МОТОГОНКИ.РУ, 15 августа 2023 - Honda одержала убедительную победу на ежегодной гонке Suzuka 8 Hours, победив в 8-часовой гонке на выносливость всех конкурентов - Yamaha, BMW, Kawasaki, Suzuki... Причем, для многих та гонка завершилась техническими проблемами, а для других - авариями. Но команды Honda уверенно прошли испытание, оккупировав весь подиум и доукомплектовав ТОП-4: победу в абсолюте одержала заводская команда Team HRC, 2-3 места заняли местные японские команды Honda, а 4-е место - и 1-е место в зачете FIM EWC досталось действующим чемпионам мира по мотогонкам на выносливость, команде F.C.C. TSR Honda. В итоге, победа в Судзуке стала 29-й в копилке Honda.

Команды Honda заняли весь подиум Suzuka 8 Hours 2023 года
В тот же день, на другом конце света, в Сильверстоуне пилоты команд Honda покинули здание (то есть гонку Гран-При Великобритании), не добравшись до финиша.
Президент HRC Кодзи Ватанабе наглядно продемонстрировал, какая из гонок - Suzuka 8H или MotoGP была ценней для него и завода: он прибыл на Suzuka International Circuit утром субботы и присутствовал в паддоке до самого финиша, праздновал вместе с Team HRC победу на подиуме.
Казалось бы, вот он - ответ: что думают в Honda о продолжении схватки за титулы в MotoGP, о кризисе в Больших Призах и схватке с европейцами.
Но нет.
Президент HRC Кодзи Ватанабе
Ватанабе-сан вступил на пост Президент HRC год назад, в апреле 2022. Его первой же речью на публике в этом статусе стала программа развития мотоспорта, реорганизации всего департамента и явный сдвиг приоритетов HRC - с автогонок - к мотогонкам, возвращение Honda былого величия и доминирования.
Кроме четырех принципов реорганизации, тогда он объявил о большом слиянии R&D департаментов, вовлечении в проекты World Superbike и MotoGP специалистов из Формулы-1 и других 4-колесных серий. Перед Гран-При Британии Honda опубликовала больше интервью с Кодзи Ватанабе, в котором он предупредил ряд вопросов, которые могли бы возникнуть к нему на этапе MotoGP. Но там он отдал не всё.
Он спокоен относительно происходящего, хотя, очевидно, и переживает, потому что не может не переживать из-за результатов и разочарований своих людей в паддоке Больших Призов. Однако, цели заданы, путь известен, стратегия выстроена...
Кодзи Ватанабе: В целом, мы идем по графику. В некоторых областях деятельности мы с великой осторожностью экспериментируем, понимая, что невозможно добиться всего здесь и сейчас. Мы ожидали, что сразу же столкнемся с трудностями, когда начнем интеграцию авто- и мотодепартаментов в плане менеджемента. Прежде всего, потому что Honda Motor Co. вела принципиально разную деятельность в мото- и автоспорте, и наладить коммуникацию между этими мирами, между двумя разными культурами - это не минутное дело.
В мотоспорте HRC накопила грандиозный опыт и великую историю. Здесь, гонки и бизнес всегда шли рука об руку, всегда были связаны, поскольку мы производили многочисленные продукты для мотоспорта, которые требовались высоким спросом, позволяли преображать гонки.
С другой стороны, хотя в автоспорте у Honda в арсенале есть выдающиеся технологии, сама идея участия в гонках была принципиально иной - это был чистый спорт высших технических достижений, затратный для нас, но необходимый. И бизнес здесь всегда был на втором месте.
Вы сказали, что у Honda выдающиеся достижения и большая история в мотоспорте. А что стало слабым местом сейчас?
Кодзи Ватанабе: Если отстраниться от самого понятия "слабое место", думаю, первым делом, мы должны наладить коммуникацию между 2- и 4-колесным миром, и действовать гораздо активней в этом, чем раньше. Мы это делаем. Но с нынешней точки зрения, коммуникативность надо значительно разгонять, потому что кажется, что мы действуем по-старинке, неспешно. Например, когда появляется какая-то идея, до того, как она превращается в технологию, ей приходится пройти долгий путь согласований и одобрений. Но сегодня, например, аэродинамика - технология из автоспорта слишком активно внедряется в мотогонки, а также эффективность двигателей. И мы нагенерировали массу интересных идей, но чтобы их внедрить, нам нужно находить новые пути. Синергия между авто- и мотоспортом рождает новые стимулы.
Вы упомянули, что Honda в автоспорте и мотоспорте - это как две разные культуры. Это осложняет технологию коммуникаций между разными департаментами?
Кодзи Ватанабе: Они всегда шли разными путями, независимо и не пересекались до этого момента. В этой связи, я осознаю, что парни из нашего мотодепартамента не очень хотят запускать в свое поле деятельности "чужаков", коими они пока еще считают наших автоинженеров. И наоборот тоже! Мы ищем пути, как заставить их скооперироваться, готовим для этого благоприятную почву и атмосферу. Перспективы хорошие. И что точно не должно происходить, это чтобы кто-то из наших автомобилестроителей приходил к мотоинженерам и говорил им: вы должны использовать вот эту 4-колесную технологию!
После того, как вас назначили на пост Президента HRC, вы часто стали появляться в боксах заводских команды - и в MotoGP, и в World Superbike, и на Suzuka 8 Hours. Я видел вас на первом этапе MotoGP в Портимао, в Муджелло. Но также видел ваше лицо в трансляции с Формулы-1 на Red Bull Ring. Это потому, что вы должны быть и там, и там или есть что другое?
Кодзи Ватанабе: Что же, прежде всего, я просто обожаю паддок и атмосферу гонок. И этого не скрыть! Но в реальности, нам нужно столько вещей связать и обсудить, и нет лучшего места, как сделать это здесь и сейчас, в тесном кругу с единомышленниками. О нет, это не просто визиты вежливости. Мы действительно многое успеваем проговорить тут и там, как в MotoGP, так и в Формуле-1.
Ну, и вопрос, который волнует многих: у Honda явно не все складывается в MotoGP, производительность самая низкая, наверное, за всю историю. С вашей точки зрения, почему?
Кодзи Ватанабе: Трудно выделить одну какую-то причину. Но факт, что одной из причин является то, что мы не внесли нужных изменений в методы работы, уповая на прошлые результаты. Нам нужно было соблюдать принцип постоянного роста. Наши конкуренты, благодаря, возможно, большей слаженности и компактности их структур, могли быстро меняться под давлением обстоятельств. Мы же много лет придерживались одного и того же принципа в R&D. В сложившихся обстоятельствах, мы, в итоге, отстали, а конкуренты ушли вперед. Я так это вижу.
Но вы же знаете, когда зародился корень проблемы? Это же тема лишь последней пары лет...
Кодзи Ватанабе: Я бы не стал так уверенно об этом говорить! Думаю, что это накапливалось достаточно долго. В 2020, когда началась пандемия и были объявлены локдауны, мы просто встали на какое-то время. И вот здесь это всё вылезло на поверхность. Но с другой стороны, думаю, что и принципы конкуренции в 2020-2022 значительно изменились.
Иными словами, произошло все это под воздействием внешних факторов или конкуренция стала настолько жесткой, что Honda стала относительно слабее, или же это внутренний фактор Honda - можно ли сделать какой-то более четкий вывод?
Кодзи Ватанабе: Я думаю оба фактора сложились. Например, существенно изменились принципы развития в автомобильной промышленности, в том числе, в автоспорте. Мы моделируем новые автомобили и гоночные болиды, основываясь на многочисленных данных. Когда автомобиль готов, это конечный продукт, и он вряд ли изменится в процессе эксплуатации. С мотоциклами иначе. Для их проектирования требуется множество данных, но без постоянного тестирования сложно достичь максимальной производительности. То есть, между процессами создания прототипов автомобилей и мотоциклов - целая пропасть в идеологии и методах разработки. В 2020 и 2021 годах мы физически не могли использовать наш метод в полную силу по ряду причин - это и внутренний, и внешний фактор, вместе. В 2022 мы почувствовали дефицит данных.
Хорошо. А что теперь должно измениться в HRC, чтобы компенсировать эти потери?
Кодзи Ватанабе: Мы этим сейчас и занимаемся. Например, объединив потоки разработки в авто- и мотогонках. Один проект помогает другому находить решения.
Продолжение - Часть 2: История развивается по спирали, в том числе, и в MotoGP