МОТОГОНКИ.РУ, 5 сентября 2024 - «Ему просто дали выиграть эту гонку» - самая банальная и самая забавная гипотеза, которую только можно было только прочитать в комментариях.
Пьеро Тарамассо, Michelin Motorsport
Пьеро Тарамассо, босс подразделения Michelin Motorsport в MotoGP прокомментировал ситуацию МОТОГОНКИ.РУ следующим образом:
«Что же, интересная теория! Но все-таки мне кажется, что все команды были в равных условиях: ни у кого нет хрустального шара для гаданий, мы его еще не изобрели, - смеется Тарамассо. - Смотрите. Утром в воскресенье все начали буквально с нуля, потому что ночью шел проливной дождь, и утреннюю разминку все начали на дождевых покрышках. Трек был достаточно грязным, так что никто не смог попробовать какие-то альтернативные решения перед стартом длинной гонки. В этих условиях, [инженеры] Michelin дали командам рекомендацию - использовать нейтральный набор резины Medium/Medium, поскольку по итогам практик она дала оптимальный баланс. Команды собрали дату на Tissot Sprint Race, сделали определенные выводы. Дальше, каждый начал свою игру в плане точной настройки байков. Иными словами, перед стартом AragonGP все были в равных условиях, дальше всё решали сами команды и, конечно, их уважаемые пилоты».
Марк Маркес перед стартом Гран-При Арагона
Все команды без исключений выбрали Medium/Medium для установки на AragonGP, поскольку иного пути не было - не хватало данных для собственного анализа, и все полагались на экспертный опыт инженеров Michelin
Еще одним важным моментом было то, что последнее решение принималось пилотами уже на стартовой решетке перед гонкой. Практически все команды сменили задние покрышки на своих прототипах. Они использовали в гонке подготовленные и заранее прогретые Michelin PowerSlick Medium (с разной степенью потертости), чтобы обеспечить мгновенный держак с первого круга - эта "технология" была предложена Michelin командам еще в 2022 году, и многие ей действительно пользуются.
Pramac Racing меняет Хорхе Мартину заднюю покрышку на обкатанный Medium
Состояние трека на Motorland менялась буквально каждую сессию. Фактически, команды начинали каждый день уикенда с нуля. Разница между пятницей и субботой была большой, но между субботой и утром воскресенья - колоссальная. Однако погода в середине дня, когда состоялись Tissot Sprint Race в субботу и главная гонка воскресенье оказалась практически одинаковой: температура была лишь на 2 градуса ниже в воскресной гонке, чем накануне. На счастье пилотов MotoGP, состояние трека, в итоге, оказалось аналогичным субботе: поэтому те, кто начал уикенд хорошо, просто смог собрать воедино все полученные сведения и сделать лучшую ставку на собственный сетап и тонкий тюнинг шасси.
«Общий баланс держака и выносливости, в итоге, оказался лучше именно в воскресенье. Установка Medium назад снизила нагрузку на переднее колесо. Команды получили преимущество после перенастройки front-end на основе данных со спринтовой гонки, учитывая этот момент. С этой точки зрения, передние колеса отработали гораздо лучше именно в длинной гонке. Думаю, что для Марка [Маркеса] это сыграло бОльшую роль, чем для остальных из-за его стиля, ведь он привык нагружать front-end. Он с самого начала уикенда чувствовал front-end лучше и провел хорошую гонку».
«Другие? Хорхе Мартин провел отличный заезд. Проехал так, чтобы учесть все негативные последствия - планомерный износ резины, производительность в начале гонки, учет отставания соперников в конце. Мы полностью довольны работой покрышек в эти выходные, несмотря на все негативные вводные! Готовы к Мизано. Многим теперь интересно, что будет дальше».
Марк Маркес, Gresini Racing
Победитель Гран-При Арагона Марк Маркес из Gresini Racing действительно проехал обе гонки, но особенно, длинный заезд на 28 кругов по Motorland Aragon, как он действительно умеет.
Впервые с начала сезона он был похож на себя самого, ехал естественно для себя, без напряжения - легко. Он чувствовал Ducati GP23 именно так, как хотел с самого первого дня работы с Desmosedici
Вот, что он сказал после гонки, что не попало в растиражированные испанскими и итальянскими журналистами интервью:
«На самом деле, это был один из самых сложных уикендов в сезоне, - начал Маркес, - С точки зрения шинного менеджмента, у нас не было вообще никакой стабильности: каждый день - новый трек. Думаю, для инженеров Michelin это был чистый ад. В условиях грязного и скользкого асфальта у нас начинался грейнинг** на переднем колесе, но сегодня [в воскресенье] его не было вовсе. Мы просто следовали совету Michelin - использовали более жесткую заднюю покрышку, которая облегчила пилотирование в этих условиях. Это было легкое и эффективное решение! Я получил огромное удовольствие от езды по Арагону».
Gresini Racing меняет Маркесу покрышки на стартовой решетке
«Сегодня мы извлекли максимум производительности из GP23. Когда в середине гонки Хорхе начал накатывать и сокращать отставание, у меня был хороший запас для некоторого ускорения, чем я и воспользовался. В общем, как я и сказал - идеальный уикенд!» - добавил Марк.
** Грейнинг [ Graining, англ. ] - эффект выкрашивания покрышки, в результате которого под действием соскальзывания из рабочего слоя резины начинают выбиваться крупные гранулы компаунда. Последствия грейнинга - образование бороздок на покрышке, что существенно снижает комфорт при прохождении поворотов и общий держак. Чаще этот эффект проявляется в прохладных условиях, когда уровень держака на переднем и заднем колесе мотоцикла разнятся (сзади - больше, спереди - меньше).
Согласно Тарамассо, грейнинг в субботу начинался из-за избыточного давления заднего колеса на шасси, поскольку в спринтовой гонке был использован более мягкий компаунд, дававший больше зацепа на разгоне, но гораздо важнее - на торможении, при использовании Engine Brake. В этом случае, заднее колесо толкает шасси вперед сильнее, и переднее колесо подвергается большему стрессу. С покрышками Medium этого эффекта уже не было, между задним и передним колесами установился баланс по нагрузке.
Марк Маркес: мы просто следовали совету Michelin
Маркес использовал оба шанса на 100%, поскольку он идеально чувствует front-end мотоцикла - именно это чувство он развил в себе, пользуясь возможность доводить до падения Honda RC213V в 2018 году, когда он установил рекорд по количеству крэшей за сезон. Этот навык дал ему феноменальную обратную связь с Ducati GP23 в Арагоне, когда остальные пилоты "полагались на приборы"
Избыточный держак - это не всегда хорошо, поскольку он заставляет мотоциклы «ехать как по рельсам», по четкой траектории. Марк Маркес всегда был мастером скольжения и контроля над прототипом MotoGP, и он всегда выступал за отказ от винглетов именно по этой причине: развесистая аэродинамика перегружает покрышки и создавая избыточный держак, но делая прототипы более «вязкими» и «тяжелыми» в поворотах - ими труднее управлять.