МОТОГОНКИ.РУ, 21 декабря 2024 - Даже если кто-то из числа "пуристов", недовольных инновациями Dorna, возражает, это не значит, что испанская компания ошибалась. Но перед Liberty Media стоят задачи посложнее, чем просто «сделать красивую картинку».
Алекс Хофманн как тест-пилот KTM Factory Racing
Нет, Dorna действовала и продолжает действовать верно, уверен Хофманн, который был инсайдером MotoGP как призовой пилот, как тест-пилот и разработчик KTM и Aprilia Racing, а затем как ключевая фигура на спортивном телевидении Red Bull с многомиллионной аудиторией.
Первый довод Хофманна основан именно на опыте работе на телевидении:
«Сегодня чрезвычайно важно достучаться до зрителя, сидящего на диване в своей гостиной. Классического телевидения недостаточно, оно менее информативно и плоско доносит повестку. Деталей гораздо больше. В рамках одной программы невозможно рассказать обо всем. MotoGP настолько многогранен, что нуждается в значительном расширении своего представления».
«Например, молодежь не любит длинные программы, поэтому переключается на другой канал посреди гонки, если она ей наскучила. Это - реальность. Заставлять их смотреть гонки от и до - не выход, но есть другие способы, как удержать их в теме или привлечь к более глубокой заинтересованности. Dorna сделала шаги в эту сторону, но их должно быть больше».
Алекс Хофманн, ведущий телеканала ServusTV
В этой связи, все попытки изменить ситуацию и внести в мотогонки что-то новое, предпринятые Dorna в 2022-23 годах, оказались успешными. Пусть поначалу их отвергали, но в 2024 все увидели, что это принесло плоды, говорит Хофманн:
«Я оцениваю 80% инноваций MotoGP в этот период как позитивное развитие. Гонки действительно захватывающие и разнообразные. Все три класса интересны. В Moto3 судьба победы решается обычно в последнем повороте или на финишной линии, что будоражит зрителей. По тому же пути идут старшие классы. Гонки очень интересны для болельщиков, как по телевизору, так и на трассе. И есть 20%, которые мы могли бы сделать лучше»
Пик технологического совершенствования прототипов MotoGP уже пройден. Гонщикам вновь приходится проявлять изобретательность, чтобы добиться лучшего результата, чем их соперники на практически равных мотоциклах. Это - новая волна роста персонального вовлечения спортсменов, новых идолов спорта:
«Основное внимание снова уделяется таланту гонщика. Мы увидим еще больше скольжений и смелых атак на грани, которые будут граничить с серьезными ошибками и падениями. Эти ситуации будут подталкивать пилотов к изобретательности. Был целый сезон 2022 года, когда все пытались придумать новые способы обгона и борьбы. В 2023 году пошли в ход новые трюки, а в 2024 их было множество. Создана новая теоретическая база. Спорт будет улучшаться. Он будет, как минимум, таким же зрелищным, но скорее всего, станет еще ярче. Так что я с оптимизмом смотрю в будущее MotoGP».
В то же время, MotoGP переживает период серьезных потрясений. В 2027 году вводятся новые правила, все заводы должны подготовиться к этому надлежащим образом. Даже при существенном расслоении уровня конкурентоспособности между Ducati и остальными игроками интрига в чемпионате сохранялась. Видя всё это, Liberty Media решила войти в игру, взяв MotoGP под свое крыло и сделать с чемпионатом то же, что ей удалось сделать с Формулой-1 - превратить серию в почти круглогодичное шоу с миллиардом поклонников по всему миру.
KTM признал себя банкротом 29 ноября 2024 года, что стало настоящим шоком для всей индустрии
Но шокирующие новости о банкротстве KTM могут испортить картину. Это - один из вызовов, с которым Dorna и Liberty предстоит справиться, чтобы пережить переходный период.
«Думаю, им [Liberty] придется инвестировать в MotoGP больше, чем те средства, что они уже запланировали вложить [4.2 млрд евро]. Надеюсь, что эта сделка состоится и будет завершена нормально, поскольку обе стороны видят пользу от нее. Рано или поздно... но это лучше, чем никогда».
Хофманн как бывший гонщик знает, что зрителю, чтобы полюбить мотогонки, надо проникнуться атмосферой и понять, на какой подвиг идут спортсмены, когда стартуют с решетки и начинают битву на скорости в 300 км/ч. Как донести это до зрителя, еще не имеющего понятия об адреналине, которые вырабатывается даже у человека, смотрящего MotoGP по телевизору и сопереживающего наравне с членами команд?
В этом плане, у Liberty есть подходящий опыт и знания. Создание документального сериала «Drive to Survive» о Формуле-1 буквально перевернуло мир на «до и после»: даже те, кто никогда не смотрел F1, после сериала "заболели" гонками. Там было показано всё, как на самом деле, а не только то, что видит гонщик во время заезда...
Алекс Хофманн и Штефан Брадль, репортеры на пит-лейне MotoGP
«Liberty Media задела тонкие чувства зрителей своей документалкой на Netflix. Неважно, считаем мы этот сериал удачным или неудачным с художественной точки зрения, или с точки зрения критиков. Он попал в цель! Они поняли, как достучаться до масс. Это путь, по которому нужно идти и MotoGP».
«Я убежден: этот опыт позволит Liberty сделать мотоспорт более профессиональным и интересным для широкой публики. И как по мне, Регламент 2027 года более справедливый в целом. Они уберут ненужные гаджеты, которые давали одним большое преимущество, а других заставляли поступаться их многолетними принципами, ломая традиции и раздражая "пуристов". В этом спорте есть традиции, и они великие. Я считаю, читерство здесь не совсем уместно. Надо, чтобы спорт вышел на передний план».
Неужели, "пуристы" получат, чего требовали последние 5 лет - читеров искоренят?
«Не совсем так, - отвечает Хофманн, - Но мы, в итоге, получили более справедливые правила. "Пуристы" составляют существенную часть лояльной аудитории MotoGP. Но остальные тоже многочисленны. Под "остальными" я подразумеваю тех, кто смотрит гонки как шоу ["с поп-корном"], не переживая особо за техническую составляющую, нюансы. И те, и другие очень важны! Напомню, что аудитория фанатов MotoGP - это тысячная часть мирового населения. Здесь нужно действовать аккуратно, чтобы не обидеть чувства каждой группы. Сейчас мы не говорим о массовом шоу для миллиардов, нет. Фанаты MotoGP - это особый тип людей. И если взять курс "на массы", то "пуристов" глубоко оскорбятся. Они будут обижены и, вероятно, отвернутся от MotoGP. У Liberty непростая задача, как избежать этого».
Сможет ли Liberty в будущем увеличить MotoGP до размеров Формулы-1, как в плане календаря, так и географии?
«Пока это мало вероятный сценарий, поскольку мы привязаны к традиционным гоночным трассам. Даже если Liberty захочет внезапно провести уличную гонку MotoGP в Лас-Вегасе и Сингапуре, это недопустимо, и FIM должна встать на защиту интересов пилотов и команд. И чемпионат ограничен техническими возможностями команд: в мире не так много гоночных инженеров и механиков, чтобы команды MotoGP могли создавать отдельные бригады для Азии и для Европы, например. Ограничений для роста пока больше, чем возможностей».
Неожиданное появление Киану Ривза на Гран-При Германии MotoGP 2024
А как насчет VIP-ов? Liberty любит приглашать важных гостей на свои гонки, чтобы привлекать внимание аудитории. В MotoGP тоже такое стало случаться чаще, чем раньше.
«Надо ясно понимать, что VIP-персоны не появляются на гонках спонтанно, это часть сценария, коммерческая история. VIP-ы тоже делятся на тех, кто "совместим" с данными видами спорта и совершенно для их промоушена не подходит. Ну, что-то в этом духе. А так, это действительно интересная тема. Есть много знаменитостей, общаться с которыми в прямом эфире на гонках сплошное удовольствие! Киану Ривз, например».
Наконец, если ли шанс - провести объединенное Гран-При Формулы-1 и MotoGP в будущем? Ведь теперь это становится возможным... Или нет?
«Не поверите, но я приветствую эту идею! Это стало бы самым крутым событием сезона, но... Пока есть ряд юридических аспектов, которые мешают организации. Однако не исключаю, что в течение пары сезонов решение будет найдено. Что-то вроде Super Motorsports Weekend. Такой формат существует, но не в рамках правил FIA и FIM. Если подобное событие состоится, это будет только Формула-1 и MotoGP, а младшие классы и гонки поддержки будут исключены».
«Подобное событие должно проводиться на трассе, одинаково подходящей и для мотогонок, и для Формулы-1. Например, Барселона - подходящее место. Думаю, что проведение такого мероприятия Liberty просто необходимо для взаимного оплодотворения аудиторий!»