МОТОГОНКИ.РУ, 14 октября 2021 - Пришествие Росси в Королевский класс сопровождалось большой аферой со стороны Honda Racing. Когда Валентино стал чемпионом GP250 в 1999, он уже знал, что в следующем году его ждут в HRC, в старшем классе. Но тогда никто не знал двух вещей: в какой команде он будет, на каком мотоцикле и кто будет его шефом.
Дебютная фотосессия Валентино Росси с Nastro Azzurro Honda
В 2000 году Dorna Sports и IRTA анонсировали правило, по которому новобранцы не имели права вступать в заводские команды. Они должны были отработать контракт (1 год - «Rookie Year») в саттелите, прежде, чем подписать новый, с заводской командой. На бумаге, это была хорошая мера поддержки частных команд, она также позволяла сохранить баланс сил, заставляя заводы подписывать договоры с лояльными коллективами, командами развития.
На деле, в первый же день анонса этого правила в HRC нашли способ, как избежать процедуры натурализации для Валентино Росси: специально для него создали эрзац-саттелит - заводскую команду под баннером частной. В 2000 за официальную команду Repsol Honda выступали Тадаюки Окада и Сет Жибернау, а для Росси создали Nastro Azzurro Honda, куда переместили всю бригаду многократного чемпиона Мика Дуэйна под управлением Джереми Бёржесса. Команда Росси, соответственно, получила не только заводскую бригаду, но также и 100% заводской Honda NSR500, как у Тедди и Жиби.
Валентино Росси, чемпион GP500, 2001
Дебютный сезон-2000 Росси начал не так ярко: он ставил рекорды круга, но регулярно падал. Тем не менее, начиная с Гран-При Испании, где он впервые взошел на подиум с Кенни Робертсом-мл. и Карлосом Чекой, дела пошли в гору. Первую победу в GP500 Росси одержал 9 июля 2000 года в Donington Park, выиграв схватку с Робертсом и Джереми МакВильямсом. Дальше, Росси уже не слезал с пьедестала и завершил сезон на 2-м месте после Кенни-младшего.
Сезон 2001 года для Валентино Росси начался с победы в Suzuka над Гарри Маккоем и Максом Бьяджи. В Welkom′е (ЮАР) Росси побил Лориса Капиросси и Тору Укаву. В Хересе, где годом ранее впервые поднялся на подиум, выиграл гонку у Норика Абе и Алекса Кривье. Затем, началось долгое противостояние с Максом Бьяджи из заводской команды Yamaha. Макс и Валентино спорили за победы в каждой следующей гонке, пока, после Гран-При Валенсии чемпионат не отправился в Тихоокеанское турне.
Росси уже лидировал в чемпионате с хорошим отрывом от Бьяджи и Капиросси. Первая из двух решающих гонок состоялась на Twin Ring Motegi (Гран-При Тихого Океана).
Старт Гран-При Тихого Океана, Twin Ring Motegi (2001)
Японский этап поставил точку в притязаниях Бьяджи на титул. В том году у команд Королевского класса еще был богатый выбор вариаций покрышек и даже размеров заднего обода: команды экспериментировали с прототипными колесами диаметром 16.5", но также и с 17-дюймовыми. И Michelin, снабжавшая Yamaha резиной, предоставила команде Бьяджи оба варианта задних покрышек. Бьяджи решил именно в этой гонке пересесть на 17" после тренировочного дня - ему показалось, что эта комбинация обеспечивала лучший держак. Росси же ехал на 16.5". Бьяджи вырвался в лидеры гонки, но вылетел с трассы на высокой скорости, переоценив уровень зацепа в повороте - Росси вышел вперед и выиграл Гран-При, встретив на подиуме Барроша и Капиросси.
После гонки в Мотеги Валентино сказал: «На старте я увидел, что Бьяджи выбрал 17-дюймовую резину. Я сказал себе: "Он определенно будет атаковать в начале заезда, но к середине гонки у него начнутся проблемы". Так что мы взяли неплохой старт, и хотя темп был очень высокий, я не переживал. Мой план был такой - выждать немного и посмотреть, когда у парней начнет пропадать держак. Когда Бьяджи вылетел, на меня стал наседать Баррош. Но благодаря тому, что мы с командой успели провести long run на свободной практике, я был уверен в своих покрышках. Теперь у меня 67 очков преимущества, а математика говорит, что в Австралии мы можем стать чемпионами. Учитывая, что вся моя команда из Австралии, и это по сути мой второй дом, я намерен выиграть именно там».
Старт Гран-При Австралии 2001 года
Как сказал, так и сделал - поставил жирную точку в чемпионате через неделю на Phillip Island Circuit, как раз 14 октября 2001 года. Ему было бы достаточно и 8-го места на финише, чтобы стать чемпионом досрочно, но Валентино решил выиграть Гран-При Австралии!
Это была большая схватка между Росси, Баррошем, Бьяджи и Капиросси, и за несколько кругов до финиша ТОП-10 укладывался в 2 секунды. Тору Укава, Оливье Жак, Шинья Накано, Нориюки Хага, Сет Жибернау и Юрген ван ден Гурберг в теории претендовали на подиум до последнего круга.
Гран-При Австралии, MotoGP 2001 - Бьяджи возглавляет гонку, Росси идет вторым
Валентино так плотно окучивал Барроша в скоростных виражах Phillip Island, что за пару кругов до финиша их мотоциклы коснулись на скорости более 300 км/ч - Росси "догнал" бразильца в заднее колесо, когда у Алекса стал пропадать держак и он стал ошибаться в поворотах. Впереди шли Бьяджи и Капиросси, но Росси знал, где может пройти обоих за один рывок - он ждал последний круг и MG Corner. Ему удался великолепный нырок внутрь поворота на торможении.
Валентино Росси выиграл Гран-При Австралии 2001 года у Макса Бьяджи ценой в 0.013 секунды
Бьяджи попытался контратаковать на выходе из последнего поворота, но чтобы догнать Валентино на линии финиша, Максу не хватило всего 0.013 секунды! Капиросси замкнул ТОП-3 через 0.5 секунды. Баррош не попал на подиум, но пересек линию всего через 0.1 после итальянцев.
Надо отметить, что Валентино выиграл и оставшиеся два Гран-При - в Малайзии и Рио, что позволило ему завершить сезон в доминирующей манере с 325 очками. Бьяджи стал вторым с 219, Капиросси - третьим с 210. Баррош замкнул ТОП-4 со 182 очками.
Фан-клуб Росси, конечно же, готовил для Валентино особый «прикол» на случай досрочной победы в Австралии: его встречали Popolo Gialli - люди в желтых костюмах. После гонки Росси короновали в прямом смысле этого слова.
Ренди Мамоло потчует Валентино Росси тортом в честь победы в чемпионате
Ренди Мамола, комментатор и репортер на пит-лейне Dorna также приготовил Вале сюрприз, угостив новоиспеченного чемпиона кремовым тортом прямо на пресс-конференции после окончания заезда.