МОТОГОНКИ.РУ, 16 августа 2023 - Первая часть: о причинах, которые привели к спаду после 10-летнего доминирования в MotoGP
Третья часть: почему MotoGP как явление очень важно для мотоциклетной индустрии
Мы привыкли к тому, что Honda играет роль главной доминанты MotoGP, благодаря многолетней истории побед в Гран-При. Были годы, когда наблюдатели тыкали пальцем в лидеров HRC и говорили - «у них слишком много сил и денег - это неинтересно». В 90-х доминировал Мик Дуэйн, и его соперники были вынуждены любоваться его спиной, если он не уезжал от них так далеко, что просто исчезал из виду. Те времена называли «Кубком NSR». Знакомое сравнение, не правда ли?
Затем взошла новая суперзвезда. Валентино Росси продолжил линию Дуэйна-Кривье в первые годы 4-тактной эры MotoGP. И только он знал, как свергнуть Honda с пьедестала: перейдя в Yamaha, Валентино совершил невозможное - и лишь приумножил свою харизматичную популярность. За Росси пришел гениальный гонщик Марк Маркес, на 8 лет вернувший Honda почти абсолютную непобедимость.
Уход Маркеса из HRC рассматривается в Honda, как реальная угроза
В то же время, у Honda с 1993 по 2020 были и серьезные провалы. Переход на моторную формулу 800 куб.см. дался тяжелее обычного, и с 2007 по 2010 пришлось закусить удила, чтобы вновь обрести уверенность с Кейси Стоунером в 2011. До того, в Королевском классе Мото Гран-при так же следовали годы абсолютного доминирования конкурентов - Suzuki и Yamaha. Всё это не ново для Ватанабе-сана.
После трех катастрофических сезонов для Марка Маркеса поползли слухи о возможном разрыве отношений между El Fenomeno и Honda. Кодзи Ватанабе уже давал комментарии на эту тему, начиная с Муджелло, где он присутствовал лично. Как он видит ситуацию сегодня, спустя 2 месяца?
Кодзи Ватанабе: Не скрою, у меня есть ощущение, что наше сотрудничество в опасности. Honda в целом считает ситуацию серьезной проблемы. Мы с Президентом Honda Motor Co. Тосихиро Мибе считаем, что обязаны предпринять все возможное и как можно скорее для решения. Понимаю, что не так просто будет это уладить, не так скоро, как всем нам хотелось бы. Но разработка прототипа 2024 года идет быстрыми темпами. Единственная проблема, с которой мы сталкиваемся ежедневно - это отсутствие понимания: в том ли направлении мы движемся? Мы получим ответ только в Мизано [на тестах IRTA MotoGP, прим. МОТОГОНКИ.РУ], где Марк и другие призовые пилоты смогут оценить изменения. Если да, то у нас будет боевая машина с достаточной мощностью и превосходной управляемостью, как просил Марк. Но только он сможет сказать это...
Ходят слухи, что Марка уже пригласили два других завода [KTM и Aprilia, прим. МОТОГОНКИ.РУ]. Он это отрицает, но мы знаем, что не бывает дыма без огня. И само то, в каком положении находятся пилоты Honda подогревает ситуацию, позволяет таким слухам рождаться...
Кодзи Ватанабе: Боюсь, что ты прав.
«Выйти из MotoGP?.. Нет, мы никогда не отступим! У нас нет иного выбора, кроме как продолжать разработку прототипа, делать быстрейший байк, способный побеждать»
Кажется, что многие из этих слухов распускаются, чтобы оправдать... как-будто все пытаются спастись с тонущего корабля. Если эти слухи беспочвенны, как, по-вашему, мы можем нарушить статус-кво?
Кодзи Ватанабе: У нас нет иного выбора, кроме как продолжать разработку прототипа, делать быстрейший байк, способный побеждать. После каждого моего захода на сайт MotoGP, [после комментариев, которые дает Маркес в эфире], у меня происходит один и тот же разговор с ним: «Мы обязаны дать тебе такой байк, которого ты достоин, какой ты хочешь, и мы сделаем это как можно скорее, не сомневайся в нас». Мы уже нащупали новую надежду, и это прозвучало достаточно четко в одном из наших разговоров. Марк сказал со всей ответственностью: «давайте работать, не сдаваясь до самого конца».
Среди ряда сплетен курсирует и такая, что Honda может уйти из MotoGP...
Кодзи Ватанабе: Нет, мы всегда будем отрицать это. Мы никогда не отступим! Если мы в сложной ситуации, мы скажем об этом, ничего не скрывая. Расскажем, какие шаги предпримем, чтобы исправить ситуацию. Мы всегда честны. Просто обозначить сроки достижения этой цели сейчас нереально.
Инновации и разработки - это не только технологии и «железо», это еще и методологии, стратегии и подход к работе в целом - всё, что помогает развивать компанию
За свою историю в мировом мотоспорте Honda внедрила массу поистине революционных технических решений. Овальные поршни Honda NR500, внедрение двигателя типа «screamer» в NSR500 Мика Дуэйна, двигатель V5 с углом наклона цилиндров в 75.7 градусов, чтобы устранить необходимость балансировочных валов, Pro-Link и прочие. Вы следовали принципу, объявленному Соитиро Хондой - создавать уникальные технологии и никогда не имитировать чужие. Планируется ли какая-то очередная революция или оригинальная идея в MotoGP?
Кодзи Ватанабе: Для сегодняшнего дня, это очень трудная задача - изобрести что-то, что за последние 50 лет еще не было внедрено. Даже в Формуле-1. Когда я завершал свой 4-й сезон в F1, можно сказать, что был измотан до невозможности, поскольку мы проводили сутки напролет в R&D центре, пытаясь изобрести что-то новое, что даст нам преимущество. В итоге, мы привлекли к сотрудничеству отдел разработки бизнес-джетов Honda, чтобы они подсказали решения в области аэродинамики. Сегодня инженеры Формулы-1 уже перепробовали все известные технологии ускорения, даже турбины. Только аэродинамика стала ответом, как можно улучшить производительность. Да, это то, что сегодня мы наблюдаем в MotoGP!.. История развивается по спирали, и сегодня мы в Мото Гран-При видим то же, что мы видели в Формуле-1 несколько лет назад. Но думаю, что есть еще пара-тройка технологий, которые способны расширить наши горизонты... без особенных революций.
HRC сейчас работает над чем-то инновационным?
Кодзи Ватанабе: Целиком новая среда разработки - это большой инновационный проект. Но я не один из инженеров, вовлеченных в него, поэтому не могу об этом распространяться.
Продолжение - третья часть: почему MotoGP как явление очень важно для мотоциклетной индустрии
Первая часть: о причинах, которые привели к спаду после 10-летнего доминирования в MotoGP