МОТОГОНКИ.РУ, 19 июня 2024 - Ответ на вопрос - «зачем?» - лежит на поверхности последние 2-3 года: в World Supersport 300 мотоциклы стали играть первоочередную роль после того, как пилотов уравняли по весу. Когда на решетке 30 гонщиков одинакового уровня и на почти одинаковых мотоциклах, незначительные детали настройки или тюнинга решают за пилота, каким он приедет. Средний уровень стал слишком средним.
Аналогичная проблема и в Moto3, где за победу могут бороться 10 человек, а судьба гонки решается на последних метрах дистанции. Для зрителей это, конечно, классное шоу. Но с точки зрения спорта, стал действовать обратный эффект: запредельная конкуренция пакетов (мотоцикл+пилот+команда) убила конкуренцию чисто спортсменов. Любые уловки идут в дело, чтобы оказаться впереди на стартовой решетке, и только драконовские меры со стороны Дирекции MotoGP удерживают молодых гонщиков от самых грязных приемов, чтобы оказаться хотя бы на пару позиций впереди.
Но об этом в FIM не говорят. Они говорят, что на рынке сложилась новая ситуация
Supersport 300 как мировая гоночная категория появилась в рамках World Superbike в 2017 году. Этот класс был создан по запросу производителей - Honda, Yamaha, Kawasaki, KTM и Suzuki вошли в организационную группу и в течение 2016 года создали технический регламент и стандарт SSP300, которым мы сегодня пользуемся.
Мотоцикл с 1-цилиндровым двигателем объемом 300 куб.см. или 2-цилиндровый 400 или 500-кубовый байк с серийным мотором и на серийном шасси - такова была идея.
Однако, так было недолго. Yamaha Racing первой из всех компаний подготовила годный Race Kit для YZF-R3, и Yamaha тут же стал эталоном класса SSP300.
Затем, свой вариант гоночного RC390 представили в KTM, но он оказался слишком дорогим для массового использования. Honda так и не включилась в битву. Первым мотоциклом, который HRC хотела внедрить в SSP300, был чисто уличный CBR500R, который оказался слишком тяжелым для гонок. Он и сейчас омологирован, но его никто не использует. В Suzuki думали, что GSX-R250 станет неплохим мотоциклом начального уровня, но он так проигрывал конкурентам в скорости и динамике, что никогда так и не появился на стартовой решетке. Kawasaki начали свой путь с 300-кубовым Ninja, но вскоре поняли, но "четырехсотка" зайдет лучше - и это случилось! Как только FIM омологировала 2-цилиндровый Kawasaki Ninja 400, этот мотоцикл стал новый эталоном класса SSP300. Кстати, именно с Kawasaki первой и пока единственной чемпионкой мира в чисто мужском классе стала Аня Карраско, которая теперь выступает в WorldWCR.
FIM очень долго пыталась уравнять (сбалансировать) потенциалы разных мотоциклов, придумывая разные рестрикционные схемы. В итоге многолетней селекции, в чемпионате остались два ключевых конкурента - это Yamaha R3 и Kawasaki Ninja 400, KTM RC390 по-прежнему присутствует, но представлен только двумя командами с поддержкой из Маттигхофена, так что Кубок производителей им не светит.
И все же, сегодня это самый массовый гоночный класс в кольцевых мотогонках по всему миру! На некоторые этапы WorldSSP300, например, в Испании и Италии заявляются по 53-56 человек, включая wildcard от местных федераций и одноразовые заявки от команд из национальных чемпионатов. Из них, от 10 до 20 человек традиционно не проходят квалификационный отсев в 107% от лидера класса.
FIM считает, что разница в скорости и мощности между SSP300 и Supersport перестала быть адекватной с приходом Next Generation (мотоциклов с двигателями более 600 куб.см.)
"Трехсотки" слишком простые, тогда как современные Supersport 600 и NextGen - это сверхсовременные мотоциклы с полным комплектом управляющей электроники, стратегиями и менеджментом.
Цитата из пресс-релиза FIM: «Также стоит учесть, что смена дизайна мотоциклов вызывает интерес у производителей к демонстрации их в мировом мотоспорте с целью лучшей представленности в медийной сфере».
Иными словами, производители, которые инициировали класс «300» в 2016 году, теперь говорят Dorna и FIM, что он больше им не интересен
По предварительным оценкам, новый "начальный" класс будет опираться на уличный стандарт новых 2-цилиндровых моторов объемом 500-700 куб.см., а прототипом новой категории может стать Yamaha YZF-R7. Этот мотоцикл уже сейчас является технической базой для нового женского чемпионата WorldWCR, стартовавшего в Мизано в минувшие выходные. В FIM считают, что "новые шестисотки", хотя они априори гораздо слабее "классических шестисоток" с рядными 599-кубовыми двигателями, прекрасно подойдут для юниоров и пилотов в возрасте 16-19 лет.
Комиссия FIM по Супербайку взял несколько месяцев на проработку технического регламента, который будет объявлен осенью 2024 года.
Известно прямо сейчас, что новый класс заменит WorldSSP300 уже в 2026 году.
То есть, следующий сезон станет последним в истории SSP300, как минимум, в рамках World Superbike.