МОТОГОНКИ.РУ, 11 сентября 2008 - В середине 2007 года печальная новость пришла из центрального офиса FIA: Формула-1 не вернется на американские трассы в следующем сезоне. После восьми лет тесного сотрудничества с организаторами гонок в Индианаполисе, Берни Экклстоун неожиданно заявил, что "новых соглашений достигнуто не было". Причин для такого демарша было несколько.
Во-первых, Америка так и не приняла Формулу-1 в свою автогоночную семью. "Народные" серии, такие как IndyCar и NASCAR приносили миллионные барыши своим хозяевам, при этом суть их заключалась в возможности участия любой желающей команды. Были бы спонсоры и деньги на стартовые! Формула оказалась вне этой системы, так как чтобы войти в игру, американским компаниям просто не хватало ни средств, ни мощностей. А международные автоконцерны и не расчитывали увидеть на "своем поле" игроков из-за океана.
Во-вторых, международные стандарты FIA требовали все новых и новых вливаний средств в гоночные трассы, обеспечение безопасности и тому подобное. Американцы просто не привыкли вести дела таким образом. Многомиллионные вложения в "Старую кирпичницу" позволили сделать из исторического, но морально и физически устаревшего трека современную гоночную трассу, подходящую для Формулы-1. Но потребовались новые, не менее масштабные затраты. К тому же, Экклстоун потребовал повышения платы за использование своего бренда и права на трансляции. Почему?
Это третий пункт: команды Формулы-1 так и не смогли добиться от американской стороны теплого приема. Шинные тесты в Индианаполисе (и никакой другой гоночной трассе Америки) не проводились, и это привело к провальному USGP в 2005 году, когда команды Michelin отказались стартовать из-за наличия некой угрозы чрезмерного износа и перегрева покрышек. Убытки, которые понесли организаторы от возврата билетов, составили от 15 до 50 миллионов долларов. К тому же, тот случай существенно снизил зрительский интерес к гонкам. Если на иннаугурационном Гран При на трибунах было более 200000 зрителей, то после случая в 2005 году их число сократилось более чем в двое - до 95000 человек. Разумеется, организаторы в праве были требовать компенсаций... только вот от кого?.. Исполнительный директор IMS Тони Джордж прямо заявил Экклстоуну, что его компания не готова на такие траты, тем более - на оплату "страховки от невыезда".
И, наконец, четвертый пункт. Формула так и не нашла постоянного титульного спонсора в США. Ключевым моментом стали веяния на рынке, те же, что определили отношение американских производителей и рекламодателей к Чемпионату мира в 2000 году. Даже 300 миллионов телезрителей по всему миру не спасли положение. Для американцев поговорка "Москва - еще не вся Россия" (в национальной интерпретации, разумеется) ничего не значит. Вернее, они бы прочитали ее задом-наперед: "Весь мир - еще не Америка".
Имея за спиной такой багаж знаний, в Штаты пришла компания Dorna Sports. Она принесла с собой еще один чемпионат, ранее считавшийся американцами "чисто европейским" - MotoGP, "Королевский класс" мотогонок, не менее далеких для большинства рядовых американцев, чем Формула-1.
Зная нюансы работы с публикой в Америке, Dorna зашла сразу же через "запасную дверь". Американский рынок "подогрели" национальной идеей тотального превосходства в мировом мотоспорте - это был великолепный блеф Dorna, по поводу которого до сих пор ломают копья сторонники теории заговора ... нарочно ли Валентино России слил чемпионат мира 2006 года в пользу Никки Хейдена? Тем не менее, первая попытка, иннаугурационное Гран При Соединенных Штатов в Laguna Seca прошло на пять с плюсом.
Американским зрителям дали больше, чем они ожидали. Сначала Хейден выигрывает домашнюю гонку (всегда первый, Ник, всегда первый!), затем - весь чемпионат. На подхвате уже стояли новые американские герои, вчерашние лидеры AMA Superbike, хорошо знавшие свои домашние трассы. Лагуну в том числе. Американские гонщики на глазах у домашней публики занимали подиумы, гонки были мегазрелищными, с массой неожиданных моментов ... до поры. Пока остальные участники чемпионата не подтянулись до уровня знания трассы к американским пилотам. Не помогли вливания свежих сил. Но, машина уже была запущена!
Кармело Эспелета точно знал, без чего нельзя начинать бизнес в Америке. Без большого друга - надежного титульного спонсора и партнера. Здесь на все 100% лучшим выбором была компания Red Bull. Окрыляющие энергетики миллионными тиражами продаются по обе стороны океана! У "быка" в Штатах есть реальные конкуренты, которые быстро развиваются и вот уже протянули свои щупальца в святая святых - моторный спорт. Monster Energy плотно оккупировал самые посещаемые мотогонки - Суперкросс и Супербайк, и надо было срочно искать нечто большее, чем ограниченные в возможностях национальные серии, жестко подчиняющиеся системе управления AMA. Dorna и Red Bull нашли друг друга в этот подходящий момент. То, чего не смогла сделать армия менеджеров в Формуле-1, Эспелета добился менее чем за полгода.
Итак, два звена цепи были крепко-накрепко соединены вместе. Но стратегический план FIM и Dorna стал раскручиваться еще лучше, когда к игре подключился мистер Производитель Техники.
Yamaha стала первым серьезным партнером Чемпионата мира в Америке. В 2005, а затем и в 2006 году именно Yamaha сделала все, чтобы выйти на волне MotoGP на новый уровень продаж в США. Валентино не выиграл титула в 2006 году, но он блистал вместе с японским заводом по всему миру - от Мотеги до Лагуны Сека. Окончательно, цель Dorna была достигнута в 2007 году, когда к борьбе за звание Любимого Американского Мотобренда подключился и завод Ducati.
К 2007 году чемпионат MotoGP уже крепко стоял на ногах, в Лагуну приезжали фанаты со всех Штатов, из Мексики и Южной Америки. Начав с 58000 зрителей, чемпионат подрастерял положительный баланс за три года - лишь 47000 в этом сезоне, но зато получил новые возможности для роста. Второе Гран При, и где? В самой легендарной "Кирпичнице"!
Самый большой мотоциклетный рынок в мире - американский. С оговоркой: самый большой КРУПНОКУБАТУРНЫЙ рынок, а значит и самый дорогой, прибыльный. Так вот, сегодня за потребителя в Америке жестоко борятся Honda, Ducati и Yamaha. Заводы в США и Канаде имеют также Suzuki и Kawasaki. Пилоты "голубых" и "зеленых" пока не особенно блещут на полях мотосражений, но заводская команда Kawasaki Racing уже поспешила сообщить о продлении контракта с Джоном Хопкинсом, третим постоянным участником чемпионата из Америки. А значит, планы "бахнуть, и не раз" имеются и у "кавы".
А пока, на ниве Больших Призов лучше всех выезжать получается у Ducati. "Дукасы" рапортуют о рекордном увеличении продаж в Америке, планируют заполучить Никки Хейдена и завершить цикл в статусе Главного Продавца Самых Быстрых Мотоциклов уже в конце следующего сезона. Трехсторонняя привязка очевидна: завод + пилот + победа = продажи. "Выиграл сегодня - продал завтра!" - кажется боевой клич авто-мотодилеров Нового Света именно так и звучит?
Вполне вероятно, что совсем скоро в Больших Призах появится какой-нибудь прототип под маркой Harley-Davidson, с двигателем итальянских кровей - от MV Agusta, но с твердым намерением стать самым быстрым американским брендом.
Вобщем, пока схема, разработанная в темных корридорах испанской компании Dorna Sports, работает и приносит свои плоды. Три года без осечек.
Следующая зацепка-крючок, с которой Большие Призы должны были вскарабкаться на новый уровень в Штатах - молодежный мотоспорт. Показать, на сколько мировой уровень ушел вперед относительно устаревшего американского, было не так уж и сложно. Отставание американцев стало особенно очевидным после долгожданного этапа World Superbike в Миллере.
"Национальный мотоспорт в опасности!" - завопили местные издания и интернет-таблоиды, когда увидели, что пилоты национальной серии проигрывают с круга 10 секунд дебютантам из Германии. Где те американские герои, что способны победить на собственных гоночных треках японцев и австралицев, итальянцев и испанцев? Оказалось, что их как бы и нету. Вернее, из всего пелетона нашлись двое - Спайс (кстати, все-таки Спиес!!! я тут уточнил вчера ...) и Хайес (тут уже без разночтений). Только Джош уже никак по возрасту не проходит, а Спайс-Спиес вроде как в самый раз.
Dorna тут как тут со своим проектом Red Bull Rookies Cup. Найдем молодых талантов вместе - отличная тема, причем в Испании она была даже не столь популярна, как в Америке. Подумать только: в январе на отборочный тур приехало 600 претендентов на участие в Кубке! Вот он - потенциал. Шестьсот! Проект находится в самом начале своего пути, и это долгосрочная программа, расчитанная лет на 10. Не даром второе Гран При в Индианаполисе - полноценное, с участием классов GP125 и GP250!
Посмотрим, как подействовало на индианскую публику показательное выступление Никки Хейдена с отжигом резины на открытии "Новой Кирпичницы". Если 14 августа на трибунах обновленного Indianapolis Motor Speedway соберется хотя бы 50000 зрителей, значит план Dorna-FIM работает исправно, и чемпионат таки выйдет на уровень 100000 зрителей на территории Америки.
Учитывая соотношение любителей авто- и мотоспорта по всему миру, и тем более в США, то 100000 зрителей для MotoGP в долевом отношении гораздо больше, чем 200000 для Формулы-1. Рост есть? 100% за три года!
Контракты с трассами подписаны как минимум до конца 2010 года. А вот хватит ли энергии бессменного титульного спонсора чемпионата Red Bull, чтобы окрылить MotoGP в Америке лет этак на десять?
P.S. Уф... Наверно, "слишком много букв". Надо будет подскоратить на досуге.