МОТОГОНКИ.РУ, 18 августа 2023 - Первая часть: о причинах, которые привели к спаду после 10-летнего доминирования в MotoGP
Вторая часть: история развивается по спирали, в том числе, и в MotoGP
Ватанабе-сан совершенно четко осознает значимость «лаборатории на колесах» для мировой индустрии. Участие в MotoGP слишком важно для Honda и других участников рынка, чтобы отказываться от него.
Для любого руководителя такого уровня важно понимание всей широты вопроса: конкуренция в MotoGP выходит далеко за рамки чистого спорта...
Вот, почему Honda до последнего будет создавать своим соперникам конкуренцию на рынке, демонстрируя свои возможности в MotoGP - для того, чтобы соперники помогали Honda развиваться, отвечая своими разработками на разработки японцев... Это большая и сложная работа, которая начинается в офисе HRC, а завершается в офисе продаж дилерского центра Honda в любой точке мира.
Но для лучшей реакции на новые вызовы Honda и Honda Racing вынуждены менять свои многолетние устои.
Насколько мне известно, есть базовый "принцип пяти ресурсов" - это люди, деньги, продукты, информация и время. Суть менеджмента состоит в том, чтобы объединить их и управлять ими. А в чем инновация вашего принципа?
Кодзи Ватанабе: Да, я как раз собираюсь отказаться от него! На самом деле, самыми ценными являются два ресурса - это бюджет и люди. Мы собираем лучших людей, наращиваем количество сотрудников, чтобы распараллелить ход разработки и тем самым ускорить процессы. Соответственно, под это формируется бюджет. Это уже не связано с третьим фактором - продуктовой историей, поскольку MotoGP все больше и больше становится чисто спортивной темой. А время - у нас его, как ресурса, просто нет. Мы должны дать новый байк сегодня, а лучше - вчера. Мы работаем в цейтноте уже 2 года.
Поэтому, единственный способ решения - это параллельная разработка, наращивание штата инженеров, в том числе, очень опытных, у которых есть свежие идеи. Моей задачей будет найти оптимальный путь, как всем этим управлять. Бюджет... Раньше он напрямую зависел от продаж в Honda Motor Co. Сегодня, мы можем использовать ресурс автомобильного департамента в новых целях.
«Принятие концессий в MotoGP - не позорно. Мы примем их с благодарностью, если MSMA пойдет на это»
Говорят о возможном возвращении концессий в MotoGP, чтобы дать Honda и Yamaha возможность - наверстать упущенное в 2020-22 годах время. Облегчить ограничения в плане разработки двигателей, тестов - то, чего вам сегодня так не хватает. MSMA пока не имеет единого мнения по этому поводу...
Кодзи Ватанабе: Да, несомненно, требуется консенсус среди всех производителей. С нашей точки зрения, если концессия будет применена, это будет благом - развитие существенно ускорится. Без возможности развития у одного-двух соперников, нет стабильного прогресса у всех остальных, начинается застой. Все это понимают. В этом мы, к счастью, едины: всем нужно здоровое соперничество, красивые гонки на равных. В противном случае, все риски ложатся на плечи гонщиков.
Некоторые считают, что для Honda будет унизительным - принять такую уступку, как концессии. А вы как считаете?
Кодзи Ватанабе: Это не позорно, нет. Если MSMA решит, что такая уступка возможна, мы ее примем с благодарностью.
Honda и Yamaha много лет конкурируют на мотоциклетном рынке, как и в гонках. Они всегда были главными конкурентами в MotoGP, они как представители Японии в мире моторных технологий. Это до сих пор актуальное противостояние, которое распространяется и на реальный рынок?
Кодзи Ватанабе: Эта ситуация гораздо шире и выходит далеко за рамки мотоциклетного рынка. Например, Honda дает Формуле-1 сильнейших гонщиков - это одна из целей компании в мире спорта высоких достижений. А Toyota*** может похвастаться большими продажами по всему миру. В нише мотоциклетного рынка, как и в MotoGP, мы решаем индивидуальные (особенные) задачи. Сейчас, пожалуй, мы в меньшей степени ориентируемся на коллег [т.е. Yamaha]. Дело не в «технической неудаче Японии», просто так складывается глобальная ситуация. Всё подвержено цикличности. Сейчас новый цикл, все немного на распутье.
[ Ремарка МОТОГОНКИ.РУ: *** Honda Motor Co. представляет из себя унифицированную корпорацию, в которую объединены различные направления деятельности - автомобильное производство, разработка и производство мотоциклов, продукции для домашнего хозяйства, разработка и производство бизнес-джетов - и все под зонтиком одной компании; в то же время, похожее сотрудничество есть у Toyota и Yamaha, но оно не является официальным "единением" двух компаний. Тем не менее, для Honda ключевой конкурент - Toyota с ее ресурсами, а Yamaha в меньшей степени, в связи с более узкой спецификацией бизнеса]
Кодзи Ватанабе: ...если посмотрим на автомобильную промышленность более глобально, а не с точки зрения мира гонок, увидим, что курс на углеродную нейтральность взят. Мы пока не знаем на 100%, каким будет лучшее решение с точки зрения технологии - будет ли это электричество или какое-то экологически чистое топливо. Но если мир гонок должен идти в ногу с мировой тенденцией, то он изменится. Если сегодня мы в HRC делаем ставку на двигатели внутреннего сгорания, которые в будущем, вероятно, уйдут в историю, поскольку действительно наносят вред окружающей среде, то следом за всей индустрией, и мы изменим свою деятельность.
Не будет смысла развивать гонки, тем более, прототипные, если они будут оторваны от реальной индустрии. Одним из столпов, на котором базируется деятельность HRC, является такое понятие, как вклад в бизнес. Если генеральная линия компании будет смещаться в сторону электрификации, то нам пора начинать изучать эту сферу деятельности. Но также факт, что сегодня есть вещи, которые электрификация пока не способна заменить. Поэтому, думаю, что эра ДВС не завершена, и мы будем работать над совершенствованием этой технологии.
Как это выглядит с точки зрения элементарных технологий?
Кодзи Ватанабе: Для нас, думаю, очень важным будет реальное исследование экологических видов топлива в рамках гоночных серий, в MotoGP. Это большая часть исследований, которые способны дать ответы на многие вопросы. Это лаборатория на колесах, которая работает в реальном времени. С помощью гонок мы дадим эти ответы промышленности. Глядя на Формулу-1, например, я могу сказать, что сейчас мы можем существенно углубить наши исследования в области разработки аккумуляторных систем. Honda требуется ряд собственных решений в этом направлении для автомобильной промышленности. И так далее.
Об углеродной нейтральности - в целом: «если технология не преодолеет этот вызов, сама раса может не выжить. Нам, так или иначе, придется решать проблему с экологией»
Ранее вы сказали, что «гонки должны приносить удовольствие». Но не считаете ли вы, что стремление к экологичности и углеродной нейтральности в автоспорте и мотоспорте противоречит этому?
Кодзи Ватанабе: Может быть, как раз наоборот.
Это мое личное впечатление, но я думаю, что гонки всегда имели некоторый элемент вне закона - расширяли границы обыденного для людей, выходили за рамки того, что можно на дорогах общего пользования, иногда очень далеко. Если новая концепция «экологически чистого общества» потребует от мира моторного спорта повиноваться, не возникнет ли вакуум? Сейчас гонки очаровывают своим диким нравом, если хотите. Если они станут 100% безвредными и безопасными, не лишатся ли они смысла?
Кодзи Ватанабе: Да-да, ты прав. Однако, если технология не преодолеет этот вызов, сама раса может не выжить. Нам, так или иначе, придется решать проблему с экологией. И пока у нас есть такой инструмент, как гонки, мы будем упорно двигаться вперед и исследовать самые разные пути, вести разработку именно в гонках. Упорно работая над ДВС, мы всегда будем смотреть на то, как движется электрификация. В конечном счете, будет найдет консенсус и баланс.
Предыдущие эпизоды:
Первая часть: о причинах, которые привели к спаду после 10-летнего доминирования в MotoGP
Вторая часть: история развивается по спирали, в том числе, и в MotoGP