МОТОГОНКИ.РУ, 13 сентября 2024 - Когда в октябре 2023 года команда Ratchet Motorrika решала, каким будет следующий сезон, в расчет брали два ключевых момента: Антон Федоров, став вице-чемпионом в классе Supersport на Yamaha R6, без колебаний заявил о намерении довести дело до победы – стать чемпионом России. Ситуация с чемпионатом изменилась на рубеже сезонов, LEMARC чемпионат России провели в формате 2-х этапов, тогда как полноценный, многоэтапный чемпионат «Моторинг» лишился статуса, но не лишился из-за этого своей привлекательности.
Вся правда о Ducati V2: откровенный отчет Ratchet Motorrika о дебютном сезоне в Supersport
перейти в фотогалерею
Тогда, при обсуждении с командой и партнерами, среди которых для команды Ratchet и Антона «Motorrika» была №1, Артур Коробкин задал Федорову ключевой вопрос: «ОК, мы выиграем чемпионат. А что дальше?» Было принято решение, что после победы в чемпионате, Ratchet и Федоров возьмут курс на переход в Superbike. Это стало решающим моментом с выбором стратегии на сезон 2024 года – и далее.
«Если говорить о Ducati V2, это по сути своей «литровый» мотоцикл с «шестисоточным» мотором, - считает Коробкин. – Но ехать на нем нужно «по-литровому», и мы пришли к мнению, что для перехода в Superbike Антону нужен мостик – переходной мотоцикл, с которым он научится ездить на «литре», не меняя класса в этом году. Ducati V2 отлично подходил для этого, к тому же, мы в Motorrika обладаем солидным опытом в работе с Ducati. Притом, мы прекрасно понимали и финансовую составляющую: мотоспорт – дорогой спорт, и был такой нюанс, как бюджет».
Вся правда о Ducati V2: откровенный отчет Ratchet Motorrika о дебютном сезоне в Supersport
перейти в фотогалерею
Бюджет также оказался на стороне Ducati. Парадокс? Отнюдь. В 2023 году Антону Федорову пришлось купить новый Yamaha R6, но по ходу сезона мотоцикл был перестроен несколько раз, и для завершения сезона потребовались списать два мотора. Также, R6 несколько раз подкидывал команде проблем – традиционные ресурсные узлы, такие как сцепление, летели всё чаще и чаще, с тем, как Антон стабильно ускорялся и начинал «нависать» над соперниками по чемпионату.
Бюджет на покупку Yamaha R6 «без документов» (только для гонок) – порядка 2 млн. руб, плюс, подготовка моторов. Тогда как амортизатор, картриджи в вилку, тормозные диски, что на Ducati, что на Yamaha стоят одинаково. Даже покупка б/у R6 требует переборки основных узлов, а также заменой их, поскольку год активной эксплуатации в гонках по ресурсной амортизации можно приравнять к пяти сезонам дорожной эксплуатации.
Вся правда о Ducati V2: откровенный отчет Ratchet Motorrika о дебютном сезоне в Supersport
перейти в фотогалерею
Расчеты показали, что приобретение Ducati V2 вместе со всеми необходимыми «допами» для соответствия российскому регламенту вышел бы в те же деньги, что новый Yamaha R6 со складом готовых двигателей. Также, наличие запасных частей на современный Panigale V2 в открытом доступе оказалось лучше, чем на Yamaha. Решение было принято после первых тестов, которые в октябре 2023 года команда провела в Грозном.
«Мы наладили контакты с коллегами из World Supersport, изучили их опыт и отзывы, и решили принять мировую философию, которая сейчас превалирует в World Supersport: взять Ducati V2 с тем, чтобы затем было проще переходить в Superbike. Чтобы Антон изучил поведение «литра», сменил стиль пилотирования, подготовился физически к следующему шагу. Чтобы переход был легче» - рассказывает Коробкин.
Вся правда о Ducati V2: откровенный отчет Ratchet Motorrika о дебютном сезоне в Supersport
перейти в фотогалерею
Первой проблемой Федорова была попытка поехать на Ducati, как на «шестисотке». В начале сезона результаты его из-за этого никуда не годились. Только после двух первых событий сезона, 1 этапа LEMARC чемпионата России, с которого началось лето, а затем 1 этапа A5Motors Motoring, Федоров раскрыл для себя особенности пилотирования Ducati.
Ducati V2? Это литровый мотоцикл с дефорсированным мотором: философия Superbike с двигателем «шестисотки», но на котором нельзя поехать как на «шестисотке»
Смена стиля позволила раскрыть потенциал комбинации длинного шасси Ducati и высокой тяги V2 на выходе из поворотов. Антон научился скользить, ломая траектории, а также активно тормозить мотором, что его ускорило.
Вся правда о Ducati V2: откровенный отчет Ratchet Motorrika о дебютном сезоне в Supersport
перейти в фотогалерею
Прорыв произошел на 3 этапе «Моторинга», где Федоров одержал уверенную победу в гонке, использовав все преимущества Ducati. Затем последовала еще одна победа, на этот раз, в спринте 2-го этапа LEMARC чемпионата России. Она вывела Антона в лидеры национальной серии, и он оформил заветный титул чемпиона России на следующий день, проведя сильную и выверенную гонку против Анастасии Беляковой и лидировавшего в тот момент в чемпионате Кирилла Биткова.
Первая цель была достигнута.
Вся правда о Ducati V2: откровенный отчет Ratchet Motorrika о дебютном сезоне в Supersport
перейти в фотогалерею
Вторая – победа и в «Моторинге» оказалась под угрозой из-за двух последовавших неудач из-за крайне противоречивой ситуации с пробоем совершенно новой задней покрышки на Moscow Raceway и потери победы на «Игоре» из-за проблем с новыми мотоботами. Потерянные за эти два этапа очки позволили соперникам сократить отставание, а Владу Гордейчуку – выйти в лидеры класса за этап до финала с преимуществом всего в 4 очка. Развязка дуэли Федорова и Гордейчука – драматична, но в итоге, ни один из них не выиграл: после инцидента чемпионкой «Моторинга» в классе Supersport стала Белякова, которая перед стартом финала даже и не помышляла о том, что ей удастся преодолеть отставание от парней в 10 очков…
Забегая вперед, Антон Федоров вместе с командой решил остаться в классе Supersport еще, как минимум, на сезон, чтобы лучше раскрыть потенциал Ducati и побить существующие рекорды круга. Ну, и постараться достичь второй цели.
Вся правда о Ducati V2: откровенный отчет Ratchet Motorrika о дебютном сезоне в Supersport
перейти в фотогалерею
Все произошедшее с финала LEMARC чемпионата России на Moscow Raceway и до 5 раунда «Моторинга» в «Игоре» дает понять, что наличие Ducati не гарантирует победу в каждой гонке. Белякова одержала победы в двух больших спорах с Владом Гордейчуком и Антоном Федоровым. Гордейчук доминировал на Yamaha R6 в схватках с действующим на тот момент чемпионом Supersport Дмитрием Сединым, а затем уехал от Ducati Федорова и Биткова в «Игоре»
Артур продолжает: «Прогресс, который показал Антон в этом сезоне, это его персональная заслуга, плюс, работа команды. Мне нравится с ним работать, потому что он не высокомерен и готов критически к себе относиться, принимать критику со стороны, изучать слабые моменты, совершенствовать их. Когда мы изучали, как едут соперники, как он сам едет, как пытается свешиваться, как меняет развесовку, понимали, к чему стремится. Меняли план работы, корректировали стиль. И вот на 3 этапе «Моторинга» у него всё получилось именно так, как мы планировали. К тому моменту и мотоцикл был готов к этому на 100%. Больше ни мотоцикл не «мешал» пилоту, ни пилот – мотоциклу. Всё сложилось. Дальше, мы двигались по плану».
Вся правда о Ducati V2: откровенный отчет Ratchet Motorrika о дебютном сезоне в Supersport
перейти в фотогалерею
Прогресс новичка Supersport Влада Гордейчука также очевиден и легко объясним: Влад впитывает всё новое, не вдаваясь в анализ посторонних деталей, только то, что работает – использовал это весь сезон. Кроме того, он 100% спортсмен, воспитываемый в этом ключе с детства, что облегчило восприятие нового материала. Белякова уже по сути является профессиональным спортсменом последние 3 года, блестящий дебют в титульном классе Supersport – и победа в итоге в «Моторинге» прогнозировались многими. Сложность для Федорова в данной ситуации в том, что он занимается мотоспортом на уровне профессионалов, которые в жизни занимаются только спортом, руководя параллельно собственным бизнесом, что всегда оттягивает массу внимания и сил. Но именно такой подход позволил Ratchet Motorrika создать этот удивительный гоночный шедевр – Ducati Panigale V2 в версии для российских серий.
Ducati Panigale V2 / Ratchet Motorrika
Конфигурация Ducati Panigale V2 модели 2024 года относительно проста. На 90% это мотоцикл «из коробки», с которого снято всё лишнее оборудование для облегчения и установлено несколько чисто гоночных компонентов (кроме пластика).
Вся правда о Ducati V2: откровенный отчет Ratchet Motorrika о дебютном сезоне в Supersport
перейти в фотогалерею
Мотор/шасси
«В подходе к постройке Ducati мы исходили из того, что у нас есть бюджет, и мы понимали, что мотоспорт – дорогой спорт, и каждый лишний элемент требовал бы серьезных дополнительных затрат. И единственное, чего мы не успели сделать до начала сезона, это заменить стоковую систему охлаждения двигателя на гоночную. У Ducati V2 вообще «горячий мотор», он греется достаточно сильно, и его нужно охлаждать сильнее, чем в городской эксплуатации. Понимая это, мы с Антоном старались максимально избегать ситуаций с перегревом. И то, как прошли старты гонок в финале, с двумя прогревочными кругами, заминками на старте из-за технических проблем у соперников, это всё сразу же осложнило заезд…»
Вся правда о Ducati V2: откровенный отчет Ratchet Motorrika о дебютном сезоне в Supersport
перейти в фотогалерею
Проблемы с перегревом двигателя Ducati V2 – известная тема, и в нашем паддоке уже есть «жертвы» этой проблемы: Сергей Лосев лишился двигателя своего Panigale из-за перегрева, из-за чего надолго выбыл из обоймы и смог вернуться в строй полноценно только на финале TrackRaceDays уже в сентябре.
Вся правда о Ducati V2: откровенный отчет Ratchet Motorrika о дебютном сезоне в Supersport
перейти в фотогалерею
Но в области тюнинга категории «must have» Motorrika установила в стоковую вилку SHOWA Ducati V2 гоночные картриджи Ohlins, а также заменила задний амортизатор, а вместе с ним и новую прогрессию, что было допустимо по новому регламенту ЧР.
Вся правда о Ducati V2: откровенный отчет Ratchet Motorrika о дебютном сезоне в Supersport
перейти в фотогалерею
Амортизаторы настроены под параметры Антона Федорова, они, по сути, эксклюзивны. Остальное – сток. Либо каталожные элементы Spider, установленные исключительно с точки зрения облегчения стоковых.
Хотя регламентом не запрещается их менять, здесь стандартные траверсы Ducati. Возможно, они будут заменены на более легкие к новому сезону.
Вся правда о Ducati V2: откровенный отчет Ratchet Motorrika о дебютном сезоне в Supersport
перейти в фотогалерею
Дизайн Ducati Panigale, как V4, так и V2 подразумевает, что двигатель является несущим элементом шасси, то есть он является связующей частью между рулевой колонкой, вилкой с передним колесом и консольным маятником сзади, который крепится непосредственно к мотору. В этом есть, как большой положительный момент – общая жесткость конструкции, так и один большой негативный.
Коробкин объясняет: «Когда вышел в свет его дедушка, Ducati 1199, мы в Италии купили пять мотоциклов для команды. Итальянцы сразу предупредили, что в случае серьезного крэша мотоцикл восстанавливать нет смысла – геометрия шасси нарушается, восстанавливать просто нечего. То есть, вы берете мотоцикл, готовите его под свои нужды, а затем просто выкатываете «до железки».
«В то же время, нетрудно увидеть, что у нас в классе Supersport ездят Yamaha R6, которым уже по 10-12 лет, собраны-пересобраны из нескольких и продолжают ездить. Но основная затратная часть – это мотор»
Вся правда о Ducati V2: откровенный отчет Ratchet Motorrika о дебютном сезоне в Supersport
перейти в фотогалерею
С этой точки зрения, Ducati V2 достаточно одного мотора на 1-2 сезона. В нем, кроме масла, ничего менять не надо, если обходится без серьезных инцидентов.
Для повышения жесткости крепления амортизатора к двигателю Motorrika использовала усиленный блок компании Spider, дистрибьютором которого в России является уже много лет.
Вся правда о Ducati V2: откровенный отчет Ratchet Motorrika о дебютном сезоне в Supersport
перейти в фотогалерею
Суть апгрейда в том, что в базовой конфигурации амортизатор к блоку крепится одним болтом, на который приходится вся нагрузки, и по опыту эксплуатации Ducati, а также по статистике от коллег из Италии, Motorrika знает, что болт может ломаться в самый неподходящий момент. Spider выпустила альтернативную усиленную деталь, где болт «армирован» усилителем, и нагрузка приходится уже на втулку, а не на сам болт.
Далее, одним из самых эстетически привлекательных элементов является набор элементов DBK… который к красоте не имеет никакого отношения:
«Чистая практичность: именно эту часть подвески мы настраиваем процентов 75 всего времени – это геометрия задней части шасси. Комплект DBK – это готовый, уже установленный на мотоцикл инструмент для понятной регулировки геометрии».
Вся правда о Ducati V2: откровенный отчет Ratchet Motorrika о дебютном сезоне в Supersport
перейти в фотогалерею
Именно поэтому, вероятно, Ducati отказывается от своего фетиша – консольной подвески маятника на спортбайках с 2025 года. Консоль не обеспечивает должного уровня жесткости при все возрастающих нагрузках, и ее трудно регулировать. Классический (двухсторонний) маятник обеспечивает это лучше.
«Есть еще один момент: крепление колеса на консоли – одной гайкой. А для регулировки натяжения цепи – снова эксцентрик, которым регулируется весь хаб. Регулировка натяжения цепи незамедлительно меняет и баланс, положение заднего колеса в консоли. Приходится перенастраивать весь узел с линейкой, контролировать свесы и длину – всё положение, что требует большого внимания и опыта».
Вся правда о Ducati V2: откровенный отчет Ratchet Motorrika о дебютном сезоне в Supersport
перейти в фотогалерею
И в этой же связи настройки шасси под разные покрышки – совершенно разные. Motorrika потратила первые 3 этапа «Моторинга» на поиск этого баланса, собирая данные по крупицам, с нуля. Набор данных продолжается, и для некоторых комбинаций передней/задней покрышки есть только порядка 30% нужных сведений.
С точки зрения функционала и удобства был заменен хаб для звезд на задней консоли, поскольку стоковый не рассчитан на регулярную разборку, которая становится настоящей пыткой для механика. В тюнинговом хабе меняется коронка, для этого не надо разбирать весь узел.
Вся правда о Ducati V2: откровенный отчет Ratchet Motorrika о дебютном сезоне в Supersport
перейти в фотогалерею
«Этот хаб нужно обслуживать, разбирать. Но далеко не все владельцы Ducati этим вообще заморачиваются. Мы снимаем его, разбираем, выпрессовываем подшипники, заново их набиваем, ставим обратно. Втулка в маятнике также нуждается во внимании, потому что должна вращаться свободно».
Тормоза
Здесь существенно вмешиваться и менять ничего не пришлось, кроме магистралей - надо было создать собственную развязку под конкретную конфигурацию, которую привык использовать Федоров.
Вся правда о Ducati V2: откровенный отчет Ratchet Motorrika о дебютном сезоне в Supersport
перейти в фотогалерею
На Ducati V2 установлены стандартные Brembo Monobloc M4.32 4-поршневые суппорты с поддержкой Cornering ABS EVO, эта опция по понятным причинам заблокирована в «мозгах».
Вся правда о Ducati V2: откровенный отчет Ratchet Motorrika о дебютном сезоне в Supersport
перейти в фотогалерею
Motorrika давно и очень плотно работает в партнерстве с коллегами из московского офиса HEL. Парни накопили огромный опыт в производстве эксклюзивных шлангов тормозных магистралей, так что для этого Артуру достаточно послать небольшое ТЗ, а вечером уже забрать готовый продукт.
Вся правда о Ducati V2: откровенный отчет Ratchet Motorrika о дебютном сезоне в Supersport
перейти в фотогалерею
Для мотоцикла Федорова все магистрали изготовлены индивидуально, уже с учетом дизайна дополнительных компонентов, включая рычаг «thumb brake», дублера заднего тормоза, которым Антон пользуется регулярно, особенно, в правосторонних поворотах.
«Мировая» электроника
На мотоцикле буквально мотор из коробки, со стандартным сцеплением, стандартными тормозами и датчиками. Стандартные радиаторы охлаждения, как было отмечено выше.
Вся правда о Ducati V2: откровенный отчет Ratchet Motorrika о дебютном сезоне в Supersport
перейти в фотогалерею
Но блок управления двигателем – из World Supersport, MecTronik MKE7, прошитый официальным подрядчиком Dorna, компанией Solo Engineering.
«Это было самым простым – купить готовый комплект блока и проводки из Supersport, где всё управляется на лету и доступно: топливные карты, торможение двигателем, зажигание и пр. Базовый блок достаточно темная история» - отметил Коробкин.
Вся правда о Ducati V2: откровенный отчет Ratchet Motorrika о дебютном сезоне в Supersport
перейти в фотогалерею
В прошивке от производителя учтены все требования регламента Чемпионата России, включая блокировку трекшн-контроля, а также установку потолка оборотов мотора V2 на уровне (в начале сезона) 11000 об/мин против «мировых» 11750 об/мин.
Антон Федоров говорил о реальной необходимости подъема потолка до 11300-11500 об/мин, поскольку именно под эти показатели настроены все электронные стратегии MecTronic и Ducati. В результате диалога с Технической дирекцией чемпионата России, наглядной демонстрации производительности и телеметрии, доказывавших эту необходимость, решение было принято в пользу подъема лимита.
Вся правда о Ducati V2: откровенный отчет Ratchet Motorrika о дебютном сезоне в Supersport
перейти в фотогалерею
Блок управления и прошивку в Solo Engineering создают буквально под конкретного пилота в конкретной команде, под регламент чемпионата, в котором он собирается ехать.
Выводы от гуру
Артур Коробкин: «Я неоднократно слышал, что вот, Ducati – мощный мотоцикл, сел и поехал. Но сейчас у нас в Supersport два V2 против 5-6 Yamaha, и я бы не сказал, что у сильных ребят на Yamaha есть серьезные проблемы в борьбе с Ducati».
Вся правда о Ducati V2: откровенный отчет Ratchet Motorrika о дебютном сезоне в Supersport
перейти в фотогалерею
«И если они бы пересели на Ducati, то поняли бы, что это не какой-то болид, который 100% приведет их к победе. Они столкнутся со множеством нюансов. И если им удастся всё это познать и настроить мотоцикл под себя, то они смогут реализовать свои возможности лучше. Но если не удастся, то мотоцикл будет сложнее в управлении, чем R6. У Антона, когда первый раз ехал на V2, на правой ладони появилась огромная мозоль. Поэтому я считаю, что Ducati – это никакая не «пушка». Это мотоцикл своеобразный, он ничем не превосходит Yamaha. Вот то, что мы увидели на последнем этапе LEMARC, когда Настя Белякова ехала, и Антон не мог ее объехать на прямой. Но я не против, чтобы этих мотоциклов стало больше на стартовой решетке. Потому что они сегодня доступнее».
Какая польза от участия в чемпионате для Motorrika?
Артур Коробкин, являющийся одним из самых опытных специалистов в области гоночной инженерии в Российском кольце, уверен, что без подобного живого опыта компания и ее специалисты развиваться не могут:
«Для всего коллектива – это опыт. Механики, которые готовили мотоцикл, инженеры, которые с ним работали – этот опыт они применяют в дальнейшем, в том числе при консультировании клиентов, тех, кто хочет купить себе такой мотоцикл для города. Мы не стесняемся, говорим о слабых и сильных сторонах этого мотоцикла. А мы знаем все его нюансы».
Вся правда о Ducati V2: откровенный отчет Ratchet Motorrika о дебютном сезоне в Supersport
перейти в фотогалерею
«В любом случае, Motorrika стремится познавать новое. И хотя мы уже 15 лет работаем с Ducati – работали с «1098» и с «1199», V2 дал нам еще больше знаний с настройкой, нюансами этого мотоцикла. И я считаю, что никогда нельзя сказать, «я всё знаю». Любой проверенный годами мотоцикл может принести инженеру или механику новых взгляд на техническую составляющую, на настройку»
«В MotoGP пример на все времена: был Марк Маркес и Honda, и пришли туда другие ребята, которые… ну не могут они на «его» мотоцикле поехать никуда! Перешел Марк в другую команду, в Ducati, и не смог поехать «как на Honda», пришлось ему свой стиль полностью поменять. И с настройкой V2 у нас похожая история: у пилота – новые траектории, новый принцип подхода к прохождению поворотов. Нет единственно правильных траекторий, как оказывается! Потому что завтра найдется пилот, который Moscow Raceway за 1:37 проедет на таком V2, но с кардинально иными настройками – и они будут считаться идеальными, но кроме него никто не сможет так проехать. Поэтому никогда не поздно учиться».
Ducati в России становится больше
Как ни странно, но даже после всех санкций, парк Ducati в России прирастает, и это всё – новые, свежие мотоциклы современного поколения с двигателями V4 и новые V2.
Сервисный центр Motorrika
«В Москве стало много. Даже несмотря на уход дистрибьюторов, по параллельному импорту много везут Ducati из Японии. По нашей работе, прирост Ducati на сервисе +200%» - говорит Коробкин.
Выбор клиентов несложно объяснить: «Японские мотоциклы хороши, но на мой взгляд сейчас они чуть проигрывают европейцам по электронике, каким-то ездовым моментам. И в то же время… на V2 стоит вилка Showa – это японская вилка! И сейчас есть четкий тренд, что японские и европейские производители унифицируют мотоциклы под определенные компоненты. Подвески у V2 и V4 одинаковые. У Yamaha R6 последнего поколения (после 2017) половина элементов от R1: front-end в сборе, тормоза, вилка. «600-ку» сложно продавать. Если рядом стоят 600 и 1000 куб.см. мотоциклы с разницей в 300 тыс. рублей, тот, у кого есть деньги, не задумываясь купит «литр». Мало, кто задумывается, что начинать ездить проще на «600». А с Ducati V2 – можно!»
Больше детальных фотографий Ducati Panigale V2 - фотогалерее МОТОГОНКИ.РУ