МОТОГОНКИ.РУ, 25 февраля 2009 - Сегодня Honda представляет CBR600RR и CBR1000RR модели 2009 года, оснащенные революционной системой C-ABS, или "спортивного ABS", как его уже прозвали журналисты. Как на самом деле работает комбинированная система ABS, управляемая компьютером, МОТОГОНКИ.РУ узнали в R&D центре Honda Motors Rus.
В чем же суть системы "комбинированного ABS" от Honda? Впервые, рычаг переднего и лапка заднего тормоза не связаны напрямую с суппортами - нужное давление в контурах поддерживается при помощи дополнительного насоса.
Всем управляют единый блок ECU и два клапанных модулятора - по одному на заднее и переднее колесо: ECU отслеживает, с какой силой пилот давит на тормоза, а затем, модуляторы через систему клапанов, распределяют нагрузку на тормозные колодки. Пилот, хотя и не связан напрямую с суппортом, получает чуткий "фидбэк" от тормозной машинки - "обратную связь" искусственно создает система.
Хотя напрямую Honda и не называет это "тормозами по проводам", на деле так оно и есть!
Вторая часть C-ABS - собственно, сама антиблокировочная система. Датчики и "гребенки" расположены на тормозных дисках, впрочем, как и у всех остальных мотоциклов, но схема работы отличается от "классической": у Honda блоки ABS переднего и заднего контуров связаны через ECU!
Время реакции ABS чрезвычайно мало, а рывки, кои так не любят новички и "спортсмены", практически не ощущаются: система отпускает колодки на доли миллиметра, а затем, практически без задержки вновь повышает давление.
Даже если одно из колес близко к блокировке, C-ABS при помощи системы клапанов плавно перераспределяет нагрузку на другое колесо, компенсируя потери на торможении от срабатывания антиблокировочного клапана. Такие тормоза можно без риска использовать на гоночном треке даже в дождь. Стабильность мотоцикла при комбинированном торможении сохраняется даже в сильном наклоне, исключаются "клевки" и раскачка.
Honda не отступает от традиций: рычаг тормоза, расположенный на правом клип-опе "фаера" отвечает за работу преимущественно переднего контура, лапка под правой ногой - заднего. C-ABS вмешивается только в критических случаях.
У спортсменов, привыкших полагаться на собственные силы, естественно возникает вопрос: а можно ли это все выключить? Да, можно. При полном отключении блока C-ABS, система клапанов открывает "прямой" контроль над суппортами "с ручки". При замене заводских тормозных дисков на тюнинговые, "гребенка" ABS может быть снята (при желании), но можно ее и оставить.
C-ABS автоматически отключается на скоростях менее 6 км/ч (например, когда мотоцикл катят по гаражу). В случае любого сбоя в электронике, по-умолчанию, контуры также переходят в режим "прямого" контроля.
Вот с таким "умным" железом мы входим в сезон 2009 года! Первые тест-драйвы Honda CBR600RR и Fireblade 2009 года состоятся в марте, будем ждать результатов.