пилоты Ducati сразу же оказались на подиуме, но взять титулы завод смог только в 2007 году, благодаря приходу в заводскую команду талантливого Кейси Стоунера.
Эра «неприкасаемых»
С 2002 по 2012 год в MotoGP царила эра так называемых «неприкасаемых» или «пришельцев» - ряда заводских гонщиков, достать которых не мог практически никто из частников. Валентино Росси, Кейси Стоунер, Дани Педроса, Хорхе Лоренцо - вот четверка «пришельцев» из другого мира, которой пытались противостоять все остальные.
Четверка пришельцев MotoGP - Росси, Лоренцо, Педроса и Стоунер на Гран-При Франции 2010 года
Самым успешным среди них был, вне сомнений, Валентино Росси, который использовал свое обояние и сверхкоммуникативные способности для ведения борьбы с соперниками, как на треке, так и за его пределами - через СМИ. Также, Росси удалось стать по-настоящему народным героем на все времена.
Такая ситуация сложилась, благодаря огромным бюджетам заводских проектов, а также коллаборации с производителями шин. Bridgestone и Michelin конкурировали между собой на грани фолла, производя "именные" покрышки не только для каждого отдельно взятого события, но и для конкретных пилотов. Другие получали всё остальное.
Это положение было нарушено только в 2009 году, когда было объявлено правило монорезины (единого поставщика покрышек), а тендер выиграл японский Bridgestone.
Это было первое в череде многочисленных изменений Регламента правило, которое сблизило заводы и пилотов, а также позволило частным командам начать конкурировать с заводскими. Но на реформу потребовалось очень много времени.
Эра Маркеса
В 2013 году произошло еще одно эпохальное событие: в MotoGP вступил юный Марк Маркес, который стал чемпионом мира с первой же попытки - впервые в истории Королевского класса.
В 2014 Марк уже безраздельно правил чемпионатом, выиграл первые 10 гонок сезона (13 в сумме за год). В 2016, 2017, 2018 и 2019 он задавал уровень чемпионату и был мерилом спортивных ценностей Мото Гран-При.
Марк Маркес быстро освоился на навязал битву «пришельцам», низвергнув всех их вместе и по отдельности. Сражения с Валентино Росси вошли в историю не только из-за красоты, но и из-за ожесточенности, трижды доходившей до прямого контакта.
Битвы Маркеса с ветеранами всегда были событием. Маркес-Росси, Маркес-Лоренцо, Маркес-Довициозо - это были фееричные и бескомпромиссные шоу.
С 2016 по 2018 год в MotoGP произошел ряд очень важных технчиеских событий. Прежде всего, у Bridgestone завершился контракт с Dorna, и японцы решили не продлевать его. Место поставщика покрышек занял французский Michelin. Вместе с этим, в чемпионате было введено правило единой управляющей электроники. Тендер выиграла итальянская компания Magneti Marelli, что дало значительную фору Ducati, отбросив назад японцев с их собственными разработками: Ducati всю разработку вели именно в сотрудничестве с Marelli, а когда стало известно о введении нового правила, перекупили ряд ведущих разработчиков в свою команду. Японцам осталось только осваивать базовый контроль над ECU и программным обеспеченеим... Именно тогда, в 2017-2018 годах Ducati впервые сделали огромный вперед - к титулам. Им не хватило лишь чуть-чуть...
Неспортивные обстоятельства
Новый надлом в устоях MotoGP произошел в августе 2020 года. Во-первых, тот сезон едва не сорвался из-за пандемии, и Dorna пришлось перенести все гонки на вторую половину сезона в Европу. Впервые стали проводиться двойные этапы (два уикенда подряд на одной трассе), уложиться в Правила FIM и чемпионат был признан состоявшимся.
Марк Маркес получил самую сложную травму - перелом правой плечевой кости при аварии на Гран-При Испании 2020 года
Но главным событием, которое повлияло на полную смену картины в паддоке, была серьезная травма у Маркеса: пилот Repsol Honda сломал правую руку на первой же гонке сезона в Хересе, переоценил свои силы, пытаясь вернуться в строй сразу после операции, и попал на 4-месячное восстановление. Он пропустил весь сезон 2020 года из-за трех операций, вернулся в строй не в форме. Сезон 2021 года Маркес провел в режиме реабилитации, и хотя выигрывал Гран-при, не был в состоянии бороться за титул.
В отсутствие Маркеса воспрянули духом все остальные, особенно, молодые претенденты. В 2020 году чемпионом MotoGP стал Жоан Мир на Suzuki, в 2021 - Фабио Куартараро на Yamaha, а в 2022 - Франческо Баньяя на Ducati.
Ducati долго шли к большой победе и взятию «Тройной короны». Путь этот начался в 2015 году, был связан с несколькими радикальными сменами направления разработки Desmosedici. В итоге, к 2018 году прототип вышел на победоносный уровень. Но заводу нужен был молодой гонщик с чистым разумом, способный принять Desmosedici таким, какой он есть.
Генеральный директор Ducati Corse Луиджи Даль′Инья и спортивный директор команды Паоло Чьабатти выработали победоносную стратегию, отказавшись от услуг дорогущих топовых гонщиков и наняв целую армию молодых, перспективных райдеров из Moto2. В итоге, у Ducati сформировалась группировка из 6-ти байков, которая разрослась до 8-ми. И, как минимум, четверо из пилотов сразу стали бороться на подиумном уровне. К 2022 году уже 6 из 8 гонщиков Ducati оказались на стабильном уровне в ТОП-5. Самым стабильным из них стал Франческо Баньяя, которому удалось совершить просто фантастический прорыв с середины сезона-2022 - от отставания в 91 очко от Фабио Куартараро на DutchGP, к 17 очкам чистого преимущества на финише Гран-При Валенсии.
К 1000-му событию в истории Мото Гран-При чемпионат во всех трех классах подходит в идеальной форме, как спортивной, так и организационной. Dorna Sports держит серию в ежовых руковицах из-за чрезвычайно сильной конкуренции с Формулой-1. Это сказывается на уровне давления, которое значительно выросло в паддоке. Напряжение слишком высокое, времени на отдых мало. Аварий и травм - много. Но зрителям нравится то, что они сейчас видят, а значит, MotoGP на верном пути.
Кое-что интересное о предстоящем Гран-При Франции
Бывший гонщик заводской Ducati Lenovo Team Данило Петруччи возвращается в заводской гараж в 2023 году на замену травмированному и еще не успевшему восстановиться Энеа Бастианини.
Петруччи был тем, кто много лет демонстрировал выдающие навыки пилотирования именно в Ле-Мане. Будучи еще пилотом Pramac Racing, он взошел на подиум, став вторым после Маркеса и опередив Росси в 2018 году. В 2019 году он поднялся на пьедестал вместе с коллегой по лагерю Ducati Андреа Довициозо. Наконец, в 2020 он выиграл Гран-При Франции за заводскую команду Ducati Lenovo Team. Даже в 2021 году, когда Петруччи уже был не в фаворе в Ducati и перешел в Tech 3 KTM, он финишировал 5-м в Гран-При Фрации! А ведь прототип KTM RC16 он вообще "не понял", после чего был вынужден завершить карьеру в MotoGP и учти в Супербайк.
Фабио Куартараро и Жоан Зарко в 2022 году сделали Гран-при Франции одним из самых продаваемых и посещаемых событий в календаре MotoGP. В год, когда Италия, Германия и Испания демонстрировали грандиозный спад зрительского интереса, на Фабио с Жоаном за уикенд пришли посмотреть более 200 тысяч человек!