МОТОГОНКИ.РУ, 19 февраля 2025 - Итак, куда движется индустрия мотоспорта в медийной сфере? Есть, как минимум, три глобальных фактора, способных либо спасти, либо похоронить ситуацию.
Чисто британская боль
TNT Sports, транслирующий MotoGP в Великобритании, на следующей неделе завершает сделку по покупке Eurosport. Одновременно с этим, телекомпания объявила об увеличении стоимости пакета Motorsport, в который теперь ходят прямые трансляции MotoGP, British Superbike и WorldSBK с 6,99 до 30,99 фунтов стерлингов в месяц, что означает повышение цены на 450%.
TNT Sports принадлежит американскому Warner Bros. Discovery, генеральный директор которого Дэвид Заслав получает годовую зарплату в размере 40 миллионов фунтов, а также опционы на акции на сумму до 150 миллионов в год.
Трюк в том, что пакет TNT будет включать прямые трансляции MotoGP, самую дорогую его часть, а Супербайк идет в качестве "бонуса". Что фактически лишает фанатов Супербайка выбора - смотреть BSB и WSBK, если они не хотят смотреть Гран-При.

Стюарт Хиггс, директор British Superbike
Хотя это может навредить обоим чемпионатам из-за снижения количества просмотров, директор серии BSB Стюарт Хиггс оптимистично настроен: поглощение TNT может привлечь больше зрителей, считает он. И даже вовсе не благодаря MotoGP!
Вот, как он это видит:
«Наши спонсоры и спонсоры наших команд хотят быть на рейтинговой медийной платформе, где есть и другие виды спорта премиум-класса. Мы договорились таким образом, что TNT Sports будет анонсировать наши события в ходе других трансляций. Например, презентация British Superbike на Brands Hatch будет представлена в ходе трансляции, скажем, игры Manchester United-Arsenal. Комментаторы скажут: "А на TNT Sports 4 идет BSB на Brands Hatch", а я думаю, что это хорошо» - сказал Хиггс.
Также, Хиггс посоветовал фанатам мотоспорта искать пакетные предложения на альтернативных стриминговых платформах, которые включают TNT Sports. Он уверен, что это может быть дешевле чуть ли не вдвое. Например, треть этапов BSB 2025 года будет транслироваться в прямом эфире на бесплатном канале Quest TV, который также будет показывать подборки лучших моментов BSB и все MotoGP Sprint Race сезона.
Для Хиггса главное, что TNT может вывести British Superbike на глобальный уровень, и что его чемпионат увидят подписчики со всего мира, а не только британцы: «Я думаю, что здорово иметь все ключевые гоночные серии на одном канале - MotoGP, BSB и World Superbike»
Но TNT Sports в недавнем прошлом уже обвинили в попытке создания монополии на вещание в области велоспорта на территории Великобритании, что также привело к заведению дела в Управлении по конкуренции и рынкам. Но «манипулирование рынком», в чем компанию обвинили, не мешает ей провести аналогичный трюк с мотогонками.
В Великобритании много разных антимонопольных законов, потому что монополии действительно вредны для потребителей. Как только компания получает полный контроль над любой сферой бизнеса, она обычно пользуется этим, чтобы заработать больше: пример взлета цены на TNT - хороший пример.
Продажа MotoGP Liberty Media неоднозначна
И это причина, по которой покупка Dorna Sports американской Liberty Media до сих пор не получила одобрения ЕвроКомиссии (ЕК).
Ведь как только Liberty завершит сделку, MotoGP и WSBK окажутся в одних руках вместе с Формулой-1. Эта глобальная монополия на моторный спорт премиум-класса, как опасаются еврочиновники, в итоге скажется на расходах потребителей. Ценник на трансляции MotoGP и сейчас достигает 135 фунтов в год, почти столько же стоит подписка на World Superbike. Вместе, 250 фунтов или по 28 фунтов в месяц, что лишь немногим дешевле, чем предложение TNT Sports.
В 2006 году подобное уже происходило, но ЕвроКомиссия разрубила узел, заставив CVC Capital, владевшей и MotoGP, и Формулой-1, продать один из чемпионатов, и тогда MotoGP купила инвестиционная группа Bridgepoint. На сделке с Liberty она может заработать 600% прибыли. Сам факт этого мало кого волнует: бизнес есть бизнес. Но всё остальное...

Кармело Эспелета, босс MotoGP и президент FIM Жорж Виегас, один из главных промоутеров сделки с Liberty
Есть ли правда в том, что Liberty Media выведет MotoGP на новый уровень, или просто начнет стричь капусту?
Правда в том, что MotoGP действительно остается недооцененным в мировом масштабе событием, а уровень спонсоров в нем гораздо ниже, чем чемпионат действительно заслуживает. И это сказывается на стабильном росте чемпионата, прежде всего, команд, для каждой из которых это бизнес-план на один сезон.
Тереза Рибера из ЕК говорит: «Приобретая Dorna Sports, Liberty Media будет владеть коммерческими правами на два самых популярных вида моторного спорта в Европе - Формулу-1 и MotoGP. Нам нужно тщательно оценить, может ли это приобретение негативно повлиять на европейских вещателей, например, с точки зрения увеличения лицензионных сборов, и в конечном итоге на европейских потребителей и поклонников гонок из-за более высоких цен»
И одним из ключевых моментов, почему расследование ЕК затянулось, является другая сделка Liberty Media, за которой Тереза Ривера намерена следить очень внимательно - как поведут себя американские медиамагнаты, какие решения они примут в первую очередь...

LiveNation Entertainment
Речь идет о дочерней компании Liberty - Live Nation Entertainment и ее кампании по поглощению Ticketmaster в США. Минюст США уже начал расследование и оформил дело в суде по поводу этой сделки как предполагаемого создания монополии в одном из быстро растущем секторе рынка развлечений - индустрии живой музыки и концертов.
Минюст США утверждает, что «доминирование Live Nation-Ticketmaster в экосистеме живых концертов наносит вред фанатам, инновациям, артистам и площадкам»
Неудивительно, что есть опасения о подобном эффекте и от объединения Формулы-1 с MotoGP в руках одного владельца.
Поскольку Ticketmaster является международной компанией, на сделку с Live Nation уже обратил внимание и британский антимонопольный комитет: регулятор считает, что это однозначно окажет негативное влияние в сфере прав потребителей.

Тереза Рибера, ЕвроКомиссия
И у них уже есть пачка доказательств, что именно так Liberty и действует: примером является кейс с туром воссоединения группы Oasis, который Live Nation-Ticketmaster промоутировал, и где компания ввела так называемую «систему динамического ценообразования» прямо в ходе он-лайн продаж, не предупреждая клиентов.
Клиенты в режиме реального времени видели, как росли цены. Он-лайн очередь позволяла им купить билеты заранее, но она постоянно увеличивалась, как и ценник. В конце концов, стоимость билетов выросла вдвое из-за ажиотажа. Билеты можно было купить без очереди через "аукцион", предложив свою, более высокую цену, и на базе этого спроса сервер генерировал новую "базовую" - более высокую цену.
Но ЕвроКомиссия исследует и потенциальные выгоды от сделки по MotoGP. Рибера не скрывает: «Мы открыто рассмотрим любые обоснованные заявления сторон о возможных выгодах, которые это приобретение может принести фанатам, отрасли и потребителям».
Liberty считает, что получит зеленый свет от ЕК, поскольку таких выгод на бумаге они представили ЕК целую пачку. Но прямо сейчас это не выглядит очевидным. И если сделка состоится, фарш невозможно будет провернуть назад
Dorna настаивает на выгодах от сделки, и это очевидно, потому что Liberty погасит ее грандиозный долг перед испанскими банками. При этом, семья Эспелета уже заработала супер дивиденды по итогам 2023 года, так что если продажа состоится, им можно будет смело увольняться и жить до конца дней в роскоши, не работая. Но если сделка не состоится...
Дан Россомондо, американский бизнес-босс Dorna уверен, что сделка с Liberty принесет MotoGP грандиозную пользу. Он приводит в качестве примера стремительный рост подписчиков YouTube-канала MotoGP, который насчитывал лишь 300 тысяч в конце 2023 года, но после анонса сделки с Liberty вырос до 7 миллионов.
Другим активным энтузиастом этого является директор Aprilia Racing Массимо Ривола, пришедший в MotoGP после длительной работы спортивным директором заводской команды Ferrari F1: «MotoGP обеспечивает лучшее шоу, но мы не получаем ответной реакции, адекватной этому уровню. Поэтому я очень хочу видеть Liberty на борту. Американцы хороши в маркетинге, судя по тому, что они сделали в F1. Похоже, у них есть своего рода магическая сила, и нам нужно это их магическое прикосновение к MotoGP».
Есть надежда, что буйный рост базы фанатов MotoGP принесет и значительный рост cash-flow. Чемпионат всегда боролся за привлечение новых спонсоров, которых заслуживает. Но показатели не впечатляют глобальные корпорации. Нужен другой подход, другие акценты.
Европейская комиссия должна завершить расследование сделки Liberty в мае, тогда, возможно, сделка будет закрыта к концу июня. На полгода позже, чем должна была.
Спасти рядового KTM от бизнес-стервятников
Следующий вторник, 25 февраля станет днем «X» для KTM, когда кредиторы неплатежеспособной компании сядут вместе с за одним столом и решат ее судьбу. Кредиторов много, и они требуют от KTM более 2 миллиардов евро. Реструктуризация компании уже началась, что позволило привлечь новый капитал. Но основной план реструктуризации долга - это всё в данной ситуации, поскольку он либо будет принят, и тогда новый капитал можно будет использовать, либо не будет, и тогда это просто не будет иметь значения. KTM предлагает вернуть кредиторам 30% того, что задолжала. Затем, возвращать остальное со временем.
План должен быть принят на голосовании представителями Клуба кредиторов, суммарно владеющими 50% или более общей суммы долга. Если это произойдет, KTM сохранит статус самоуправляемой компании и сможет начать привлекать сторонние средства на СВОИ счета, самостоятельно РАСПОРЯЖАТЬСЯ ими и ИСКАТЬ ВЫХОД из сложившейся ситуации. Если нет, будет введено внешнее управление, и любые средства, поступающие на счета компании пойдут на безусловную выплату долгов, при этом работу компания возобновить уже вряд ли сможет.

Спасти KTM от бизнес-стервятников
Всё шло неплохо, пока в деле не появился Whitebox, американский хедж-фонд, решивший ворваться в еще не начавшийся дележ австрийской компании, чтобы получить над ней контроль. Сама Whitebox в действительности имеет часть долга KTM и поддержку некоторых кредиторов, поэтому ее участие в процессе имеет большое значение.
Потеря KTM станет катастрофой для MotoGP особенно в свете отсрочки сделки с Liberty: это здорово ударит по реальной стоимости чемпионата, его стабильности
Whitebox соблазняет кредиторов проголосовать за свой план, предлагая им не менее 45% от того, что им причитается против 30%, которые может сразу дать KTM. Этот план может быть хорош для кредиторов, но он, безусловно, плох для нынешних владельцев KTM.
Whitebox имеет репутацию фонда-стервятника, имеющего огромный опыт в проблемных долгах с высоким риском, но и высокой доходностью.
Инвестирование в проблемные долги может быть очень прибыльным, поскольку долг можно купить с большими скидками, а затем (если все пойдет хорошо) позже продать по гораздо более высокой стоимости.
На прошлой неделе Whitebox обвинила руководство KTM в саботаже ее предложения и в настоящее время собирает коалицию кредиторов, чтобы проголосовать за свою схему. Предложение Whitebox сводится к тому, чтобы выкупить долг KTM за сумму от 1.2 до 1.5 миллиарда евро здесь и сейчас. И те кредиторы, которые хотели бы получить свои деньги назад незамедлительно, могут встать на сторону Whitebox. Их немало.
Но кто знает, какие планы у Whitebox относительно KTM на самом деле? Кто стоит за ними?
В любом случае, нет никаких гарантий, что проекты KTM в MotoGP выживут. Сейчас этого не знает никто, кроме агентов по реструктуризации, самих боссов KTM, а также индийского Bajaj, которому принадлежит 49,9% акций KTM.
Когда решение будет принято, его примут не люди с эмоциональной привязанностью к гонкам, вроде уже бывшего президента Штефана Пире, а хладнокровные финансисты, которые смотрят на мир через призму чистой прибыли

Штефан Пирер, все еще глава Pierer Mobility Group
Если они посчитают, что MotoGP важен для будущего KTM, проект будет продолжен. Если нет, и MotoGP - это лишь ненужные расходы, всё может прекратиться незамедлительно. Есть только надежда, что если это случится, агенты по реструктуризации смогут найти подходящего покупателя для KTM Factory Racing, который подхватит проект.
Компания Ducati проходила через эти муки, прощаясь с дочерним брендом Cagiva в 1994 году. Cagiva обанкротилась, поставщики остались без оплаты, производственные линии остановлены. Точь в точь, как сейчас происходит с KTM.
Когда банки пришли на помощь Борго-Панигале, они изложили четкий план: Ducati могут продолжать свою программу в World Superbike, потому что успех бренда на мировой арене зависел от спортивного имиджа, но проект Cagiva в MotoGP, как не дающий никаких преимуществ, был незамедлительно закрыт.
Ситуация с KTM быстро меняется и далека от ясности. Единственное, что ясно уже сейчас, потеря почти четверти стартовой решетки MotoGP станет ударом по чемпионату и может иметь существенный негативный эффект для сделки с Liberty. Ну, это помимо того эффекта, который будет нанесен всей индустрии мотоспорта и непосредственно сотням людей, вовлеченных в проекты KTM.