МОТОГОНКИ.РУ, 31 июля 2017 - Весной 2013 года вы прочитали о KTM 1190 Adventure, который мы отвезли в самые жуткие пампасы за 500 км от Москвы, чтобы оценить, насколько он хорош «as is», то есть «из коробки», и мотоцикл превзошел все ожидания. В феврале 2015 года произошло другое знаменательное событие, оставившее неизгладимое впечатление в памяти – первый тест-драйв лунохода KTM 1290 Super Adventure, мотоцикла, сотканного из технологий World Superbike и MotoGP, но рожденного для покорения дорог и всякого близкого к off-road пространства. Если 1190 Adventure был просто идеальным воплощением тяжелого туристического эндуро, то 1290 Super Adventure – это, пожалуй, лучшее, что на сей момент существует в природе за свои деньги прямо «из коробки».
Но в том же феврале 2015 KTM показал и нечто, что не прижилось. Мотоцикл, появление которого изначально вызвало больше вопросов, чем идей и ответов: 1050 Adventure – зачем он? Модель просуществовала на рынке только 2 года, после чего ее благополучно заменили. Но не ее одну. Вместе с «1050» из модельного ряда ушел и «1190».
Горевали недолго! На INTERMOT-2016 завод показал целую пачку новинок. Вместо «1190» и «1050» сразу 5 (пять!) новых Adventure и Super Adventure. Насколько новой (кроме доработки, рестайлинга и более конкретной спецификации) можно назвать серию «1290 S, T и R» 2017, сказать не берусь. А по поводу новеньких KTM 1090 Adventure и Adventure R сразу же родился вопрос: ба, старый знакомый «1050», но в новой шкурке! Неужели такой же… «странный», каким был в 2015?
KTM 1090 - Adventure?
Чтобы ответить на этот вопрос я взял 1090 Adventure и махнул на нем в те самые пампасы, где побывал в 2013 году на «1190».
Двигатель. Федот, да не тот! Во-первых, когда KTM запускал «1050», байк изначально был рассчитан на самых начинающих «искателей приключений»: двигатель мощностью 95 л.с. (т.е. до 100 л.с.), предельно упрощенная конфигурация электроники, шоссейные подвески – все это было рассчитано на пилотов, только что слезших с 500-кубовых мотоциклов, но еще не получивших права полноценной категории «А2» для езды на 1000-кубовых мотоциклах.
Тест-драйв KTM 1050 Adventure (2015): двигатель кажется таким же, как у 1190, на деле, только скроен по тем же лекалам, но внутри совсем иной
перейти в фотогалерею
Идея 2015 года не прижилась, и тогда завод выдохнул. Двигатель, построенный лишь по концепции 1190-кубового, а по факту, совершенно новый, был слишком underpowered, как говорится. Взяв его практически без каких-либо изменений, KTM без проблем поднял мощность до 125 л.с. Помните, что «1190» выдавал 160?.. какие-то 140 «кубиков» разницы. Потенциал пиковой мощности у «1090» будет-то и повыше 125, но это своеобразное мерило, уровень. Вот и у BMW тоже 125… можно сравнить, пощупать, ощутить и принять решение... новая цель - нанести "визит вежливости" в стан конкурентов.
У этого мотора два лица. Он может сделать мотоцикл чоппером на загородном шоссе, а может раскочегарить его до 180 км/ч, причем, без малейших намеков на достижение пределов по аэродинамике. Никакого вобблинга, устойчив как скала! Причем, шлем flip-up потребовалось закрыть лишь когда на спидометре появились цифры более 150 км/ч.
Извилистые дорожки - эх, они слишком короткие у нас в Подмосковье, чтобы насладиться ходовыми характеристиками Advenutre...
В качестве «чоппера» 1090 Adventure мне удружил в понедельник вечером, когда было решено прокатиться по томному Подмосковью через Барвиху-Рублево и дальше, на запад. Трафик на Рублево-Успенском всегда чуть плотнее, чем хочется, но некоторая внутренняя интеллигентность местной публики не позволяет вылезать на встречку, обгонять по обочине и переходным дорожкам. И если едет перед тобой кто-то 60 км/ч, то ни один Bentley не вякнет ему в спину. Мотоциклисты на Рублевке куда менее сдержаны, если не сказать грубее... Парни, не на МКАДе уже!.. Поэтому обитатели этих мест предпочитают мощные моторы, способные тянуть байк и на 60 км/ч с тем же кайфом, что и на 160. Кто понял жизнь, тот, как известно, не спешит, а наслаждается каждым моментом.
KTM 1090 Adventure способен на такое! Хотя 125 л.с. мощности и 109 Нм крутящего момента не могут «поднять» мотоцикл на высшей передаче с 25 км/ч (как легко сделал бы «1290»): моторчик начинает чихать. Но достаточно сбросить вниз одну ступень – et voila! – можно чопать 40-60 км/ч на 2500 об./мин., наблюдая расход топлива, стремительно приближающийся к 3.5 л/100 км.
KTM 1090 Adventure отлично рулится, хотя при полном баке ощущается куда тяжелее, чем Honda CRF1000L
По началу, звуком выхлопа я остался недоволен. После Honda CRF1000L Africa Twin, где этот параметр близок к моему внутреннему идеалу, у KTM «банка» звучит глуховато, как пустая бочка. В общем, на низах особого наслаждения саундом нет. Но смысл этого мотоцикла все же не в дефиле по Рублевке, а в хорошем прохвате по шоссе. Характер мотоцикла весьма агрессивный, но чтобы это понять, нужно крутить движок. Тут появляется и звучок, и подхват, да еще какой!
На тормозах, машинках и обвесе в KTM никогда не экономили, какой бы бюджетной не являлась модель - Magura и Brembo - везде!
Можно ли сравнивать новый 1090 Adventure с «1050» или это все же замена для «1190»? Когда в KTM думали над тем же вопросом, наверное, пришли к мнению, что из двух зол выбирать нельзя, и получился совершенно другой мотоцикл.
Полагаю, KTM 1090 Adventure – главный и прямой конкурент для Africa Twin, способный оттяпать у японца долю клиентов. Почему?
За рулем KTM 1090 Adventure: на толстый fatbar легко можно поставить любой навигатор
По концепции, эргономике и посадке новый 1090 Adventure ничем не уступает старшим братьям. Ведь «1190» был ультимативным турэндуро, ответом на R1200GS и иже с ними. Вопрос с «гусями» в Австрии решили раз и навсегда, выпустив «1290». Но нужен был промежуточный байк меньшего веса, меньшей энерговооруженности и гораздо ниже по цене, нежели «1190». В 2014 году Honda показала CRF1000L, решив судьбу «1190»: он из разряда топовых моделей тут же перешел в «переходные», но по-прежнему не слишком доступные. KTM 1090 Adventure, будто нарочно подгоняли под «африканские» лекала, чтобы нам было что сравнивать.
Актуальный расход топлива при езде на все деньги - 5.8-6.0 л/100 км - это более 300 км на одном баке
У обоих вполне самодостаточная электроника: бортовой компьютер в базе, трекшн-контроль с несколькими уровнями, 2-канальный ABS без «рейсинговых» наворотов. На асфальте едут одинаково. Несмотря на разницу в 30 л.с., по максималке голый KTM (без багажа) лишь на 10-15 км/ч быстрее Honda (мне удалось разогнать «1090» до 232 км/ч), по динамике чуть-чуть лучше; аналогичный по расходу топлива, но имеющий больший запас хода, благодаря 23-литровому баку (у CRF – 18.8 л). На полном баке я легко проехал 325 км, при этом экономайзер KTM демонстрировал запас еще на 10 км, а средний расход составлял при этом 5.8 л. Это немного больше, чем в аналогичном темпе мне позволял в Европе CRF1000L. Они даже весят одинаково – около 226 кг в снаряженном состоянии.
Выкатиться в недавно перепаханное поле и прошпилить его насквозь - не проблема, но руль нужно держать в руках крепко!
Разница ощущается, стОит съехать с асфальта на неровности или в жижу. Литые колеса KTM обуты в шоссейные покрышки (19" и 17"), шасси базируется на достаточно простых подвесках WP. Сразу же начинает чувствоваться отсутствие того самого – «катеэмовского»… – танковой вседозволенности!
Тормоза Brembo останавливают 1090 Adventure без малейших намеков на клевки и подергивания
Проблем с прохождением неровностей нет. Но более высокий центр тяжести Adventure тут же дает о себе знать, и на жестких дорожных подвесках и колесах мотоцикл начинает колдобины нервозно перескакивать, а не изящно перелетать. Опять же: это совсем не проблема, если вы готовы к агрессивному штурму, если руль в руках держите уверенно и в полную силушку! Нет вальяжности и изящества, которые демонстрирует японец.
KTM 1090 Adventure R - с коротким ветровиком и на высоких подвесках со спицовкой, Ready to Race Off-road
И версия KTM 1090 Adventure R – это решение. Но здесь разница в цене уже в пользу Africa Twin: за off-road'ные подвески (вилку диаметром 48 мм и амортизатор WP PDS) с ходом 220 мм, а также фирменные спицованные колеса с бескамерными покрышками 90/90-21" и 150/70-18" придется доплатить 70 тыс. Но в KTM Россия придумали очень эффективный ход, чтобы сгладить эти шероховатости: в подарок к 1090 Adventure и Adventure R дают набор фирменных кофров, который стоит примерно столько же!
Итого
И вот главный вопрос: взял бы я себе 1090 Adventure вместо Africa Twin? Ответа у меня нет! Мне нравится Honda, но с Africa Twin я проехал уже более 7000 км и знаю байк, как свои пять пальцев, и это лишает меня независимости в суждении, ибо плюсы есть и у того, и у другого. Свои. Собственные.
KTM 1090 Adventure подойдет людям с активной позицией кисти правой руки, ибо крутить гашетку Mr.Motorhead требует ежесекундно! Преимущество KTM в мощности несомненно проявится на шоссе при хорошей загрузке: с кофрами и пассажиром. У KTM гораздо более удобное сиденье, чем у Honda, что позволяет проезжать большие расстояния за один присест, и это большой плюс.
Что мне импонирует в Honda больше всего, так это гладкость двигателя, а также плавнейший ход на асфальте, плюс, легчайший съезд с дороги на любой грунт, чего я не нашел в «1090». Большой V-Twin KTM по-умолчанию генерирует больше вибраций, но кому-то это нравится, ибо «будоражит» и «создает нужные позитивные вибрации». И уверен, вопрос со съездом в пампасы раз и навсегда решается выбором версии «1090 R». Агрессивность KTM понравится тем, кто привык брать дорогу штурмом, и кто попробовав Honda на тест-драйве, сразу же заявил, что «95 силенок - маловато». А вы возьмите на тест KTM! Возможно, вот оно то, чего не хватало.
Стоимость KTM 1090 Adventure в Байк Ленде с подарочными кофрами – 899900 руб. (на момент подготовки статьи).
Идеальная комбинация: KTM + BLAUER + FOX LEGION!
Кстати, экипировка FOX LEGION, изначально разработанная для езды на эндуро и туринговых эндуро (то есть не быстро), идеально подошла и для стремительного KTM. С базовой аэродинамикой за весь тест у меня не возникло ни единой причины для негативных комментариев. На улице стояла изнурительная жара, но пару раз пришлось проехать через небольшой дождь. Умная оболочка FOX идеально отработала, а обтекатели Adventure отсекли лишнюю влагу, пыль и грязь. Шлем BLAUER, предоставленный на испытания компанией MotoRRika, подошел для Adventure не только цветом, но и в целом, по формату. Всю дорогу я слушал разные залихватские музоны, подключив свой телефон к ScalaRider PackTalk - одному из самых продвинутых коммуникаторов на рынке. Возможно, присутствие в ассортименте некоторых саундтреков стало причиной увеличения расхода топлива, но это... было по кайфу и того стоило!
Фотографии: автора и Таисии П.