МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Видео Календарь Контакты РЕКЛАМА В СМИ
MotoGP
Лента новостей
»
[300250] Реклама. ООО «Хилтек», ИНН 7735575181 рекламодатель erid: 2SDnjcuFLgr
4 января 2024 в 11:15 | 25381
 
Кирилл Чернышев, редактор, тест-пилот © MOTOGONKI.RU

История MotoGP: 2004

MotoGP как бренд и понятие появился в 2000, став самостоятельной единицей в 2002, когда FIM и Dorna Sports совершили главную техническую революцию в истории Мото Гран-При - перешли с 2-тактного стандарта двигателя на 4-тактный. Первые два сезона были переходными - сезонами обучения, за которые произошел большой отсев энтузиастов, а остались только самые сильные и выносливые... Продолжение истории MotoGP на МОТОГОНКИ.РУ: сезон-2004
[970250] Реклама. ООО «БК СИСТЕМА». ИНН 7702850040. Erid: 2SDnje5GN6w

МОТОГОНКИ.РУ, 4 января 2024 - О том, как появился хорошо знакомый нам сегодня бренд MotoGP, читайте в вводной статье Краткое введение в MotoGP

MotoGP: 2002-2003

История MotoGP: 2005

Главные тенденции первых двух сезонов MotoGP 2002 и 2003 годов - доминирование Honda, рождение Легенды Валентино Росси, пробуждение Ducati, первая попытка входа Aprilia и массы энтузиастов, решивших покорить Олимп мотоспорта - продолжение здесь.

Валентино Росси, король MotoGP и икона мотоспорта
Валентино Росси, король MotoGP и икона мотоспорта

Валентино Росси - главная звезда MotoGP


Росси ворвался в Мото Гран-При в 1996 году и быстро стал известным, благодаря своему обаянию и поддержке друзей. Ради карьеры гонщика Валентино даже бросил школу. Когда он вступил в чемпионат мира, ему впервые пришлось пропускать дни и недели, путешествуя по миру. Факт, что из-за Тихоокеанского тура 1997 года ему пришлось пропустить целый месяц занятий, потому что сезон стартовал в Японии, Малайзии и Индонезии. Дела в школе не ладились, и семья приняла решение, что Валентино лучше посвятить себя карьере, тем более, что она шла в гору.

Величайший стёб фан-клуба Валентино Росси - Освальдо, несуществующий спонсор пилота
Величайший стёб фан-клуба Валентино Росси - Освальдо, несуществующий спонсор пилота

Группа поддержки Валентино из Тавульи преобразовалась в фан-клуб, который генерировал замечательные маркетинговые идеи, некоторые из которых были просто гениальными, другие - забавными. Но и те, и другие запомнились на годы, а мерч, который фан-клуб рисовал для этих событий, - бестселлером и основой официальной продукции бренда VR46.

Когда Росси стал подниматься на подиум, группа поддержки решила выдумывать разные перформансы, готовясь к первым победам, чтобы сделать их нескучными незабываемыми. Первым таким в 1997 году стал круг почета Валентино с резиновой куклой на бензобаке. Все запомнили шутки Валентино, такие, как прокат по треку с человеком в костюме Цыпленка Освальдо, заход в туалет после победы на Circuito de Jerez (мол, Валентино так быстро проехал гонку, потому что ему приспичило - и это было действительно забавно) и так далее - пресса быстро подхватывала штуки, включая фейковые, выдуманные буквально на ходу... Это нравилось публике и читателям изданий!

Валентино Росси против Макса Бьяджи
Валентино Росси против Макса Бьяджи

Интересно, что самому первому перформансу предшествовала история... закулисного противостояния с Максом Бьяджи. Росси не планировал каким-то образом обидеть Макса, с которым у Валентино уже случались словесные баталии на страницах итальянских изданий, но всё сложилось так, будто было спланировано нарочно.

Перед Гран-При Италии в Муджелло Бьяджи дал интервью, заявив, что его персональной гостьей на выходных будет супермодель Наоми Кэмпбелл. В те дни распространялись слухи, что у Бьяджи роман с чернокожей моделью, правда, скорее, это был легкий флирт. Журналисты задали вопрос Росси, который в те дни уже был одним из ключевых соперников Макса, что он думает об этом. Валентино ответил: «Да? В таком случае, моей гостьей в Муджелло будет Клаудиа Шиффер [другая топ-модель 90-х]».

Валентино Росси и Клаудиа Шиффер
Валентино Росси и Клаудиа Шиффер

Кукла, которую приобрели Валентино и Уччио для своего первого перформанса долго ждала в коробке своего звездного часа: ее купили еще в 1996 и готовили к Гран-При Имолы, но тогда кукла не пригодилась. Парни прозвали ее именно так - Клаудиа Шиффер. Причем, по-итальянски немецкая фамилия Schiffer звучит как «скифo», что в прямом переводе значит «пошлый». Росси выиграл гонку и прохватил круг почета с резиновой Клаудией, что лишь усугубило отношения с Максом Бьяджи, потому что журналисты тут же растрезвонили о «шикарном ответе Валентино на вызов» со стороны Корсара.

Переход Росси в Королевский класс в 2000 году уже в статусе 2-кратного чемпиона мира привел к тому, что словесные баталии с Бьяджи переросли в реальные схватки на треке и даже пару реальных потасовок за кулисами, как перед самым подиумом Гран-При Каталонии 2001 года. Битва продолжалась 4 года и переросла в экзистенциальное противостояние двух противоборствующих лагерей - «красного» (Бьяджи) и «желтого» (Росси): в 2002 Росси представлял заводской лагерь Honda, Бьяджи вступил в заводскую Yamaha. 2003 год был особенно богат на дуэли, что радовало трибуны. Бьяджи действительно оказал серьезное давление на Валентино, вырвав у него несколько побед, но Валентино всё равно второй раз стал чемпионом MotoGP, причем, с огромным запасом по очкам, досрочно.

Валентино Росси стал двукратным чемпионом MotoGP в цветах Repsol Honda
Валентино Росси стал двукратным чемпионом MotoGP в цветах Repsol Honda

Считают, что именно Бьяджи запустил в эфир идею, что Росси выигрывает гонки, исключительно благодаря гению Honda и мощности прототипа RC211V, самого удачного мотоцикла в новейшей истории MotoGP. Валентино на это не отреагировал. Внешне. Но внутри у него горел огонь.

Мир MotoGP вновь изменился в межсезонье 2003-2004, после того, как Валентино Росси внезапно для всех сделал заявление об уходе из Repsol Honda и переходе в Yamaha. Тогда как Бьяджи оказался по другую сторону баррикад, с Honda.

Валентино Росси: внезапный поворот карьеры


В отличие от событий 2023 года и ухода Марка Маркеса из Repsol Honda, о шансах ухода Валентино Росси не догадывался никто, даже в его собственном окружении. Маркесу было трудно скрыть свое разочарование после Гран-При Германии и срыва в Ассене, поэтому возможность досрочного разрыва контракта с Honda муссировалась всю вторую половину сезона. Современные медийные технологии осветили буквально все нюансы сделки с HRC и Gresini Racing... Но осенью 2003 года главным источником информации был конкретный человек, и если этот человек не хотел ничего рассказывать, он мог сохранить секрет до последней минуты.

Прощальная пресс-конференция Валентино Росси в Валенсии 2003 года
Прощальная пресс-конференция Валентино Росси в Валенсии 2003 года

В своей автобиографической книге «What If I Had Never Tried It» Валентино так описывал события октября 2003 года: первое знакомство с "его Эм" состоялось под покровом ночи, Валентино вместе с Джереми Бёржессом и Уччио договорились заранее с Лином Джарвисом, что встреча пройдет ночью, когда паддок спит, за закрытыми дверями. Росси затем объяснил: Honda не разрешила бы ему участвовать в осенних тестах, поскольку его контракт истекал только 31 декабря - так именно и произошло, когда Росси заявил о желании уйти в Yamaha!

Проблема Honda состояла в том, что Валентино увел за собой всю свою "золотую команду" под руководством JB - всех, кто с 1992 года работал на HRC с Миком Дуэйном, затем, с Росси в специально созданной для него "типа частной" команде Honda в 2000-2001, затем, в Repsol.

Решение Валентино Росси о выходе из сверхуспешной программы Honda было воспринято в паддоке, как чистой воды идиотизм. Он и сам на пресс-конференции в Валенсии сказал, что так оно всё это и выглядит. Но о реальных причинах Валентино поведал, спустя два года, когда уже стал великим чемпионом Yamaha.

Валентино Росси выигрывает Гран-При Южной Африки, первую гонку MotoGP 2004 года с Yamaha
Валентино Росси выигрывает Гран-При Южной Африки, первую гонку MotoGP 2004 года с Yamaha

«У нас есть 2 года, чтобы обрести уверенность и сделать байк. Очевидно, что выиграть титул с первой попытки нет никаких шансов. Но мы точно сделаем это на второй год» - пообещал Росси директору заводской команды Лину Джарвису и тогдашнему лидеру проекта Yamaha Mission One Масао Фурусаве. Но Бёржесс на самом деле был иного мнения и считал, что выиграть титул с Yamaha можно сразу...

...и сезон 2004 года Росси начал убедительной победой Росси в Южной Африке!

*** Подробнее о сотрудничестве Росси и Фурусавы и о том, как им удалось сделать выдающимся один из самых трудных прототипов MotoGP начала 4-тактной эпохи, читайте на МОТОГОНКИ.РУ в цикле статей История Yamaha Mission One в MotoGP, а частности, во второй части - Великий тандем.

Сезон-2004


Именно сезон 2004 года можно считать первым истинным годом MotoGP, когда все, наконец, научились пользоваться мощными 990-кубовыми двигателями, поняли динамику новых шасси... и это привело к стремительному развитию мотоциклетных технологий в следующее десятилетие.

Прежде всего, Dorna анонсировала большие изменения в правилах MotoGP. Среди прочего, именно в 2004 году был введен совершенно новый формат стартовой решетки с тремя мотоциклами в линию (против 4-х, как было до того). Это значительно повысило значимость квалификаций. Были введены ограничения скорости проезда по пит-лейну 85 км/ч, а также новый штраф «Ride-Through» - заезд на пит-лейн и проезд по нему с ограничением скорости во время гонки. FIM ввела новую систему флаговой и световой сигнализации и объявила об их синхронизации с целью повышения безопасности гонок. Впервые, желтый флаг обрел свое сегодняшнее значение именно тогда - сигнализация об опасности в данном секторе, запрет на проведение обгона до появления зеленого флага.

MotoGP: Класс 2004
MotoGP: Класс 2004

Минимальная масса прототипа MotoGP была установлена на отметке в 158 кг для 4-цилиндровых мотоциклов и в 138 кг для 3-цилиндровых, что должно было дать преимущество некоторым новым игрокам... но было уже поздно - их компании почти все разорились после 2003 года, и для многих 2004-й стал последним в MotoGP.

Также, именно в 2004 году Dorna сформировала все свои медийные и административные Кодексы, заставив команды и пилотов, а также журналистов, фотографов и операторов подписывать специальные протоколы о допуске (аккредитацию) и неукоснительно следовать предписаниям. Таким образом, Dorna ограничила значимость сторонних СМИ и телеканалов на пути к созданию собственной вещательной компании, по сути, получившей монополию на производство видео и прочего контента - Dorna TV Compound. Телевизионное подразделение Dorna Sports появилось на свет в 2001 году, но лишь в 2004 сделало первые шаги к тому современному представлению мотогонок, которое мы имеем в 2023 году.

Невозможное - возможно!


Первые большие тесты Yamaha Racing устроила для Росси в Монце, за закрытыми дверями. Если в Валенсии Росси мог просто посидеть на YZR-M1, то в Монце он влюбился в «свою Эм» по уши. Росси рассказал, что когда в конце тестового дня слез с Yamaha, от него ждали каких-то комментариев или просьб - улучшить то, изменить это. Но он слез с мотоцикла и стоял несколько минут, просто глядя на него и гладя по баку, трогая грипсы, а затем выдал: «Что ж, стоя здесь, посреди бокса, с этого места мотоцикл выглядит нет так уж плохо!» - и через мгновение весь собравшийся коллектив разработчиков, команда, японцы, Джарвис, Бёржесс - все взорвались искренним смехом. Росси был в восторге то мотоцикла, который еще предстояло доделать за 3 оставшихся до старта чемпионата месяца.

Валентино Росси его бессменный шеф команды Джереми Бёржесс
Валентино Росси его бессменный шеф команды Джереми Бёржесс

По сути, Росси и Бёржесс начали свой путь по MotoGP с нуля. Но опыт, который "золотая команда" Валентино получила в ходе работы с Honda, та невербальная связь, появившаяся между пилотом и его шеф-механиком, сотворили чудо. Бёржесс досконально знал все требования Росси, каждую его просьбу. JB передал японцам буквально все пожелания, которые только могли возникнуть у его "клиента" еще до тестов в Монце! И угадал все из них.

Сезон начался в Сепанге большими тестами IRTA MotoGP, где все заводы представили свои обновления. В 2004 году тесты IRTA Sepang состоялись раньше обычного, в январе, и у Yamaha было немного времени, чтобы подготовить полностью новый YZR-M1 для Росси. Но мир уже знал, что его ожидает сенсация. Поэтому, на тестах в Малайзии было полным-полно журналистов, фотографов и операторов. Включая Марка Нила, который снимал продолжение своего фильма, Faster & Faster, и Росси определенно должен был стать одним из главных героев этой документалки. После Сепанга перед стартом сезона прошли еще 3 серии официальных испытаний, включая Phillip Island в Австралии и заключительные, в Барселоне.

Одним из ключевых решений, которые сделали Yamaha M1 лучше по характеристикам, чем бывший Honda RC211V Росси, была радикальная смена подвески

Росси объяснял это так. Yamaha M1, как и все японские прототипы, комплектовался подвеской Showa; японские компании традиционно поддерживали тесные отношения, плюс, именно у Showa в Испании было самое сильное подразделение и гоночный R&D департамент, где работали, возможно, самые светлые умы. Но к началу XXI века времена пионеров гоночных технологий уже прошли, независимые специалисты и компании, создавшие в 90-х базу инженерии MotoGP, теперь работали, либо в заводских командах, либо у таких работодателей, как Showa. Но параллельно развивались бренды, типа Brembo и Ohlins, также делавшие ставку на продвижение и развитие через мотогонки. И с Ohlins у итальянцев были традиционно лучше отношения, чем в Showa.

Валентино Росси на тестах IRTA Sepang MotoGP 2004
Валентино Росси на тестах IRTA Sepang MotoGP 2004

И хотя гоночная инженерия в те годы развивалась, телеметрия и системы сбора данных были еще достаточно простыми. Всё базировалось на ощущениях пилотов, которые иногда подкрепляли какими-то данными с немногочисленных датчиков.

Но если пилот не чувствовал явной проблемы, он страдал от старта до финиша, не понимая причин. Так было с Yamaha: обновленная геометрия YZR 2003 года изменила развесовку мотоцикла, увеличив нагрузку на переднее колесо; но заводскую вилку Showa после этого не меняли. Причину обнаружили на самых первых тестах в Монце. При торможении и любом изменении нагрузки, Showa складывалась до упора, так что крыло буквально ложилось на переднюю покрышку и создавало бороздки, при наличии которых колесо просто "кончалось". Росси и Бёржесс были в хороших отношениях с Ohlins и настояли на замене подвески - вилки и амортизатора на новую вилку, которую Ohlins разрабатывала для Ducati. Новая вилка дала больше упругости и спасла переднее колесо от повреждений даже при очень крутом торможении, в чем Валентино был великий мастер.

Стартовая решетка MotoGP 2004 года
Стартовая решетка MotoGP 2004 года

В Австралии Yamaha впервые предоставила Валентино на пробу версию двигателя YZR «Big Bang» с парным поджигом смеси в цилиндрах с промежутком в 180°, благодаря чему рядная "четверка" Yamaha повела себя, почти как V4. Росси очень нравилась плавность и управляемость мотоцикла, но также существенное превосходство над Honda в плане расхода резины. «Big bang» давал абсолютное преимущество в поворотах и в общей стабильности, но был существенно медленней всех моторов в паддоке, в первую очередь, по сравнению с RC211V, где так же экспериментировали с конфигурациями «Big Bang» и «Screamer». Несмотря на отсутствие скорости на прямых, на Phillip Island Росси оказался быстрее по времени круга, чем лучшие представители Honda - Колин Эдвардс и Сет Жибернау.

«Мощность решает не всё!» - эта аксиома и по сей день правит умами японских инженеров Yamaha. Но разница между 2003 и 2023 слишком велика...

Росси окрестил Yamaha YZR-M1 своей новой подружкой, «своей Эм». По сути, прототип претерпел полное перерождение под руководством Масао Фурусавы, а гидом в 3-месячной перестройке были Бёржесс и Росси. Мотоцикл, который принес Yamaha только две победы в 2002 году и ни одной в 2003, позволил Валентино выиграть 9 гонок в 2004 и стать чемпионом MotoGP в 4-й раз подряд, на совершенно новом байке.

Макс Бьяджи получил желанный Honda RC211V Валентино Росси, но так и не стал чемпионом MotoGP!
Макс Бьяджи получил желанный Honda RC211V Валентино Росси, но так и не стал чемпионом MotoGP!

Перед началом сезона не было явного фаворита. Росси сменил завод, и никто даже представить себе не мог, чтобы он выиграл что-то с Yamaha. Бьяджи был наиболее вероятным претендентом, но уже на тестах стало ясно, что Сет Жибернау может опередить итальянца, если... сможет справиться со своими эмоциями.

И только в Honda Racing понимали четко: Росси - главный противник, и чтобы побить его, группировку в MotoGP усилили максимально, оснастив все команды актуальными версиями RC211V. А этот прототип уже отличался от байка, на котором Росси выиграл первые два титула MotoGP в 2002 и 2003, он был и быстрее, и мощнее, и совершенней, благодаря новому пакету электроники.

Макс Бьяджи получил улучшенный чемпионский Honda RC211V Росси, но это не помогло Корсару одержать верх над Валентино! Это полностью разрушило миф о том, что Росси - «человек одного мотоцикла», и что Honda RC211V - абсолютное wunderwaffe: в итоге, усиленная группировка Honda - ни Макс Бьяджи, ни Сет Жибернау, новый принципиальный конкурент Росси, ни Алекс Баррош с новобранцем заводской команды Никки Хейденом не смогли одолеть Валентино на борту M1!

Никки Хейден, Repsol Honda
Никки Хейден, Repsol Honda

Honda RC211V поколения 2004 года базировался на совершенно новом шасси, а двигатель стал еще мощнее и быстрее. По спецификации, представленной Repsol Honda в 2004, мощность прототипа достигла отметки 250 л.с. при 16000 об./мин., благодаря переходу от 90-градусной схемы к V5 с наклоном цилиндров в 75.5°. Концепт рамы и маятника уже отличался от исходника (NSR500) и был спроектирован с нуля, чтобы обеспечить большую жесткость конструкции, поскольку двигатель Honda оказался самым мощным (после Aprilia RS Cube) в паддоке, но в отличие от Aprilia, был управляемым. Новый дизайн задней подвески Pro-Link обеспечивал лучшую передачу мощности, благодаря лучшему балансу и развесовке. Но в модели 2005 года японские инженеры сделали еще один большой шаг вперед, существенно, почти на 50 мм увесичив колесную базу, что дало больше стабильности и скорости на прямых. Эти изменения были внесены в экспериментальное шасси, опробованное пилотами Honda на традиционных сезонных тестах MotoGP в Брно, в августе 2004. Заводские пилоты Repsol получили обновление сразу, что позволило Алексу Баррошу улучшить результаты в среднем, но не дало превосходства над соперниками. Никки Хейден, напротив, "забраковал" более стабильный RC211V - его результативность после Гран-При Чехии снизилась, он допустил три схода и опустился в чемпионате на 8-е место.

Сет Жибернау, главный конкурент Росси в 2004 году
Сет Жибернау, главный конкурент Росси в 2004 году

После 2004 года инженерия Honda сконцентрировалась на двух основных направлениях деятельности - это создание оптимальной развесовки шасси при плавном наращивании мощности двигателя, что также потребовало от HRC внедрения большого количества контролирующей электроники и побудило Корпорацию заняться разработкой уникальных технологий, воплощенных затем, как прототипах MotoGP, так и серийных мотоциклах.

Honda, Yamaha и Kawasaki быстро набирались опыта. Aprilia, Suzuki, Proton KR, WCM угасали, не выдержав конкуренции с большими и жирными заводами

Росси доказал, что человек важнее машины


Если план Honda состоял в абсолютном доминировании, то Валентино Росси удалось впервые доказать, что человекоориентированный подход к разработке прототипа, а также личное вложение усилий и мотивация могут одержать верх в противостоянии с большой и сложной Корпорацией.

Заклятые враги: Валентино Росси и Сет Жибернау
Заклятые враги: Валентино Росси и Сет Жибернау

Если бы не Валентино Росси, пилоты Honda возглавили был ТОП-8 чемпионата MotoGP 2004 года. Валентино единственным из конкурентов HRC регулярно "наказывал" своего бывшего работодателя за несколько явных знаков неуважения, проявленных к молодому и амбициозному итальянцу... Но Росси не создал абсолютной победоносной машины "для всех и каждого", лишь существенно улучшив базовую версию YZR-M1. Так, партнер Росси по Gauloises Fortuna Yamaha - Карлос Чека лишь однажды смог подняться на подиум в 2004 году - на Гран-При Франции (2 место после Жибернау), причем, с Росси он там не встретился, потому что Валентино не попал в ТОП-3, его смог оттеснить Бьяджи. Напарники по саттелиту Tech3 Yamaha - Марко Меландри и Норик Абе завершили сезон за пределами ТОП-10, потому что выступали на прототипе модели 2003 года; лишь в следующем сезоне саттелит получил шасси и двигатель нового поколения.

Что сделало 2004 год особенным?


Пилоты стали играть важнейшую роль, поскольку не всем удалось научиться ездить на сверхмощных прототипах MotoGP. В списках участников чемпионата появились многие звезды World Superbike, AMA Superbike, австралийского ASBK, японского JSBK-1000 и других национальных топовых серий. Но пересаживаясь на 240-сильные прототипы, мотогонщики, до того имевшие дело, максимум, с серийными мотоциклами до 160 л.с., были просто ошеломлены возможностями и потенциалом гранприйных байков: ускорение, карбоновые тормоза, сверхцепкие покрышки, сваренные Dunlop, Michelin и Bridgestone специально на заказ для каждого производителя - всё это не вписывалось в их представления о мотогонках.

Валентино Росси - мастер скольжения в повороте и позднего торможения (MotoGP, 2004)
Валентино Росси - мастер скольжения в повороте и позднего торможения (MotoGP, 2004)

Шейн Бирн, Рубен Чаус, Никки Хейден, Грегорио Лавилла, Джеймс Эллисон, Джеймс Хайдон, Мишель Фабрицио, Нил Ходжсон, Юти Юи, Тору Укава - большинство из них не смогли постичь секрета пилотирования MotoGP, в чемпионате остались единицы из них, кто сумел. Преимущество получили гонщики с опытом езды на легких мотоциклах, как ни странно, мало связанных с супербайками: супермото, flat-track и тому подобные "развлечения" дали гонщикам четкие понятия о скольжении как процессе - где точка опоры, где контроль и так далее. И эти чувствва стали играть ключевую роль в контроле над прототипами с 990-кубовыми двигателями!

Езда на прототипе MotoGP стала доставлять реальное удовольствие тем, кто смог проникнуть в тайны пилотажа

Как объяснял «Король Кенни» - Кенни Робертс-старший (до Гран-При выигравший массу призов и титулов в американском флет-треке и подсадивший на него сыновей), на своевременном начале слайда в повороте можно было получить преимущество до 0.2 секунды с круга. Джон Хопкинс дополнил это тем, что грань между правильным и неправильным ощущением слишком тонкая, и нельзя просто - открыть дроссель и рвануть вперед; из-за отсутствия развитой системы трекшн-контроля мотоцикл просто... потеряет ход (начнет буксовать на месте), а пилот потеряет ценное время и скорость.

Валентино Росси выиграл титул чемпиона MotoGP вместе с Yamaha с первой попытки
Валентино Росси выиграл титул чемпиона MotoGP вместе с Yamaha с первой попытки

Второй суперспособностью, которую развивали в себе пилоты MotoGP начала 2000-ных, стало умение позднего торможения и обгона перед входом в поворот. Валентино Росси на Yamaha довел это умение до совершенства и опережал соперников на мощных Honda и Ducati, втискиваясь перед ними в повороте и имея больше скорости на дуге. Даже мощный «выстрел» из поворота, какой давали Honda и Ducati, лишь частично компенсировал потери на входе.

Главная причина, по которой Honda потеряла Росси


Многие по-прежнему считают, что основной причиной является отказ Honda в просьбе Валентино - подарить ему чемпионский Honda NSR500, с которым он выиграл свой первый титул MotoGP в 2001 году. Этот миф был создан самим Валентино в ходе одного из интервью с лояльными итальянскими изданиями, спустя пару лет после ухода в Yamaha. Росси рассказал, что HRC согласилась на «подарок», и все нюансы были улажены, но затем прототип был отправлен в музей Honda на Twin Ring Motegi (где стоит по сей день). В Honda Росси отказались как-то комментировать решение, сухо сказав, что «прототип - собственность компании и является неотъемлемой частью ее истории» - и точка.

Алекс Баррош (Repsol Honda) в затруднительном положении, MotoGP 2004
Алекс Баррош (Repsol Honda) в затруднительном положении, MotoGP 2004

Конечно, такой поворот мог расстроить эмоционального итальянца. Но не более того!

Истинной причиной, по которой Росси покинул Honda, стало демонстративное отношение работодателя к сотруднику, как винтику в системе

Валентино - человек весьма свободолюбивый и независимый, а когда такому явно указывают на его место в системе, это начинает его угнетать и лишать удовольствия от самого процесса. Но видя, какого успеха Росси добился за два года работы с Honda RC211V, в Корпорации решили, что им удалось создать wunderwaffe на все времена - и отношение к фавориту заводской команды изменилось, стало более формальным, хотя и по-прежнему уважительным. Однако, Росси почувствовал, что компания стала считать мотоцикл важнее пилота.

В 2003 году Росси уже не участвовал в разработке Honda RC211V, его вообще мало допускали к мотоциклам, кроме непосредственно в часы работы на треке. Сама работа в боксах проходила за закрытыми дверями. Это происходило не из-за недоверия к пилоту, а из-за соблюдения строгой субординации в проекте и режима секретности. Росси был в буквальном смысле влюблен в свои мотоциклы, но отсутствие возможности проводить с ними больше времени ранило его. Возможно, ситуация с NSR500 и стала катализатором, но формальное отношение и отсутствие чувства сопричастности к проекту - вот единственная причина перехода в Yamaha, где Росси дали «зеленый свет» на разработку прототипа и гарантировали полную поддержку любых идей команды Бёржесса. Кстати, то же самое, в итоге, разрушило будущий союз Росси и Ducati и побудило Валентино вернуться в Yamaha!

Валентино Росси и Масао Фурусава, босс проекта Yamaha Mission One с 2000 по 2010 год
Валентино Росси и Масао Фурусава, босс проекта Yamaha Mission One с 2000 по 2010 год

Переход от сотрудничества с Showa к Ohlins был значимым изменением в стиле работы для японской компании, однако, выполнение решения гарантировал лично Масао Фурусава, для которого Валентино сам был источником вдохновения. Благодаря этому и образовался такой целостный тандем, продержавшийся до 2010 года.

Лагерь Yamaha сформирован


Изначально, в MotoGP у Yamaha не было каких-то четких рамок развития. Любая команда могла получить мотоциклы, были бы деньги! Партнером с первого дня стала французская команда Tech3 Эрве Поншараля. Проект WCM взял у Yamaha только двигатели YZR как базу для своего прототипа, наконец, d'Antin Racing купила мотоциклы целиком в 2003. Yamaha в те годы не могла обеспечить клиентские команды инженерами, поскольку шла разработка собственного проекта. Поэтому, видя низкий уровень поддержки и производительности YZR-M1, в конце сезона Луиса Д'Антен сменил партнера на Ducati. Так появилась команда, которую сегодня мы знаем как Pramac Racing: сначала, Паоло Кампинотти пришел к Д'Антену в качестве спонсора, затем стал партнером, а позже выкупил основную долю в команде.

Уход d'Antin сформировал новую политику Yamaha Racing, которая сохраняется по сей день: концентрация на качестве технического обеспечения и не более 4-х прототипов в паддоке - 2 заводских и 2 саттелитных. Tech3 осталась партнером Yamaha на 20 лет.

Быстрый взлет Ducati обернулся провалом


После блистательного вступления в MotoGP, в Борго-Панигале уже стали примеряться к шансам на корону. Но 2004 год расставил всё по местам: победу в битве за титулы одержали Большие Бюджеты, четкая система координации и R&D, а на втором месте - энтузиазм и напористость конкретных пилотов. У Ducati же в то время были только энтузиазм и напористость.

Ducati Desmosedici GP4 (2004)
Ducati Desmosedici GP4 (2004)

Главное, чего не было у Ducati Corse, это четкой и систематизированной связи между R&D в Борго-Панигале и непосредственной гоночной командой. По сути, Прециози и ведущий разработчик и испытатель D16 Вито Гуарески вместе с рядом "полевых инженеров" вели работу по сбору информации на треке, и лишь по окончании гонок возвращались в Болонью, где строили планы по развитию прототипа. На доработку D16 в сезон у них уже просто не оставалось ни сил, ни времени. Плюс, новые правила 2004 года запрещали заводским коллективам проводить испытания прототипов по ходу сезона. То есть, вести разработку Филиппо и Вито могли лишь в рамках этапов MotoGP, просто предлагая призовым пилотам попробовать то или иное обновление, на работу над которым у них уходило слишком много времени.

Заводской дуэт Ducati в 2004 году
Заводской дуэт Ducati в 2004 году

Команда Филиппо Прециози столкнулась с проблемами роста. Если в 2003 году Ducati Desmosedici GP3 был мощнее и быстрее Honda, то в 2004 конкуренты сделали работу над ошибками, обнажив явные недостатки D16. Лорис Капиросси и Трой Бейлисс начали второй год в MotoGP у границ ТОП-10 и заверишили чемпионат на 9 и 14 месте.

С ростом скоростей, первая версия шасси D16 перестала удовлетворять потребности пилотов: появилась острая нужда в хорошей управляемости и контроле

Первый саттелит Ducati - d'Antin MotoGP на треке представляли лучшие сыны заводских команд Superbike - Рубен Чаус и Нил Ходжсон. Чаус, типичный южанин с необузданным характером умудрился нащупать точку опоры в работе с Ducati GP4, но задержался в Больших Призах лишь на пару сезонов. Рассудительный и интеллигентный Ходжсон покинул MotoGP уже в конце года, не сумев обрести уверенность... Вернувшись в Супербайк, он вновь был успешен! Иными словами, от двух новобранцев в 2004 году Ducati не получили никакой обратной связи и помощи.

Прециози и его инженеры потратили полгода, чтобы понять, где проигрывают. Desmosedici перекроили, прежде всего, по линии шасси, которое удалось сделать более жестким. Перемены произошли в геометрии, в дизайне рулевой колонки. Был доработан двигатель, система выпуска впервые получила особые формы вместо тупых прямотоков с пронзительными нотками. Собрать оптимальный вариант D16 удалось только на тестах в Брно. Капиросси и Бейлисс, наконец, вернулись на подиум в Австралии и Валенсии.

MotoGP: 2002-2003

История MotoGP: 2005

Важные новости
 
Три «икса»: новый мотошлем NOLAN X-903 Ultra Carbon и его братья X-803 и X-804 – все нюансы
Три «икса»: новый мотошлем NOLAN X-903 Ultra Carbon и его братья X-803 и X-804 – все нюансы

По просьбам читателей, расскажем все подробности о новинке мотосезона 2025 года – серии мотошлемов NOLAN X-903 Ultra Carbon. Чем же он отличается от своих топовых предшественников – X-803 Ultra Carbon RS и флагмана линейки NOLAN X-804 Ultra Carbon RS. И вообще, братья ли они?
Конец: банкротство KTM ведет к выходу из MotoGP
Конец: банкротство KTM ведет к выходу из MotoGP

В Австрии состоялось первое заседание комитета по реструктуризации долговых обязательств производителя мотоциклов KTM AG, а также его дочерних предприятий. К сожалению, никаких поблажек не будет: кризисный менеджер уже объявил о ряде жестких мер по снижению затрат, среди которых обязательство закрыть программу в Мото Гран-При - во всех классах от Moto3 до MotoGP.
Yamaha R6 - всё! World Supersport пересел на R9
Yamaha R6 - всё! World Supersport пересел на R9

Король умер. Да здравствует король! - это про Yamaha R-серии. Официальные списки FIM команд и участников чемпионата мира World Supersport 2025 года красноречиво говорят о едином тренде: Yamaha YZF-R6 - всё. Его больше нет с нами... Добро пожаловать в новый дивный мир Yamaha R9!
World Superbike - Кто в команде 2025: Топрак Разгатлиоглу выйдет на старт под №1
World Superbike - Кто в команде 2025: Топрак Разгатлиоглу выйдет на старт под №1

Финальный список команд и пилотов чемпионата мира по Супербайку - World Superbike, World Supersport и World Supersport 300 образца 2025 года анонсирован: 87 пилотов в трех классах будут представлять 19 стран мира. Все стартовые номера и мотоциклы.
MotoGP 2025: Марк Маркес подтвердил прощание с Red Bull и добавил - это не навсегда!
MotoGP 2025: Марк Маркес подтвердил прощание с Red Bull и добавил - это не навсегда!

В Зальцбурге, в знаменитом павильоне Hangar 7, принадлежащем Red Bull, Марк Маркес провел свой последний эфир в качестве пилота компании, с которой он шел рука об руку с 2008 года: подписание контракта с Ducati Lenovo Team на выступление в MotoGP с 2025 по 2026 годы означает необходимость разрыва с производителем энергетиков... Обычно, это происходит раз - и навсегда. Но Марк умный мальчик, и он уже знает хитрый ход, который может дать ему второй шанс - вернуться. Как? Читайте внимательно!
Сделка Liberty Media по приобретению MotoGP не прошла Еврокомиссию
Сделка Liberty Media по приобретению MotoGP не прошла Еврокомиссию

Плохие новости для американцев пришли из Брюсселя: Liberty Media не разрешили безусловную покупку Dorna Sports и всех ее активов с первой попытки! Речь идет о приобретении владельцем прав на Формулу-1 ключевых гоночных серий по кольцевым мотогонкам - MotoGP, World Superbike, MotoE и WorldWCR. ЕК усмотрела в этом риск создания монополии в руках американской группы и объявила расследование, что вынудило стороны сдвинуть дедлайн по сделке на 6 месяцев.
Ducati объявила дату презентации своих программ в MotoGP, WorldSBK и MXGP 2025 года
Ducati объявила дату презентации своих программ в MotoGP, WorldSBK и MXGP 2025 года

Ежегодная шоу-презентация заводских гоночных проектов Ducati Corse - Campioni in Pista пройдет традиционно с шиком на горнолыжном курорте Мадонна-ди-Кампильо в Трентино: на этот раз, там будут представлены три проекта - в MotoGP, World Superbike и чемпионате мира по мотокроссу, дебютный сезон в MXGP.
Мнение эксперта: банкротство KTM может разрушить сделку Dorna с Liberty Media по MotoGP
Мнение эксперта: банкротство KTM может разрушить сделку Dorna с Liberty Media по MotoGP

По мнению менеджера и советника некоторых проектов из Мото Гран-При родом из Италии Дарио де Вета, коллапс KTM не был чем-то неожиданным для узкого круга вовлеченных в этот проект лиц, а значит, налицо явная махинация, что может оказать серьезное влияние на сделку по продаже чемпионата MotoGP американской Liberty Media. Де Вет высказал мнение, которое вовлеченные в MotoGP журналисты просто боялись озвучивать лично. Вот его доводы.
Банкротство KTM: PMG выставила на продажу контрольный пакет акций MV Agusta
Банкротство KTM: PMG выставила на продажу контрольный пакет акций MV Agusta

Следом за рядом противоречивых новостей из Ширанны, что в Варези (Италия), MV Agusta поспешила опубликовать открытое письмо-обращение к неопределенному кругу лиц с заявлением о своей фактической независимости от KTM, несмотря на то, что австрийская компания по-прежнему владеет 50.1% акций итальянской компании.
Переходим в режим шоу: официальный запуск сезона MotoGP 2025 года состоится в Бангкоке
Переходим в режим шоу: официальный запуск сезона MotoGP 2025 года состоится в Бангкоке

9 февраля 2025 года, сразу после завершения тестов в Сепанге все команды и пилоты MotoGP переместятся в столицу Таиланда Бангкок, где Dorna Sports устроит пышный праздник в формате MotoGP Awards с уличным шоу и красной дорожкой. Можно ли это будет увидеть на экране или придется лететь в Тай лично?
 
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 4 января 2024
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2024 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ.

Все содержащиеся на cайте сведения носят исключительно информационный характер. Информация о товарах не является публичной офертой. Указанные цены являются ориентировочными и могут отличаться от действительных цен на конкретные единицы продукции.

Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
MotoGP
MotoGP - зарегистрированный торговый знак Dorna Sports S.L. | Copyright © 2024 Dorna Sports S.L. All rights reserved
МОТОГОНКИ.РУ


1905338
годовая
аудитория
246440
читателей
за месяц
5835
прочитано статей
за сутки

РЕКЛАМА В СМИ
Новости Фото Видео Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости мотоиндустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOFOTO.RU © 2003-2024

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message
motogp чемпионат мира результаты мотокросс wsbk world superbike worldsbk видео mxgp мото гран-при марк маркес большие призы комментарии валентино росси квалификация интервью repsol honda гонка moto2 тесты moto3 mx2 ducati motogp23 травма мотогонки ktm хорхе лоренцо суперкросс авария мотогп honda ama supercross чемпионат россии гран-при катара misano world circuit circuito de jerez трансляция hrc евгений бобрышев yamaha aprilia racing world supersport wss phillip island qatargp fp2 losail international circuit honda racing гран-при валенсии